РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ, ПРИ РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПРИМЕРЕ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА НА ТЕМУ «МЕТОД СИММЕТРИИ. СВОЙСТВА СИММЕТРИИ».


РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ, ПРИ РЕШЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПРИМЕРЕ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА НА ТЕМУ: «МЕТОД СИММЕТРИИ. СВОЙСТВА СИММЕТРИИ».
Матвеева А.А,
Россия, г. Астрахань, МБОУ г. Астрахани «СОШ № 71»
Рассматривается роль информационных технологий в образовании, в частности при решении математических задач. Приводится пример комбинированного урока с работой на компьютерах на примере изучения темы «Метод симметрии. Свойства симметрии».
С появлением информационных технологий, жизнь человека кардинально изменилась. Они стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым атрибутом. Информатизация охватила сегодня все стороны жизни современного общества.
Процесс информатизации имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Под влиянием процесса информатизации появилась необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных ИКТ, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. ИКТ, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.Внедрение новых ИКТ в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Опыт работы педагогов в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся. Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.[1]
Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом трудностей развития школьного образования в нашей стране. Причины этого в следующем:
- в изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне резкого падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;
- в сокращении количества уроков математики в школе (в частности геометрии);
- в оторванности содержания математического образования от жизни;
- в малом воздействии на чувства и эмоции учащихся.[2]
Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения, творческого и логического мышления учащихся. Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания.
Можно сформулировать следующие цели использования компьютера на уроках математики: 1) развитие межпредметных связей математики и информатики; 2) формирование компьютерной грамотности; 3) развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; 4) реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Рассмотрим пример комбинированного урока математики с применением ИКТ при изучении темы «Метод симметрии. Свойства симметрии».
Урок проводится в кабинете информатики. После краткой теории, которая представлена в виде презентации переходим к решению задач.
Ученики располагаются за компьютерами, начинают работать в графическом редакторе Paint.
Перед тем, как приступить к решению задач можно предложить ученикам изобразить основные свойства симметрии.
-317511430Для любой точки плоскости всегда можно построить симметричную ей точку относительно прямой
-190571120Отрезок, соединяющий симметричные точки, перпендикулярен оси симметрии и делится ею пополам
-1295400104140Если отрезок MN симметричен отрезку относительно прямой l, то их длины равны.
Данное задание выполняется при помощи изображения простейших геометрических фигур (прямая и точка), а также с применением функций «копировать», «вставить» и «отразить по вертикали». Все эти знания получены учениками на уроке информатики.
Задача:
Дана прямая l и точки А и В по одну сторону от нее. Найдем на прямой точку М, чтобы путь из А в В через М был кратчайшим, т.е. длина ломанной АМВ была бы наименьшей.

Решение:
Построим точку А1, симметричную точке А относительно прямой l. Проведем прямую А1В. Тогда точка пересечения А1В и l будет нужной нам точкой.
Решение на компьютере:
Изображаем прямую l и точки А и В. Выделяем рисунок так, чтобы нижняя граница проходила по прямой l и копируем его. Вставляем фрагмент рисунка и отражаем его по вертикали. Далее проводим прямую А1В и находим нужную нам точку.
-101609525Таким образом, самостоятельно построив решение и применив некоторые умения работы в графическом редакторе, ученики хорошо запомнят последовательность решения и полученный результат.
Литература
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
Актуальные проблемы современного образования / ред. М.И. Махмутова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2001. – 420 c.
“THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION, AT THE DECISION OF MATHEMATICAL PROBLEMS ON THE EXAMPLE OF THE COMBINED LESSON ON THE THEME: "THE METHOD OF SYMMETRY. SYMMETRY PROPERTIES"
Matveyeva A.A.
Russia, Astrakhan, MBEI of Astrakhan «SGS № 71»
Discusses the importance of information technologies in education, in particular at the decision of mathematical problems. Is an example of a combined lesson with work on computers on the example of the topic "the Method of symmetry. Symmetry properties".