Классный час Помните, каким он парнем был














Конспект классного часа в 7 классе

Тема: «Помните, каким он парнем был!»
(к 80-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина)














Чекрыгина Людмила Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Верхне-Серебряковская СОШ №12








Сл. Верхнесеребряковская
2016год
Цель: обобщить и углубить представление детей о первом в мире космонавте Ю.А. Гагарине; воспитывать уважительное отношение к людям, являющим собой пример мужества и героизма в освоении космического пространства, воспитание духовно-нравственных качеств личности, самоуважения и национальной гордости за наш народ
Задачи:
побудить познавательный интерес к личности Ю. Гагарина как человека, гражданина и патриота своей страны, сына Земли и гражданина мира;
создать у учащихся ситуацию эмоционального подъёма, воодушевления, вызвать интерес и волнение от исторического события – полёта в космос Ю.А. Гагарина;
помочь почувствовать гордость, личностную сопричастность к подвигу Гагарина, побудить задуматься о возможностях самовоспитания;
способствовать формированию информационной, эстетической компетентности, коммуникативных, риторических, рефлексивных умений школьников.
Оборудование и наглядность: персональный компьютер, проектор, презентация Power Point, доступ в сеть Интернет, ресурсы Интернет.
Методы, приёмы и технологии обучения: проблемно-поисковый, художественно-творческий, ИКТ, нравственно-этическая беседа.
Этапы классного часа:
1.Организационный:
Приветственное слово учителя.
2. Актуализация знаний. Мотивационно-организующий этап.
Для того чтобы узнать тему нашего классного часа, нам необходимо разгадать кроссворд. На экране кроссворд «Он был первым»
Слайд 1 (Ответы учащиеся записывают на доске-экране).
Кем был изобретен первый оптический телескоп? ( Галилей.)
Естественный спутник Земли? (Луна.)
Кто из американских астронавтов первым ступил на Луну? (Н. Армстронг)
Первая женщина-космонавт? (В.В. Терешкова)
Какую планету называют красной? (Марс.)
Какая планета солнечной системы является самой большой? (Юпитер.)
Назовите центральное космическое тело солнечной системы? (Солнце.)








1












2










3















4





















5















6














7










Открывается слово Гагарин.




3. Изучение нового материала
Слайд 2. Учитель:
Когда-то, еще в детстве он прочитал слова Валерия Чкалова: «Если быть, то быть первым», и он старался им быть всю жизнь.
Слайд 3. Сегодня имя этого человека знают в любом уголке планеты, оно стало бессмертным в истории человечества. В 26 лет ему было суждено стать самым известным человеком в мире.

Слайд 4. Инсценирование.
Выходит мальчик (юный Гагарин) и девочка (далёкая звезда).
Мальчик.
Ух, какая звезда! Такая яркая! Она так далеко, а свет бьёт по глазам. И, кажется, что до неё можно дотронуться рукой!
Звезда (смеясь).
Это сделать невозможно. Нет человека, который сумел бы подняться в небо и дотронуться до меня. Я живу на небе миллиарды лет, не нашлось смельчака, который сумел бы дотронуться до звёзд. И у тебя, человек, ничего не получится.
Мальчик. Нет! Получится! Слышишь, звезда! Получится! Я поднимусь в небо! Я дотронусь до тебя! Я покорю Вселенную!
Звезда.
Кто ты, смельчак? Назови своё имя! Я запомню его! Может, мы когда-нибудь встретимся!
Мальчик.
Меня зовут Юра. Нет, я – Юрий Алексеевич Гагарин. Слышишь? Гагарин!
Звезда.
Слышу! И жду тебя! Жду!

Слайд 5. Ученик.
В этом году Юрию Гагарину – первому человеку, побывавшему в космосе, гражданину Вселенной, исполнилось бы 80 лет. Поверить в это довольно трудно, ведь для большинства он остаётся молодым человеком, искренне улыбающимся людям с многочисленных снимков и плакатов. Гагарин прожил 35 лет, 45 лет мир уже живёт без него.

Слайд 6. Ученица.
Здесь в селе Клушино, прошли его самые ранние детские годы. Здесь он пошел в школу, здесь прожиты два жестоких года фашистской оккупации, во время которой их большая семья, изгнанная фашистами из собственного дома, ютилась в небольшой землянке.

Слайд 7. Ученик.
«Мой отец, - говорил об Алексее Ивановиче Юрий Гагарин с гордостью, - на все руки мастер» Мама, Анна Тимофеевна Гагарина, удивительно много читала, она могла ответить почти на любой мой вопрос». Сам Гагарин был в семье третьим ребенком, были у него старшие брат Валентин и сестра Зоя, потом появился еще младший - Борис.

Ученица.
Однажды над родным селом, занятым фашистами, советский летчик протаранил немецкий самолет. Объятая пламенем машина упала на скопившиеся, на сельской улице немецкие танки и пушки. «Вот так надо любить Родину и ненавидеть врагов, - подумал Юра.- Я вырасту и обязательно буду летчиком».
Слайд 8. Ученик.
В 1951 году Гагарин на “отлично” закончил ремесленное училище и седьмой класс вечерней школы. Учебу решил продолжить в Саратовском техникуме, куда был зачислен без экзаменов как отличник.
Юра отлично успевал по всем предметам и активно занимался общественной работой. Но ему этого оказалось мало, и он записался во все кружки и секции, поступил в Саратовский аэроклуб.

Слайд 9. Ученица. Время шло. Настали и счастливые события. Гагарин надел форму лейтенанта авиации. Он был крепким, спортивным, здоровым человеком. По собственному желанию подал заявку для приема в группу космонавтов.

Слайд 10. Ученик. 12 апреля 1961 года все радиостанции мира, прервав, свои передачи, возвестили о выведенном на орбиту Земли первом в мире космическом корабле с человеком на борту. 108 минут понадобилось космонавту, чтобы доказать всему миру и, в первую очередь, себе: человеческие возможности безграничны. Это был результат напряженного труда ученых, конструкторов, инженеров и рабочих, а наша страна стала лидером в освоении космического пространства. День 12 апреля стал большим всенародным праздником и называется этот праздник Всемирный день авиации и космонавтики.

Слайд 11. Ученица. В первом же интервью после приземления Юрий Алексеевич сказал: «Я хочу посвятить свою жизнь, свою работу, свои мысли и чувства новой науке, занимающейся завоеванием космического пространства ». Он продолжал идти к своей цели, не останавливаясь на достигнутом. С блеском окончил академию имени Жуковского, упорно работал над своим профессиональным мастерством.

Слайд 12. Ученик. В 1968 году, трагическая авария во время тренировочного полета на реактивном самолете оборвала жизнь первого космонавта, но след от нее остался навсегда и на Земле и в космосе.

Слайд 13. Ученица. Посмотрев на Землю с космической высоты, Гагарину захотелось поделиться впечатлениями: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».

Учитель
Сейчас у нас есть уникальная возможность увидеть то, что увидел в далёком 1961 году космонавт номер 1, Гагарин Юрий Алексеевич. Вид на Землю с Международной космической станции. В режиме онлайн мы можем посмотреть на нашу планету в том ракурсе, в котором она предстаёт с борта МКС. Вещание ведётся круглосуточно. Прямой эфир из космоса. Вы можете наблюдать в реальном времени за жизнью космонавтов и астронавтов, смотреть на Землю, слушать радиопереговоры членов экипажей с Центрами управлений полетами в США и России. То, что недавно было фантастикой, теперь - реальность. (Просмотр трансляции с МКС через Интернет) Усаживайтесь за компьютеры. Перед вами наша маленькая, прекрасная, но очень хрупкая голубая планета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



4. Закрепление знаний и способов действий
Работа в парах.
Давайте составим «Лестницу успеха Юрия Гагарина». Напишите на листах, лежащих у вас на столах, какие качества помогли Ю. А. Гагарину стать первым в космосе. (На доске ученики вывешивают карточки в виде ступенек со словами: трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, любознательность, твёрдый характер, жизненный и профессиональный опыт, выносливость, стремление к познанию, целеустремлённость, здоровье, упорство и др.).
5. Рефлексия

А вам подойдет такая «лестница успеха»? (Ответы детей).
Какие качества Гагарина вы бы хотели в себе воспитать? (Ответы детей).
В 27 лет Юрий Гагарин совершил первый полет в космическое пространство.
Задумайтесь, есть ли у каждого из вас желание оставить свой след в истории человечества? Есть ли заветная мечта, кем бы хотели стать?

Если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: "С мечты". Мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен, дерзок и настойчив.
6. Итоги урока.
Слайд 14. Заключительное слово учителя.
«Я, кажется, никогда не умру»,- сказал незадолго до гибели Юрий Алексеевич своему другу, и он был абсолютно прав. Человек, открывший, новую эру в освоении Вселенной вечно будет жить в памяти людей. Его образ, дела и поступки, всегда будут жить в нашем сознании, в наших сердцах.

На память о нашем классном часе я хотела бы подарить вам эти буклеты.