Конспект урока по литературному чтению Л. Пантелеев Честное слово (3 класс)

Тема : Л.Пантелеев «Честное слово»
Цель: Способствовать формированию представлений о честном человеке через создание образов главных героев.
Предметные УУД:
1. Способствовать формированию знаний и представлений у учащихся о творчестве Л. Пантелеева, глубины содержания произведения и его главной мысли.
2. Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи.
3. Способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелости.
4. Ввести понятие «автор-герой произведения».
Формировать УУД:
Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам.
Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других;
формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами;
формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Предметные:
-продолжат знакомство с биографией и творчеством Л. Пантелеева;
-научатся создавать образы героев через описания внешнего вида, поступков, отношения к другим героям;
-определять главную мысль рассказа, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
-познакомятся с понятием «автор-герой произведения»;
- осмысленно, правильно читать целыми словами;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Личностные:
- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определять собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности).
Метапредметные:
Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы,поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках, в учебнике, и др. источниках, представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ход урока.
1) Организационный момент. 5 мин.
Слайд 2
«Чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Будь это стих или рассказ
Вы учите их, они учат вас.
- Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие.
- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы сделать для себя маленькое открытие?
Слайд 3
Девизом нашего урока будут слова Френсиса Бэкона:
« Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать»
- Как вы понимаете эти слова?
2. Введение в тему урока. 10 мин
- Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова. Работа в группе. Синяя карточка
Слайд 4
БОРДOАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВИЛЖСЬТО НСТЬЧЕТОС
По щелчку
(доброта) (отзывчивость) (лживость) (честность)
- Попробуйте назвать эти понятия, одним словом. (Это качества человека.)
- Какое задание можно предложить к расшифрованным словам? (исключить лишнее)
По щелчку
- Назовите это слово и объясните свой выбор. ( Лживость.)
Потому что, лживость – это отрицательное качество человека; а все остальные – положительные.
- Объясните, значения слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества?
Доброта – стремление делать добро другим
Отзывчивость – готовый помочь человек
Честность- человек, который держит слово
- Какое из данных слов связано с произведением, с которым вы познакомились дома?
- Почему? ( Честность. Мы читали произведение Леонида Пантелеева «Честное слово».)
- Что вы знаете о фамилии автора? ( псевдоним.)
Слайд 5
- Что такое псевдоним? (Это вымышленное литературное имя, которым автор подписывал свои произведения.)
По щелчку
- Назовите настоящую фамилию автора. Алексей Иванович Еремеев
- Где вы об этом узнали?
- А, что вы еще узнали о авторе? Сообщение детей
- Зная тему урока, какую бы цель вы поставили перед собой? Слайд 6
Определить (Главную мысль произведения, его жанр.)
Учиться (Выразительно и правильно читать.)
Развивать (Речь.)
(А также ответим на главный вопрос – с какой целью Л.Пантелеев написал это произведение?)

- Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, что надо хорошо знать – продолжите мою мысль .содержание.

3.Подготовительная работа к анализу произведения Л.Пантелеева «Честное слово». 10 мин
1. Исследовательская деятельность.
- Прочитайте название произведения ещё раз.
- Подберите родственные слова к первому слову. (Честность, честь, честный)
- Что вкладывает автор в это понятие?
- Ребята скажите, какой словарь нам поможет выяснить значение этого слова?
- Для экономии времени, я вынесла значения этого слова на экран.
Слайд 7
Честь –
достойные уважения и гордости моральные качества человека;
хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду);
почёт, уважение (честь по труду).
- В каком значении употребил автор слово «честное» в названии нашего произведения? Докажите. (В 1-м значении: достойные уважения и гордости моральные качества человека. Мальчик дал честное слово и сдержал его, а это достойное уважения качество человека.) 2. Словарная работа. Работа в группах.
- Ребята, я предлагаю вам поработать в группах. Рассмотрите карточку и подумайте задание, какое я вам предлагаю?
Слайд 8 (проверка по щелчку)
Карточка оранжевая

- Задание: Соотнесите слово и его лексическое значение.
Слайд

Помещение для сторожа -
Военнослужащий, стоящий на посту, на часах -
Не находя утешения -
Воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо -
Ни с чем -
Кое - как пробраться, через что-нибудь-
Боец Красной Армии-
Самое высокое воинское звание -
9. Звание младшего начальствующего состава в Армии.


Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, не солоно хлебавши, протискиваться, красноармеец, маршал, сержант.


- Проверим.
СТОРОЖКА – помещение для сторожа.
БЕЗУТЕШНО – не находя утешения.
военнослужащий, стоящий на посту, на часах.
КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого-либо или чего-либо.
ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что-
нибудь.
КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии.
МАРШАЛ – самое высокое воинское звание.
СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в Армии.
- Молодцы! Вы все справились с заданием.
Физминутка
- От чьего имени ведётся повествование? автора
- Где происходили действия? В саду
Работа в группе.
Расположите картинки по порядку, восстанавливая последовательность событий.
Дети делают на листочках, один у доски, потом идет проверка.

1 2 4 3 5
- Оперяясь на данные иллюстрации, скажите, какой момент был самым напряженным?
- А теперь подумайте, какое задание можно выполнить для совершенствования навыков выразительного чтения.
Слайд 9
Ребята первого ряда найдите диалог, в котором участвуют автор и мальчик
* Автор и мальчик 1 ряд
* Автор и майор II ряд
* Майора и мальчик III ряд
- Молодцы! Вы хорошо подготовили дома выразительное и грамотное чтение диалогов, даже эмоционально передали состояние героев.

Это Физминутка поможет нам снять напряжения глаз

5. Анализ произведения Л.Пантелеева «Честное слово».
1. Работа над жанром произведения.
- Ребята, определите жанр произведения и объясните ваш выбор.
(Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом, и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.)
- Почему главного героя произведения не называют по имени?
Потому что автор в потёмках даже не успел, как следует разглядеть его лицо.
- Как Пантелеев описывает внешний вид мальчика? (Нос у него был в веснушках, штанишки коротенькие и держались на лямочках.)
- По вашему мнению, почему мальчик плакал?
- В какую ситуацию он попал?
- Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли?
Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли:» найдите в тексте отрывок подтверждающий это : Я думаю они ушли», «Забыли».
- Что он почувствовал, когда на улице стемнело? Прочитайте подтверждающее это.
(Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден.)
- Почему же он не ушёл?
(Но он не ушел, потому что считал, что нельзя нарушать данное слово.)
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?
- Когда даешь честное слово, трудно ли его сдержать?
- Какой выход из данной ситуации нашел рассказчик? Позвать военного, чтобы он снял мальчика с поста.
- Почему только военный мог снять мальчика с караула? Потому что мальчик серьёзно воспринял эту игру старших мальчишек. И если он военный, то снять с караула его может только военный.
- Чтобы дать характеристику главному герою, выполните задания на голубой карточке. Подчеркните нужные слова качества.

Смелый, стойкий, трусливый, серьёзный, мужественный, слабый, ответственный, лживый, честный

Слайд 10
Проверка. Поменяйтесь карточками, и проверти по слайду. Взаимопроверка.
- Чтобы вы сказали про поступок старших мальчиков?
- Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
Два взрослых человека – Герой-рассказчик и Молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера.
- На основании сказанного сделайте вывод. Заслуживает ли мальчик такого серьёзного отношения со стороны взрослых и почему?
Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьёзного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека
- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?
Он обрадовался, даже вскрикнул от радости; весь выпрямился и стал на несколько сантиметров выше.
- Почему автор крепко, «по-взрослому», пожал руку малышу?
- Что думает рассказчик о будущем мальчика? Найдите отрывок из рассказа. Найдите и зачитайте.
6. Дискуссия о том, какими качествами должен обладать «настоящий человек».
- Ребята, а «настоящий человек» - это какой человек?
- Что значит «сильная воля» и «крепкое слово»? стремление и желание выполнить что- либо; сдержанное слова.
Некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется, и они не могут себя заставить. У них нет силы воли.
- Ребята, а вы когда нибудь попадал в подобную ситуацию? (когда нужно показать силу воли и сдержать силу воли)
- Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.
- Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему?
- Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность – главные достоинства человека.
6. Итог урока. Осмысление авторской идеи.
- Так, какова главная мысль произведения « Честное слова»?
- А вот теперь мы можем ответить на вопрос, который ставили в начали урока: С какой целью Пантелеев написал этот рассказ?
Рефлексия
-А теперь я вам предлагается оценить вашу деятельность при работе в группе. (показ слайда)
Самооценка работы в группе, в паре.



Всегда (3 балла)
Иногда (2 балла)
Никогда (1 балл)

Я активно участвую в работе группы, в паре.




Я прислушиваюсь к мнению других членов группы, в группе.




Я предлагаю свои идеи





Я могу взять на себя ответственность за успешную работу группы, в паре.






9-12 баллов – Я работал в группе на отлично!
6-8 баллов – Я работал в группе хорошо.
2-5 баллов – Я должен улучшить работу.

Д/З дифференцированно
- Домашнее задание вы выберите самостоятельно. И так задание на красном листке высокого уровня сложности, на зеленом средний уровень сложности, на желтом низкий уровень сложности, не сложное. Подумали, оценили свои возможности, взяли и положИли в дневник. Глазки на меня.
1. Низкий уровень сложности. Не сложное задание. Зеленый
Какое будущее ждёт главного героя, по мнению автора?
Найди ответ в тексте и прочитай отрывок выразительно.
2. Работа с пословицами.
Средний уровень сложности зеленый
Восстанови пословицы..
Слезами горю не поможешь.
Честность всего дороже.
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Не давши слова, крепись, а давши – держись.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
- Какие пословицы подходят к произведению Пантелеева?
- Какую бы вы из них выбрали для себя?
Примерный план отзыва
Высокого уровня сложности
1. Какова основная тема и основная мысль произведения?
2. Для кого и зачем писал автор?
3. Где и когда происходит событие, описанное в рассказе?
4. Кто главные герои? Кто особенно запомнился? Почему?
5. Что в рассказе показалось самым интересным, волнующим? Почему?
6. Над чем заставил задуматься рассказ?
7. Что бы вы хотели изменить в сюжете?
Слайд 11
Сегодняшний урок я хочу закончить словами поэта Юрия Энтина.
Ведь ты Человек,
Ты сильный и смелый!
Своими руками Судьбу свою делай.
Иди против ветра,
На месте не стой.
Пойми: не бывает
Дороги простой.

15