Презентация: Использование современных образовательных технологий на уроках физики


«Использование современных образовательных технологий на уроках физики»учитель физики МБОУ СОШ №3с. Арзгир, Арзгирского районаСтавропольского краяКолесник Людмила Николаевна Мы живем в обществе, которое полностью зависит от науки и технологии и в котором мало кто знает хоть что-нибудь о науке и технологии.Карл Саган. В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей,подготовка личности «информационного общества»,дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить,формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Использование ИКТ на уроках физики обусловлено причинами Возможное применение средств ИКТ на уроках различных типов ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ малоспособные дети  (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);педагогически запущенные детиколеблется в пределах 10 – 40%);дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся). В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы· 1 -я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала; · 2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала; · 3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала. Цели дифференцированного обучения:ДЛЯ 1-Й ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ:Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; ликвидировать пробелы в знаниях и умениях; сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;  ДЛЯ 2-Й ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ:развить устойчивый интерес к предмету; закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала; сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;  ДЛЯ 3-Й ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ:развить устойчивый интерес к предмету; сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи; развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством. ПОДБОР ЗАДАНИЙ ДЛЯ ГРУППОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОСУЩЕСТВЛЯТЬ С УЧЕТОМ:обязательных результатов обучения; межпредметных связей; практической направленности Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней: А. Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона.  В. Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.  С. Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.   Технология опорных схем Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала, это ассоциативный символ (стрелка, знак, слово,..), заменяющий некое смысловое значение.  Технология опорных схемЛаконичность. Максимум закодированной информации при минимуме печатных знаков.Удобство восприятия и воспроизведения. Структура должна быть удобна и для запоминания, и для воспроизведения, графическое расположение сигналов не должны вызывать трудности.Цветовое оформление. Правильно использованные цвета должны привлекать, заострять внимание на главном. Опорные сигналы имеют значение и для учителя и для ученика. сжимает информацию;экономит время;наглядно демонстрирует связи между составными компонентами;помогает выделять главное;облегчает понимание новой информации;упрощает процесс запоминания новых терминов;активизирует учащихся;благотворно действует на психологический климат урока  Виды и формы опорных сигналов Виды:смысловые;ассоциативные;аббревиатурные;вербальные;графические.Формы:схемы;рисунки;таблицы;диаграммы;ассоциативное поле;опорные конспекты;алгоритмы. Технология проблемного обучения Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача — направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Работа по решению поставленных проблем требует от учащихся самостоятельности, нестандартности в подходе к решению, фантазии и творчества. Эта система охватывает все этапы урока: изложение нового материала, закрепление, обобщение, систематизацию ранее изученного, лабораторные работы, экспериментальные работы , решение задач, исследовательские экспериментальные задачи,выполнение домашних заданий. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕПРОБЛЕМНОЕ И РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ обеспечивает учащихся системой определённых знанийактивизирует мыслительную деятельность учащихсяформирует познавательный интерессоздаёт предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления у учащихсясоздаёт предпосылки для развития навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации Проблемно-поисковые методы обучения эффективны для обучения учащихся в классах физико-математического направления и в классах филологического направления;организация учебного процесса базируется на принципе проблемности;задачи позволяют ученикам сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься; задачи позволяют ученику даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить его к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Способы постановки и решения учебных проблем.На этапе изучения новой темы – это проблемное изложение материала, т.е. словесная формулировка проблемы или ряда проблем (даже тема урока формулируется в форме вопроса), которые ставит и решает учитель. На этапе закрепления изученной темы разрешение проблемы организуется с помощью системы вопросов,Широко используются задачи-проблемы на уроках решения задач, когда происходит закрепление и систематизация знаний, после достаточно хорошего усвоения материала. Задания на применение основных логических операцийЗадания на сравнение и систематизацию материала (развивают память, наблюдательность и внимание)задачи, в которых в решении заранее заложена ошибка (развивают аналитические способности, наблюдательность и внимание)задания «с поиском предметов (понятий)» (развивают наблюдательность и внимание)Задания на применение основных логических операций ( на абстрагирование, на обобщение, на конкретизацию, на классификацию, на установление связей между понятиями) Методы алгоритмизации проблемного обучения Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся (учитель). Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися (иногда с дополнениями или поправками учителя) . Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.