Статья Роль дополнительного образования в обучении детей с ОВЗ из опыта работы.


Роль дополнительного образования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
С.А.Давыдова,
Междуреченский городской округ, Кемеровская обл.
Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи с тем , что таких детей становится все больше, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе.
В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И.В. Соколовой, к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения [1;2].
С раннего детства «дети особой заботы» сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», формируется заниженная самооценка, они боятся лишний раз показаться в обществе. Главная проблема таких детей заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда к элементарному образованию[2;2].
Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации и задачами национальной инициативы «Наша новая школа» предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения[1;2].
В Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования детей «Центр детского творчества» (далее в тексте «Центр детского творчества») реализуется дополнительная образовательная программа «Я среди других», где с «детьми особой заботы» занимается педагог-психолог. Проводя на каникулах совместный мастер-класс по Оригами, я увидела заинтересованность детей родителей. После мастер-класса я пригласила их в свое творческое объединение «Модульное оригами». Сформировалась группа 8 человек (дети с диагнозом ДЦП, аутизм, синдром Дауна, ЗПР). У родителей было одно условие - дети должны заниматься не индивидуально, а в группе с обычными детьми. У меня было опасение, что дети с ОВЗ замкнутся и не будут работать на занятиях, но оно было напрасным. Дети очень быстро нашли общий язык, научились сотрудничать друг с другом, на занятиях всегда дружеская обстановка, что способствует более быстрому раскрепощению детей.
Я считаю, что учреждения дополнительного образования дают больше возможностей детям для самореализации и раскрытия своих способностей, а «детям особой заботы» данные учреждения помогают развиваться как личности. Посещая занятия, они находят для себя тот вид деятельности, в котором им более комфортно и возможно в дальнейшем может стать его профессией. А самое главное, что в учреждениях дополнительного образования создается «ситуация успеха», что положительно влияет на развитие и социализацию «детей особой заботы». Они не чувствуют себя какими то другими, а наравне с обычными детьми выполняют задания.
Программа «Оригами модульное» включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами, аппликация и квиллинг. В учебной группе по 10-12 человек, дети с ОВЗ и обычные дети, дети разного возраста, иногда и разного года обучения.
Нетрадиционные формы проведения занятий развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату. Организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу, к инновациям. Свои занятия строю по такой схеме:
- Рефлексия (при помощи психологических упражнений настраиваю детей на работу, узнаю их настроение);
- Вводная часть (рассказываю, что мы будем делать на занятии, загадываю им загадки или читаю стих по теме занятия);
- Просмотр мастер-класса;
- Практическая часть;
-Рефлексия (подведение итогов, оценивание своей работы и обязательно узнаю с каким настроением учащиеся уходят с занятия).
При проведении занятий использую нетрадиционный формы и методы проведения занятия, такие как викторина, игра-путешествие, тренинги. Так же использую интерактивную доску для демонстрации схем изготовления фигур, презентаций, просмотра мастер-классов. Для того, чтобы «дети особой заботы» быстрее адаптировались в коллективе, я прошу учащихся без ОВЗ быть моими помощниками при проведении занятия, мастер-класса или семейной мастерской. Тем самым воспитываю в учащихся терпимость, чувство сопереживания. Так же на свои занятия и мероприятия я приглашаю родителей или других членов семьи «особенных» деток. Ведь ничто так не сближает семью, как совместное творчество и досуг. Это позволяет родителям увидеть своих детей с другой стороны и немного отвлечься от повседневных проблем.
В декабре 2016 года были отправлены первые 2 работы на Международный творческий конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Как прекрасен мир». Работы детей и диплом за работу можно посмотреть пройдя по ссылкам.
Ссылки на конкурсные работы и диплом:
Конкурсная работа «Клубника» http://www.art-talant.org/raboty/item-358512.htmlКонкурсная работа «Цыпленок» http://www.art-talant.org/raboty/item-358513.htmlДиплом https://ok.ru/dk?cmd=PopLayerPhoto&st.layer.cmd=PopLayerPhotoOuter&st.layer.tfList=-&st.layer.dim=596e842&st.layer.type=ATTACHMENT&st.layer.revNav=off&st.layer.limitedUi=false&st.layer.sphotoIds=850856909705&st.layer.showNav=off&st.layer.photoId=850856909705&st.layer.navStartPhotoId=850856909705&st.layer.authorId=568437990281&st.layer.blobIds=0&st.layer.sbd=off&st.layer.time=1484193257303&st.cmd=altGroupMain&st.groupId=54274811887871&st.referenceName=mbudotsent
Список литературы
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/03/29/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-v-rabote.
Паршутина С. В. Социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей. Из опыта работы МБОУДОД «Дом детского творчества» города Тулы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, - 2015.- С.211-213.
Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребёнок — обычное детство. - Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». - 2013.С.110 .