Урок литературного чтения Л.Пантелеев Честное слово


Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
Задачи урока: познакомить с творчеством Л. Пантелеева; продолжить работу по совершенствованию сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого; работать над развитием речи, мышления; развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев; формировать представление о честности, отзывчивости.Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 1 , интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку.
Планируемые результаты:
Личностные
Понимание ответственности к людям, ориентация в нравственном смысле и содержании поступков, воспитание этических чувств, совести, стыда. Уважение к людям. Воспитывать интерес к чтению.
МетапредметныеРегулятивные – умение работать по плану, выделять главное, планировать свою деятельность.
Познавательные – находить разные виды информации, пользоваться разными видами чтения, использовать информацию словаря, осуществлять анализ произведения, устанавливать причнно0следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные – высказываться, обосновывая свою точку зрения, уметь принимать мнение других, приходить к общему решению в ходе обсуждения.
Ход урока.
1.Организационный момент.
«Чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Будь это стих или рассказ
Вы учите их, они учат вас.» Девизом нашего урока будут слова английсгкого философа Френсиса Бекона:
« Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать»
2. Актуализация знаний.
-Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?
(- Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)
Ребус - честь ( слайд)
У военных точно естьС буквой "Че", и это - ... Честь
- Являются ли слова честное, честность, расчесывать, честь родственными? ( слайд)
3. Подготовительная работа перед чтением произведения.
- как понимаете слово честь? (ответы учеников)
- Честное слово. Как даёт этому объяснение Ожегов?
Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как толкует слово честь С.И. Ожегов. (Слайд )достойные уважения и гордости моральные качества человека;
хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
почет, уважение.
4. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева «Честное слово» (слайд)
- Как выдумаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?
- Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? Какие задачи мы поставим на урок?
Определить…
Учиться…
Развивать…
(- Главную мысль произведения, его жанр….- Выразительно и грамотно читать.
- Речь.)5. Построение проекта выхода из затруднения
- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание. А также ответим на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение?
-  Итак, учебная задача ясна. А что мы знаем о писателе?
Сегодня мы начнем знакомство с интересным человеком и известным писателем, который сказал о своем творчестве так:
«В детских книгах должны быть и юмор, и героика, и настоящие страсти, и большая мысль»
Предлагаю подробнее узнать об этом писателе (слайд) подготовленные ребята рассказывают:
1 ученик: Еремеев Алексей Иванович ( настоящее имя) родился 22 августа в Санкт – Петербурге в семье интеллегентов. Рано полюбил чтение, театр. В октябре 1917 года после смены власти в России полностью изменилась жизнь Еремеевых. Мальчик пережил голодное и холодное время.
В 1921 году остался без родителей, воровал, попал в тюрьму, из которой был направлен в школу для беспризорных имени Ф.Достоевского. На основе впечатлений от пребывания в школе совместно с Г.Белых была написана первая книга»Республика Шкид» ( 1927). В 1967 году был снят художественный фильм с одноименным названием.
2 ученик: Участвовал в Великой Отечественной войне( 1941 – 1945), пережил блокаду Ленинграда.
Для детей и юношества написал рассказы «Пакет» , «Ночка», автобиографическую повесть «Ленька Пантелеев», «Честное слово», …
Многие произведения Л.Пантелеева переведены на иностранные языки.
Большую ценность представляют воспоминания писателя о М.Горьком, С.Маршаке, К.Чуковском, Е. Шварце и других.
- Л. Пантелев написал для ребят:
«Пишу я всю жизнь для ребят и о ребятах».
«Самый милый для меня читатель – это тот, кто только что научился читать.
Вот ты прочел ( или прочла) эти слова, и мы с тобой познакомились.
Ты где – то очень далеко от меня, но мне кажется, что я слышу твое дыхание, я даже вижу твой палец на этих печатных строчках.
Крепко жму твою руку, дорогой друг читатель!»
- Прослушав справку о писателе, можем ли мы определить жанр этого произведения? (слайд) (Это рассказ)
Вернемся к заголовку произведения.
-Как понимаете? О чем по вашему мнению пойдет речь в данном произведении?
6. Первичное восприятие текста.
-Откройте учебник «Литературное чтение» с. 163.
Речевая разминка
Прочитайте имя автора и название произведения.
-А как вы думаете, героями рождаются, или становятся?
- Ваше мнение, какими качествами характера должен обладать герой?
- Где можно проявить героизм?
-А могут ли героями быть дети?
- Во время прослушивания текста и подумайте, сможет ли мальчик, о котором идет речь, стать героем или нет .Прослушивание аудиозаписи
0:59
- От чьего имени идёт повествование?
- Где происходили действия? (в городском саду)
-Что узнали о мальчике?
3:37( До слов «Я даже не могу тебя снять с караула, это может сделать только военный, только начальник…»)
- Почему мальчик плакал? (остался один, боялся)
- В какую ситуацию он попал? (старшие ребята пригласили играть и забыли про него)
- Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией)
-Почему мальчик не ушел с поста, когда рассказчик предложил ему пойти домой поужинать? (мальчик играл честно, не хотел подводить других ребят. Он как в жизни, дорожил честным словом) - Какая мысль пришла в голову рассказчику? - Почему только военный мог снять мальчика с караула?
- Как вы думаете, почему майор согласился помочь?
4:09 (до слов«Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался)
- Как понимаете выражение: «Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту».
5:14 (До слов «На несколько см выше…»)
- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?
- Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин? (не струсил один в темноте, не оставил вверенный ему пост)

(Чтение до конца)
- Так выйдет из мальчика герой или нет, ведь он плачет?
(да, он плачет, но не уходит с поста. Сначала может показаться, что этот мальчик плакса и никогда не станет героем. Но ведь он выполняет свой долг, преодолевая страх. Этот мальчик честный, надёжный и храбрый. Он вырастет настоящим человеком, потому что умеет держать слово) - Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему?
(он умеет держать слово. Его слово не расходится с делом) - Можно ли с таким другом пойти в разведку?
7. Физкультминутка
Как солдаты на параде мы шагаем ряд за рядом
Левой - раз, левой - раз, посмотрите все на нас.
Мы захлопали в ладоши, дружно, веселее,
Застучали наши ножки громче и быстрее.
По коленочкам ударим, тише, тише, тише,
Ручки наши поднимаем, выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Мы руками хлоп, хлоп, мы ногами топ, топ.
Мы глазами миг, мг, мы плечами чик, чик.
Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя.
Сели – встали, сели – встали, словно Ванькой-встанькой стали.
А теперь пустились вскачь, словно мой веселый мяч.
Красный, синий, голубой, не угнаться за тобой.
Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.
Левой – раз, левой – два, заниматься нам пора.
Б) - Были ли непонятные слова и выражения?
- Я предполагала это и выделила слова и выражения, которые необходимо объяснить
8. Словарная работа. (слайд)
( одни слова дети объясняют сами, другие при помощи словаря)
Чтение слов, выписанных на доску и их объяснение (работа с толковыми и фразеологическими словарями ).
- зарябило в глазах
- безутешно плакал
- поспешно отдернул руку
- часовой –– Военнослужащий, стоящий на посту, на часах.
- лейтенант, рядовой, маршал, майор, сержант (воинские знания ).
- пороховой склад (порох) – (взрывчатое вещество для приготовления огнестрельного оружия).
- спохватился – (вспомнить о чем-либо забытом)
- десятые сны видят - давно спят
- ворота заперты - закрыты
- красноармеец -
- несолоно хлебавши – ни с чем
- публика (народ)
- протискиваться
- стал на несколько сантиметров выше
- вверенный вам пост
- с облегчением засмеялся.
9. Исследовательская работа в группах
1 исследовательский стол (1 группа)
Связь жизни автора с выбранной темой.
- Что способствовало написанию этого рассказа? (биография прилагается)
Подтвердите ответ словами из биографии.
Д: Реальные события его детства…..
Вспомнилось, как мальчиком я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой». Так получился рассказ «Честное слово».
-Когда был опубликован рассказ?
Д: В начале 41 г. В журнале «Костёр»
-От чьего имени ведётся рассказ?
Д: От имени автора
- Как понимает слово «Честность» автор? Подтвердите словами из биографии.
Д: Ведь можно быть честным и держать свое слово во все времена…. Другое дело, во что это обходится человеку «честного слова»? Но, во всяком случае, не дороже денег!
2 исследовательский стол (2 группа)
Образ мальчика.
- Найдите ответ в тексте:
- Как начинается рассказ? О чём жалеет автор?
Д: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого маленького человека, и где он живёт, и кто его папа и мама.
-Как автор описывает мальчика?
Д: Нос в веснушках, штанишки коротенькие и держались не на ремешке, а на таких лямочках, которые перекидываются через плечи и застёгиваются где-то на животе.
- Как говорит о нём?
Д: С любовью, с нежностью, с уважением, с гордостью.
- Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите правильный ответ.
Боялся
Не знал, куда идти
Потому что дал честное слово
- Как понимает слово «Честность» мальчик?
Д: Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать!
3 исследовательский стол (3 группа)
Образ мальчишек
Подтвердите словами из текста:
- Как автор называет мальчиков? Подтвердите словами из текста:
Д: Глупые мальчишки
- Как мальчик представляет себе мальчишек?
Д: Какие-то большие ребята
Как понимают слово «Честность» мальчики?
Д: В данном рассказе «честность « для мальчиков лишь момент игры.
4 исследовательский стол (4 группа)
Образ военного
- Почему мальчик не ушёл, когда ему предложили?
Д: Он был верен данному слову.
- Подтвердите словами из текста.
Что сделал автор? Как автор искал нужного военного?
Д: Стал у ворот и долго поджидал, не пройдет ли мимо какой-нибудь лейтенант или хотя бы рядовой красноармеец.
- Какие чувства он испытал, когда его увидел?
Д: Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту.
-Как оценил поступок майор?
Д: Майор протянул мальчику руку.
-Молодец, товарищ сержант!- сказал он.- Из тебя выйдет настоящий воин. До свидания!
- Как вы думаете, в каких случаях пожимают руку?
Д: В знак уважения, благодарности, гордости за человека
Как понимает слово «Честность» майор?
Д: Ответил рукопожатием, тем самым показал своё уважение к поступку мальчика, к его честному слову.

5 исследовательский стол (5 группа)
Образ мальчика
- Какими качествами обладал мальчик?
Честный, верный, преданный,
- Какие действия совершал мальчик в рассказе?
Стоял на посту, держал данное слово, ..
составить синквейн со словом « мальчик»
Итог урока.
- Что понимает каждый из героев произведения под понятием «честность?» Как бы поступили на месте главного героя
10. Работа с пословицами (на карточках, проверка - слайд)
- Восстановите пословицы, поработав в парах.
Как аукнется, Не давши слова – крепись, Не по виду суди, Будь своему слову
а давши – держись. хозяин.
так и откликнется. а по делам гляди.
- Как вы понимаете каждую пословицу? (слайд) - Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?
11.Итог урока.
- Так, какова главная мысль этого произведения?  В каких строчках заключается основная мысль произведения?
(А когда он вырастет…. Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.)
- Чтобы всегда оставаться человеком нужно с детства формировать в себе такие нравственные ценности, которые помогут иметь такие качества характера, как у главного героя.
- Давайте ответим на главный вопрос: для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?
- Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: в жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком. (слайд)

-В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство,
А есть ещё – Совесть, Честь.
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова….
- Пантелеев написал рассказ «Честное слово» в 1941 году, в самый трудный год для России. Началась Великая Отечественная война.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные да друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце. Они дали честное слово защищать свою Родину, свой народ, свои города и семьи и сдержали его.
12.Рефлексия.
-Кому приходилось когда-нибудь давать честное слово?
-А как его выполняли?
-Тяжело ли держать «честное слово»?
- Оцените свою работу на уроке:
- Кому всё понятно и вы были уверены, то покажите стикер «всё хорошо», - Если вы затруднялись при выполнении заданий, то покажите стикер «нужно поработать», - Кому на уроке было очень трудно, покажите стикер «требуется помощь»
13.Домашнее задание.
1. Пересказ от лица главного героя
2. Выразительное чтение понравившегося отрывка.
3. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
В заключении хочу прочитать вам стихи Б. Окуджавы:
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.
Мини-сочинение «Настоящий человек – это …»
Материалы к уроку
Карточки с заданиями (для организации групповой работы)
Лицевая сторона Обратная сторона
Сочините свое четверостишие.
Огурец – лжец,
Лжецом – молодцом,
Красивым — правдивым
ПОЭТЫ
Первую часть прочтите по ролям, без слов автора.
АКТЕРЫ
Инсценируйте начало третьей части рассказа
ПИСАТЕЛИ
Нарисовать иллюстрацию ко второй части рассказа
ХУДОЖНИКИ
Буриме (вариант выполнения задания группой «Поэты»)
Рос на грядке огурец
Он был самый главный лжец.
Ты не будь таким лжецом
Будешь славным молодцом.
Станешь сильным и красивым
Честным, добрым и правдивым.