Тема урока: Отработка способов выделения звуков, слогов в слове

Урок обучения грамоте в 1 классе
Шишмаревой Танзили Фаатовны
Тема урока: Отработка способов выделения звуков, слогов в слове
Цель: продолжить работу по выделению звуков, слогов в слове.
Задачи:  отработать способы выделения звуков в слове,  способы выделения слогов в слове, применяя его на практике.
развивать фонематический слух, речь, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
воспитывать коммуникативную культуру общения
Тип урока: Урок отработки частных задач
Ход урока
1. Орг. момент.
-Прозвенел звонок, начинаем урок обучения грамоте. Сегодня у нас много гостей, давайте поздороваемся с нашими гостями как школьники. Подарите друг другу улыбки. Я хочу, чтобы у нас все получилось сегодня на уроке, и тогда мы сможем подняться выше на ступеньку в освоении новых знаний.
2. Актуализация прежних знаний.
-Из чего состоит наша речь? ( Наша речь состоит из высказываний)
-Что такое высказывание? (Когда мы хотим что-то сообщить, выразить какую-то мысль, мы произносим высказывание. Чтобы слова могли выразить мысль, они должны связываться между собой).
- Из чего состоят высказывания? (Из слов).
--Как мы показываем, что это модель высказывания? (Вагончики соединяем, это говорит о том , что слова связаны между собой)
-Что называют слова? ( Слова-предметы, признаки предмета, действия предмета, служебные слова).
-Каким способом определить, что слово называет?( Задать вопрос к слову)
- Расскажите, всё что вы знаете о словах-предметах, приводя примеры, о словах-признаках, о словах-действиях, о служебных словах, какую роль они выполняют, на какие вопросы отвечают.
-
3.Работа в паре.
-Вы много знаете о словах русского языка. А теперь все свои знания и умения вы попробуете применить, выполняя задание в паре.
-Покажите готовность работы в паре.
«Выбери лишнее слово» - доказать, обосновать свой выбор.
1.Лишнее слово - живёт
2.Лишнее слово-девочка
3. Лишнее слово – капает
-Вы просто молодцы! Все сделали правильно. Покажите на кружках, если вы всё.
Оценка:
Зелёный - знаю, умею, могу помочь!
Жёлтый - сомневаюсь, не уверен!
Красный - я не знаю, прошу помощи!
- Поднимите руки, кто поднял зелёный кружок?
4.- Несколько уроков назад вы сделали ,важное открытие.
-Из чего же состоит слово? ( Не из любых, а именно из звуков человеческой речи. Всё-таки первая необходимая форма слова, без которой оно вообще не может существовать-звуковая)
- Каким способом выделить звук в слове? ( Дедушка Ус советует произносить каждый звук в слове протяжно, долго)
-Как мы договорились обозначать модель звуков?( Квадратиками и тогда ни один звук не потеряется).
- Ещё из чего состоят слова? ( Из звуковых кусочков-слоги. Мы иногда произносим слова по каким-то кусочкам, например ,если нам нужно произнести слово медленно или прокричать).
-Каким способом делим слова на слоги? ( Способов много: можем прохлопать слова или посмотреть сколько раз откроется (разомкнётся) наш рот , ставим ладонь руки под подбородок и считаем удары подбородка о ладонь)
5.Работа в группе:
-Способы вы все знаете, попробуйте применить свои знания, выполнив следующее задание:
- Я предлагаю вам поработать в группах:
-Прежде чем начать работу в группе, вспомним правила работы настоящей группы ( не ссорится, договариваться, меньшинство подчиняется большинству, показывать готовность, доделывать работу до конца, работать быстро, один за всех и все за одного).
- Давайте договоримся, по каким критериям будем оценивать групповую работу.
Критериальное оценивание работы групп:
Критерии

№ группы
Как работала группа? (Дружно, тихо)
Дисциплина
Как записала результат?
Оформление
Правильность выполнения задания.
Правильность

1 группа




2 группа




3 группа




4 группа




5 группа





Задание группам:
Составьте звуковые и слоговые модели следующих слов:
-Итак, представим работу групп. От каждой группы приглашаем по одному представителю.
-Какую учебную задачу решали?
-Почему ошиблись?
-В чём трудности?
-Что посоветуем ребятам этой группы? ( Потренироваться дома, попросить помощь..).
Оценка учителем.
Я хочу поблагодарить.. группу:
- за умение давать полные ответы
- за умение доказывать, отстаивать свое мнение
- за слаженную работу в группе
-за аккуратно оформленные работы
- за правильно выполненное задание.

Оценка:
1.-Оцените свои умения выделять звуки на волшебной линеечке.
2.- На нашей линеечке отметьте, пожалуйста, научились ли вы определять количество слогов в слове при произношении слова.
6. Итог урока
- Чему учились на уроке? ( Мы научились выделять звуки, делить слова на звуковые кусочки-слоги и составлять модели).
-Каким способом выделяем звуки? ( Произнести каждый звук протяжно, долго,загибая пальчики)
-Каким способом делим слова на слоги? ( Способов много: можем прохлопать слова или посмотреть сколько раз откроется (разомкнётся) наш рот , ставим ладонь руки под подбородок и считаем удары подбородка о ладонь).
-Как вы думаете, всё ли мы узнали о словах? ( Конечно, мы ещё не всё знаем о словах).
-Как вы думаете чем мы будем заниматься на следующем уроке обучения грамоте?
7. Оценка работы
-Кого из детей вы хотели бы похвалить и за что?
- Мы сегодня хорошо потрудились. Кто доволен собой и своими ответами подойдите к солнышку, кто не доволен своей работой подойдите к тучке.---Почему? Спасибо за работу. Молодцы!


Самоанализ урока
Мною был проведен урок обучения грамоте в 1 классе по программе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова. Автор учебника В.В.Репкин.
Тема урока: Отработка способов выделения звуков, слогов в слове
Цель: продолжить работу по выделению звуков, слогов в слове.
Задачи:  отработать способы выделения звуков в слове,  способы выделения слогов в слове, применяя его на практике.
развивать фонематический слух, речь, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
воспитывать коммуникативную культуру общения
Тип урока: Урок отработки частных задач

Планируемые результаты:
Познавательные УУД: выполнять графическое моделировании езвуков, слогов, работать со звуковыми моделями слов, работать с иллюстрациями, осуществлять сравнение, выделять общее и различное ( выделение звуков, слогов)
Коммуникативные УУД: допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Личностные УУД: устойчивая учебно-познавательной мотивация учения, понимания важности нового социального статуса «ученик», проявление положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Регулятивные УУД: оценивает результат своей работы на уроке и работы других.
В классе 30 человек. Из них 21 девочек и 9 мальчиков.
Все дети посещали детские сады г. Гусиноозерска
Д/С № 11 - 1
Д/С № 8- 17
Д/С № 10 - 5
Д/С № 16 – 1
Д/ C № 13- 6
В классе 30 учеников 2008 года рождения, изменения за эти месяцы не произошли. Педагогом-психологом Абрамовой Ириной Александровной было проведено тестирование по уровню готовности к школе. Этот тест позволяет достаточно быстро определить насколько у ребёнка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. 19 учащихся показали-высокий уровень, 11 учащихся- средний уровень подготовленности. Нормой является высокий и средний уровень готовности. Классный коллектив 1 «А» находится в стадии становления. Ведется работа по сплочению детского коллектива.  Дети в классе, в основном, не очень эмоциональные, есть гиперактивные, очень подвижные. Отдельные учащиеся проявляют повышенную возбудимость – Цыдыпов Жаргал, Черкасский Денис, Миканова Ира, Малютина Настя,Номинов Эрдэни, Надя Зондуева.
Все дети подготовлены к школе. Несколько учеников хорошо читают, отвечают на поставленные вопросы, на уроках активны. В школу пришли читающими .Олейников Илья, Габидулина Софья, есть дети, которые могут прочитать маленькие слова, состоящие из одного слога, многие знают частично буквы. Среди всех учеников выделилась группа детей, которые всегда отвечают на уроках, обсуждают, решают поставленные задачи. Это:Бубеева Тома, Габидулина Софья, Доржиева Софья, Зарубина Марина, Клушина Полина, Кузнецова Настя, Машкеева Арюна, Мордвин Сергей, Ниязова Ксения, Никифорова Кристина, Шаповалова Лиза, Номинов Эрдэни, Олейников Илья, Миканова Ира . Есть группа детей, которые все ещё стесняются отвечать, период адаптации проходит трудновато, но когда им задаешь вопрос, то они всегда на него дают ответ. Это группа детей, которые знают, но сами руку не поднимают. Такие дети: Жамбалов Родион, Гавриленко Данил, Зондуева Алтана,Зондуева Надя, Красивых Настя, Козлов Степан, Мансорунова Ира, Малютина Настя, Санжиева Милена, Толстихина Мария, Цыдыпов Эрдэм, Цыренжапова Номина. И конечно же есть в классе молчуны, которые редко проявляют себя на уроках, хотя на переменах очень общительны: Иванова Вероника, Цыбекдоржиев Алдар, Черкасский Денис, Очирова Алтана.
Многие дети нашего класса, посещают дополнительные образовательные кружки рисования, танцы, шахматы, тэквандо, футбол. Работоспособность на уроке разная. Хотелось бы отметить, что дети д/с № 13, 8 хорошо подготовлена рука, клетку видят, звуки знают, математические и пространственные представления, лево – право, точные названия геометрических фигур. Дети 10 сада ориентируются в математических фигурах, поразили меня знанием считалок, которые мы используем в играх. Все дети стараются.
Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте, проведён в соответствии с календарно - тематическим планированием. Урок обучения грамоте был взят, потому что по программе РО очень большая работа отведена на звуковой анализ слов, составление звуковых, слоговых записей слов, идет глубокое изучение и выделение звуков, поэтому если у ребенка плохо развит фонематический слух, то ему нелегко. Позже дети начнут перекодировать звуковую запись в буквенную и начнут знакомиться с буквами. В добукварный период уже многие дети начинают читать модели, поют звуки и схватывают слог. Позже им легче начать читать. Дети, которые уже умеют читать, им так же на уроках не приходится скучать, они узнают очень много нового.
На этапе «Актуализация прежних знаний». Целью являлось- вспомнить и оживить в памяти знания о словах , называющих действие, предмет, признак, служебные слова. Дети показали теоретические знания и умение давать полные ответы, контролировать ответ своего одноклассника. Была организована парная работа. Дети показали, что они знают способ - задавать вопросы для определения, что называет слово, применяют. После завершения было предложено с помощью цветовых индикаторов оценить, как они теперь понимают материал. С помощью жёлтой и красной карточки сигнализировали учителю ,что они ещё не готовы , так как не усвоили эту тему. Таким образом, был получен сигнал о том, в какой точке находятся теперь ученики, кто из них продвинулся, а кому по- прежнему нужна помощь. Учитель может также увидеть у кого из детей занижена, у кого завышена самооценка и в дальнейшем спланировать коррекционную работу.

На этапе отработки учебной задачи, целью которого являлось: проверить уровень сформированности определения количества звуков и слогов в слове.
Была предложена детям групповая форма организации познавательной деятельности позволила, включить в работу каждого учащегося, воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу, взаимопомощь через атмосферу в микрогруппах. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, причем как со стороны учителя, так и своих товарищей. Помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера. Формирование действия самооценки и самоконтроля происходило и при работе в микрогруппах. Ведь работая в группе, дети учатся не только планировать совместные действия, но и контролировать и оценивать их. Вместе с учителем договорились о том, по каким критериям будет оцениваться работа. На этот раз это :
Как работала группа? (Дружно, тихо)
Как записала результат?
Правильность выполнения задания

В конце урока ещё была предложена работа с «Листом успешности» при помощи волшебной линеечки оценить:
Основные умения:
1.Определять количество звуков
2.Делить слова на слоги
с целью увидеть учителю достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока, готов ли класс продолжить движение дальше.
На уроке использовался комплекс оценочных методик:
Волшебная линеечка
Цветовые индикаторы
Лист успешности;
Знак + и – для оценки согласия или несогласия с решением одноклассников. Итог урока. Формирование регулятивных УУД: оценивает результат своей работы на уроке и работы других. Оценивание работы класса, взаимооценивание, оценка учителя. В целом урок цели достиг.





15