Программа по краеведению «Мой родной город»


Над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии» я работаю с тех пор, как у детей интерес к предмету стал падать. И хотя мне сказали, что для аттестации учитывается только 2 последних года, но до того мы тоже жили и работали. И похоже, это снова на компанию, которых мы пережили очень много. Именно поэтому и возникла проблема, над которой я работаю.
Ведь интерес к географии я считаю стал пропадать после очередной компании по изучению опыта московской учительницы Лысенковой, которая сделала главный вывод, если ученик не читает за минуту энное количество буквенных знаков, ему определялся уровень способности к учебе. Но никому не приходило в голову видеть, как два раза в году дети начальных классов стояли под дверью у завуча для сдачи этих самых буквенных знаков, со страхом в глазах и душе. И, несмотря на то, что все мы были поглощены другой компанией, изучением психологии по Дейлу Карнеги. В ней как известно говорилось, что все дети делятся на 4 типа характера: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. И как с точки зрения психологии эти разные по характеру ученики должны были читать одинаковое количество буквенных знаков? А результат, разное падение у детей интереса к чтению. Вот тогда и возникла проблема, как же изменить положение. Ведь без чтения географию знать невозможно.
Как активизировать эту познавательную деятельность подсказал академик Махмутов, предложивший проблемное обучение. Во-первых мне по характеру подходит неординарный подход к изучению темы, а во-вторых и детям, мне казалось, это было интересно, когда не просто ответ на вопрос, а когда нужно подумать, что от них хотят.
Но тут пришла новая компания НОТ, что означало научная организация труда от ученика до директора школы. На первых порах это никак не стыковалось с проблемным обучением. Решая проблемы НОТ, следовало все в изучении темы расставить по полочкам, другими словами все вопросы изучаемой темы следовало ограничить конкретными вопросами (в последствии это называлось дать ученику алгоритм изучения).
Работая над проблемой активизации познавательной деятельности, я добавил с применением НОТ, потому что понял, не все учащиеся способны решать проблемы в обучении географии. Ведь некоторые из них не всегда понимают, что от них хочет учитель. А применяя алгоритм изучения вопроса мы даем учащимся ключ к пониманию того что от них хотят. Теперь можно было ставить проблемные вопросы, а ученик выбирал из алгоритмики тот ключ, который нужен. И все, казалось бы хорошо, но явилась новая компания в виде интерактивных, прежних технологий. В свою проблему: активизацию познавательной деятельности пришлось добавить всю предидущую пятилетку, интерактивные методики. В результате работы сделаны выводы: в шестом классе (основа географии) учащиеся интерактивны, но делают это неосознанно т.е. все понятия, закономерности не усваивают глубоко и надолго. В седьмом все это должно воплотится в конкретные материки, но добавляются много других предметов и то что не изучено глубоко и надолго просто забывается. В 8 классе наступает возраст, когда учиться просто считается признаком дурного тона. В 9 классе во-первых география имеет иное направление, но основа это знания за 8 класс, а они проблематичны. И лишь в средней школе мы видим результат нашей деятельности, но обучение у учащихся уже избирательное (нужен предмет ненужен). И учатся они на аттестат, а не для знаний предмета. На данном этапе главная проблема активизации познавательной деятельности через использование ИКТ. И здесь помогает алгоритм, ведь обучающиеся должны знать конкретно, что им выбирать из интернета.
Пояснительная записка
Программа по краеведению «Мой родной город» составлена как дополнительный курс для изучения географии в 8 и 9 классах. «Донецкая область – физическая и социально-экономическая
Курс поможет учащимся наряду с изучением региональной географии обеспечить необходимую связь региональных аспектов в изучении Донецкой области с конкретными природными, историческими, социальными, экономическими явлениями в жизни города, в котором обучающиеся живут, как говорится в известной песне «С чего начинается Родина»
Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению той территории, где обучающиеся живут постоянно, к истории, культуре, природе, экономике. Это позволит развивать интерес к изучению прошлого, настоящего и прогнозировать развитие города в будущем. Воспитывать у них любовь к родному городу, бережное отношение к его истории, уважение к людям труда, стремление познать и сохранить неповторимую природу, приумножить экономический потенциал города.
Цель курса – ознакомление школьников с особенностями истории развития города, его природой и природным потенциалом, формированием социальной жизни общества и направлениями развития экономики. Изучение родного города позволит непосредственно в знакомой обучающимся местности, в повседневной обстановке наблюдать характерные природные комплексы, выделять причинно-следственные связи как в природе так и в развитии и становлении социальной жизни людей, формировании направлении их деятельности в экономике, воспитываться на культурных, исторических, героических традициях населения города.
Курс будет способствовать к развитию у обучающихся различных видов исследовательской и проектной деятельности, поможет использовать научную, историческую, художественную литературу для расширения знаний о городе в котором живут.
Программа курса предусматривает следующие задачи:
- изучить историю формирования своего города;
- изучить природные комплексы на его территории;
- исследовать местный ландшафт;
- проследить изменения в природе в результате хозяйственной деятельности;
- проследить ход развития этой хозяйственной деятельности;
- узнать основные природоохранные мероприятия, выполняемые на территории города;
- познакомится с культурным прошлым и настоящим;
- выполнить героические проявления населения города как в период войны так и в трудовых буднях;
- обогатить свою память традициями народов населяющих родной город;
- научиться использовать различные источники необходимой информации;
- воспитывать любовь к родному городу, желание развивать и продолжать его лучшие традиции.
Программа курса состоит из 6 разделов.
I раздел – Особенности географического положення и природы г.ТорезаII раздел – История формирования территории города
III раздел – Население города
IV раздел – Развитие экономики
V раздел – Развитие культуры
VI раздел – Война в жизни города
Авторская программа
краеведение города Тореза учителя географии
ОШ № 7 г.Тореза Антоненко В.В.
№ Кол-во часов Содержание учебного материала Государственное требование к уровню подготовки
1 1 Введение. Предмет краеведение. Задачи и особенности курса.
Раздел 1. Особенности географического положения и природы города. Ученик знает:
- суть предмета,
- задачи, которые предстоит решать
Ученик:
- определяет координаты Тореза
2 2
2.1.
2.2. Географическое положение города.
Его особенности. Отношение к экватору и нулевому меридиану. Положение на материке и в Европе. Расположение на важнейших транспортных путях.
Рельеф и климатические условия города, его гидрографическая сеть.
Характеристика почв, растительного покрова и животного мира. - находит его положение на материке и в Европе.
- характеризует важнейшие транспортные пути
- выделяет характерные особенности рельефа;
- объясняет причину климатических условий;
- характеризует почвы, растения и животных
3 2
2.1.
2.2. Раздел 2. История формирования территории города.
Первые поселения на территории города. Образование поселения Алексеевки. Слобода Алексеево-ЛеоновоВозникновение города Чистяково и переименование его в г.Торез Ученики:
- называют первые поселения;
- определяют ход формирования территории слободы и города
- объясняют причину изменения названия
4 3
3.1.
3.2.
3.3. Раздел 3. Население города
Численность населения, его естественные движения.
Полово-возрастной, националь-
ный и социальный состав.
Семейные традиции.
Шахтерские профессии в жизни населения города.
Учебные заведения города горного направления. Другие учебные заведения города. - ученики характеризуют демографическую ситуацию;
- объясняют состояние полово-возрастного, национа-
льного и социального состава;
- называют шахтерские профессии и заведения где их можно получить
5 4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5. Раздел 4. Развитие экономики.
Открытие и изучение угольных запасов Лутугина, Капустина
Интенсивное освоение угольных месторождений в довоенное время. Стахановское движение на шахтах «Чистяковоантрацит»
А.Г.Стаханов в судьбе города.
Пионеры освоения угольных комбайнов в послевоенное время на шахтах «Торезантрацит»
Другие важные предприятия на территории города: ТЭТЗ, мясо-молочный комбинат, завод наплавочных твердых сплавов, ЗЖБШК, Ремезе, Пищевкусовая фабрика, Завод «Торезхлеб», Торезский карьер.
Коммерческая и посредничес-
кая деятельность в городе-как новое в рыночной экономике. учащиеся характеризуют ход развития экономики города;
- показывают развитие угольной промышленности;
- объясняют как проходило в городе стахановское движение
и имя его зачинателя в истории города
-раскрывают значение других промышленных предприятий в жизни города;
- поясняют изменения хозяйства города в связи с рыночной экономикой
6 3
5.1.
5.2.
5.3. Раздел 5. Развитие культуры и спорта в городе
Первый профессиональный театр на территории города им.Маяковского
Народные коллективы ДК «Червона зірка» хор и танцевальный ансамбль
Строительство стадиона «Комсомолец» и развитие спорта в городе. Достижения спортсменов города.
Учащиеся:
- знают историю создания театра
- объясняют существование народных коллективов на поселке
- характеризуют состояние спортивной жизни
1 Раздел 6. Война в жизни города.
Город в военное лихолетье и послевоенные годы. Памятники города – от слова память. Героическая военная история в названиях улиц В.Листопад, Т.Бирлевой. Учащиеся знают военную историю города.
- ухаживают за памятниками
- чтят героические имена в названиях улиц