Программа внеурочной деятельности Поиграем, посчитаем!3 класс

ПОИГРАЕМ, ПОСЧИТАЕМ 3 класс

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
Это может быть курс расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Программа занятий составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме.
Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности.
Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии быстрому и беглому счёту и т.д.
Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.

Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Задачи курса:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора;
2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
5. Расширять математические знания в области многозначных чисел;
6. Содействовать умелому использованию символики и учить правильно применять математическую терминологию.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличии от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое. Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
поиск основных алгоритмических конструкций;
на хорошо знакомых сказках;
сочинение своих сказок.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Основные методы и технологии
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
Личностные результаты:

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Метапредметные результаты:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.

Предметные результаты:
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 12 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Содержание курса
Тема 1. Математика – царица наук.(1 ч.)
Вводное занятие.
Тема 2. Как люди научились считать.(1 ч.)
Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать».
Тема 3 - 4. Интересные приёмы устного счёта. (2ч.)
Задания для быстрого и беглого счёта.
Тема 5 – 6.. Учимся отгадывать ребусы.(2 ч.)
Работа с ребусами, составление ребусов.
Тема 7 - 8. Решение ребусов и логических задач.(2 ч.)
Самостоятельная работа учащихся.
Тема 9 - 10. Задачи-смекалки. (2 ч.)
Работа с задачами, требующими математическое решение.
Тема 11. Игра «Живые числа».(1ч.)
Работа с числами.
Тема 12 - 13. Обратные задачи.(2ч.)
Работа в группах «Найти пару».
Тема 14. Практикум «Подумай и реши».(1ч.)
Решение задач и примеров.
Тема 15. Задачи с изменением вопроса.(1 ч.)
Инсценировка задач.
Тема 16 - 17.. Решение нестандартных задач.(2 ч.)
Решение задач на установление причинно-следственные отношения.
Тема 18 - 19 . Решение олимпиадных задач.(2ч.)
Решение заданий повышенной трудности.
Тема 20 . Решение задач международной игры «Кенгуру».(1 ч.)
Решение заданий повышенной трудности.
Тема 21. Решение уравнений.(1 ч.)
Работа над уравнениями. Тренировочные упражнения.
Тема 22 – 23 . Решение логических задач.( 2 ч.)
Схематическое изображение задач.
Тема 24. Знакомьтесь: Пифагор! (1 ч.)
Работа с энциклопедиями и справочной литературой.
Тема 25. Знакомьтесь: Архимед!(1 ч.)
Работа с энциклопедиями и справочной литературой.
Тема 26. Задачи с многовариантными решениями.( 1 ч.)
Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения.
Тема 27 - 28. Математические игры..(2 ч.)
Работа в группах, в парах.
Тема 29. Наука геометрия.(1 ч.)
Работа в группах.
Тема 30 -31. Математический КВН. (2 ч.)
Закрепление знаний, умений и навыков в решение примеров и задач. Соревнование по рядам.
Тема 32 - 33. Дважды – два четыре.(2 ч.)
Табличное умножение и соответственно деление.
Тема 34. Периметр геометрических фигур.(1ч.)
Нахождение периметра.
Тематическое планирование

Тема урока
Количество часов

1.
Математика - царица всех наук.
1

2.
Как люди научились считать.
1

3-4.
Интересные приёмы устного счёта.
2

5-6.
Учимся отгадывать ребусы.
2

7-8.
Решение ребусов и логических задач.
2

9-10
Загадки-смекалки.
2

11.
Игра «Живые числа».
1

12-13.
Обратные задачи.
2

14.
Практикум «Подумай и реши».
1

15.
Задачи с изменением вопроса.
1

16-17.
Решение нестандартных задач.
2

18-19.
Решение олимпиадных задач.
2

20.
Решение задач международной игры «Кенгуру».
1

21.
Решение уравнений.
1

22-23.
Решение логических задач.
2

24.
Знакомьтесь: Пифагор!
1

25.
Знакомьтесь: Архимед!
1

26.
Задачи с многовариантными решениями.
1

27-28.
Математические игры.
2

29.
Наука геометрия.
1

30-31
Математический КВН.
2

32-33.
Дважды – два четыре.
2

34.
Периметр геометрических фигур.
1


15