Разработка урока литературного чтения Л. Пантелеев Честное слово

Урок литературного чтения. 3 класс, УМК «ПНШ»
Тема: Л. Пантелеев. Честное слово
Форма урока: анализ текста с элементами интеграции критического мышления
Цели урока:
Образовательные: - продолжать учить анализировать текст;
-работать над выразительностью чтения;
- формировать умение искать в тексте нужную информацию;
- учить детей передавать при чтении и инсценировке различной интонации.
Развивающие: -развивать речь учащихся, умение пересказывать текст;
-развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное.
Воспитательные: - воспитывать гражданственность и патриотичность;
-доброе отношение друг к другу;
-ответственность за порученное дело.
Оборудование: записи на доске, проектор, карточки для детей, карточки с заданиями для групповой работы, толковый словарь Ожегова
Планируем результаты обучения:
Предметные:
-читать целыми словами, выразительно
-отвечать на вопросы
-находить ответ в тексте
Личностные:
-учащиеся учатся мотивировать свои действия;
-соблюдая нормы поведения, выражать готовность правильно поступать;
-проявлять в определенных ситуациях лучшие человеческие качества.
Метапредметные:
-соотносить результат совей деятельности с целью и оценить его;
-давать эмоциональную оценку деятельности всех учащихся на уроке.
Познавательные:
-общеучебные - находить ответы на вопросы, используя текст учебника, личный опыт;
-логические-делать выводов результате совместной работы класса, группы.
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других, владея приемом монологической речи.
Место урока в учебном плане. «Произведения Л.Пантелеева. Честное слово».
Формы организации учебной деятельности. Фронтальная, групповая, самостоятельная.
Прогнозируемые результаты.
- на уроке будет создана благоприятная обстановка;
- в ходе урока дети правильно сделают анализ произведения, сделают вывод о том,
как важно иметь для человека силу воли, заставить себя поступить правильно;
- использование на уроке ИКТ позволит активизировать восприятие обучающихся за
счёт использования зрительных демонстраций.
Оборудование.
Для учителя:
Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Н.А. Чуркова).
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «Л.Пантелеев. Честное слово»
Для обучающихся:
Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. Н.А. Чуркова).
Карточки для работы в группах, индивидуальные карточки-помощницы для дифференцированной работы.
Оценочные листы для работы в группах (для самооценки, рефлексии)
Модель обложек книг Л. Пантелеева
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Мотивационный этап
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь.
- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?




- Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим


Актуализация знаний
-Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.
АТОРБОД ЬТСОВИЧВЫЗТО
ЬТСОВИЖЛ ЬТСОНТСЕЧ
- Попробуйте назвать эти понятия одним словом.
- Назовите, пожалуйста, «лишнее слово».
- Почему вы так решили? Докажите.
- Объясните, как вы понимаете смысл слов:
* доброта
* отзывчивость
* честность


- Какие это качества?
- А вы обладаете такими качествами?
- Какое из этих слов связано с произведением, с которым мы на прошлом уроке познакомились?


- доброта, отзывчивость, лживость, честность.

- Это качества человека.
- Лживость.
- Потому что, лживость – это отрицательное качество человека; а все остальные – положительные.
- Доброта – стремление делать добро другим
- Отзывчивость – готовый помочь человек
- Честность- человек, который держит слово
- Это положительные качества.
- Честность.
- Мы читали произведение Леонида Пантелеева «Честное слово».

Постановка учебной задачи
- Зная тему урока, давайте поставим цель урока. Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке?

Определить
Учиться
Развивать

- Чтобы определить жанр и тему произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание.
В ходе работы над содержанием произведения, будем искать ответ на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение?
- Главную мысль произведения, его жанр и тему
- Выразительно и грамотно читать.
- Речь.

Подготовительная работа к анализу произведения Л.Пантелеева «Честное слово».
а)- Прочитайте название произведения.

- Подберите родственные слова к первому слову.

- Какой смысл вкладывает автор в это понятие?

- Давайте посмотрим, какое толкование этого слова даётся в словаре Ожегова.
Честь –
достойные уважения и гордости моральные качества человека;
хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду);
почёт, уважение (честь по труду).

- В каком значении употребил автор слово «честное» в названии нашего произведения? Докажите.

б) Словарная работа. Работа в группах.
Дифференцированная работа.

- Для того, чтобы проверить как внимательно вы читали произведение Л. Пантелеева, поработайте в группах.
- Задание: Соотнесите слово и его лексическое значение

Помещение для сторожа -
Военнослужащий, стоящий на посту, на часах -
Не находя утешения -
Воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо -
Ни с чем -

Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши.


- Проверим.
- Оцените работу своей группы.
- Молодцы! Вы все справились с заданием, а это значит, что вы очень внимательно читали данное произведение.

- Честность, честь, благочестивый


(Дети предлагают свои варианты ответов)


В 1-м значении: достойные уважения и гордости моральные качества человека.

- Мальчик дал честное слово и сдержал его, а это достойное уважения качество человека.











(Дети работают в группах)







(Дети оценивают свою работу в группах)

Чтение и анализ произведения Л.Пантелеева «Честное слово».

А) Работа над жанром произведения.

- Ребята, а что мы с вами прочитали? Определите жанр произведения.

- Почему это рассказ?

Б)Работа в группах.
Анализ каждой части в виде исследования

1 исследовательский стол (1 группа)
Связь жизни автора с выбранной темой.

- Что способствовало написанию этого рассказа? (биография прилагается)
Подтвердите ответ словами из биографии.
Д: Реальные события его детства..
Вспомнилось, как мальчиком я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой». Так получился рассказ «Честное слово».
-Когда был опубликован рассказ?
Д: В начале 41 г. В журнале «Костёр»
-От чьего имени ведётся рассказ?
Д: От имени автора
- Как понимает слово «Честность» автор? Подтвердите словами из биографии.
Д: Ведь можно быть честным и держать свое слово во все времена. Другое дело, во что это обходится человеку «честного слова»? Но, во всяком случае, не дороже денег!

2 исследовательский стол (2 группа)
Образ мальчика.
- Как начинается рассказ? О чём жалеет автор?
Д: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живёт, и кто его папа и мама.
-Как автор описывает мальчика?
Д: Нос в веснушках, штанишки коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застёгиваются где-то на животе.
- Как говорит о нём?
Д: С любовью, с нежностью, с уважением, с гордостью.
- Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите правильный ответ.
Боялся
Не знал, куда идти
Потому что дал честное слово
- Как понимает слово «Честность» мальчик?
Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать!

3 исследовательский стол (3 группа)

Образ мальчишек
Подтвердите словами из текста:
- Как автор называет мальчиков? Подтвердите словами из текста:
Д: Глупые мальчишки
- Как мальчик представляет себе мальчишек?
Д: Какие-то большие ребята
Как понимают слово «Честность» мальчики?
Д: В данном рассказе «честность « для мальчиков лишь момент игры.

4 исследовательский стол (4 группа)
Образ военного

- Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили?
Д: Он был верен данному слову.
- Подтвердите словами из текста.
Что сделал автор? Как автор искал нужного военного?
Д: Стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец.
- Какие чувства он испытал, когда его увидел?
Д: Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту.
-Как оценил поступок майор?
Д: Майор протянул мальчику руку.
-Молодец, товарищ сержант!- сказал он.- Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания!
- Как вы думаете, в каких случаях пожимают руку?
Д: В знак уважения, благодарности, гордости за человека
Как понимает слово «Честность» майор?
Д: Ответил рукопожатием, тем самым показал своё уважение к поступку мальчика, к его честному слову.
5 исследовательский стол (5 группа)
Образ мальчика
- Какими качествами обладал мальчик?
Честный, верный, преданный,
- Какие действия совершал мальчик в рассказе?
Стоял на посту, держал данное слово
Презентация рисунков
Презентация отрывков рассказа



- Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.

- Это рассказ о людях, о мальчике.

























(Дети оценивают себя)







(Дети предлагают свои варианты ответов)



Динамическая пауза
Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом
Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее,
Застучали наши ножки громче и быстрее.
По коленочкам ударим, тише, тише, тише,
Руки наши поднимаем, выше, выше, выше.
Завертелись наши руки, опустились.
Мы на месте покружились, дружно все остановились
Презентация индивидуальных работ

Дискуссия о том, какими качествами должен обладать «настоящий человек».
- Ребята, а «настоящий человек» - это кто? Как вы это понимаете?
- Что значит «сильная воля» и «крепкое слово»?
- Я знаю, что у некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется и они не могут себя заставить. У них нет силы воли.
- А у вас бывает такое?
- Как вы поступаете?
- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга?
От чего это зависит?
- Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.
- Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему?
- Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность – главные достоинства.


Итог урока. Осмысление авторской идеи

- Так, какова главная мысль этого произведения?
- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?
- Зачем нужно изучать это произведение?
- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

(Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось)
(Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными)
(Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность и деликатность. Мы обогатились духовно)



- Так, какова главная мысль этого произведения?
- Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?
- Зачем нужно изучать это произведение?
- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
(Если дал честное слово, так надо сдержать его, чтобы не случилось)
(Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, честными)
(Этот рассказ помогает воспитывать в себе стойкость и мужество, честность и деликатность. Мы обогатились духовно)

Домашнее задание (по выбору)
- подготовить пересказ от лица главного героя;
-составить отзыв о рассказе Пантелеева «Честное слово»;
- подготовить чтение по ролям понравившейся части текста;
-представьте, что вам предложили написать письмо этому мальчику. Что бы вы написали?


Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке:
- очень доволен своей работой;
- могу работать лучше.
- надо быть внимательнее
- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.
- Что вам понравилось в себе на этом уроке?
- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!











13PAGE 15







15