Конспект урока обучение грамоте (чтение) на тему Знакомство с буквой У,у (1 класс, 21 век)


Обучение грамоте (чтение). 1 класс.
Тема: «Знакомство с буквой У,у»
Цели: познакомить с буквой У.У; учить моделировать звуковой состав слова(отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета). Выполнять звуковой анализ слов «труба», «стул»; обеспечить условия развития фонематического слуха, умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок; воспитание культуры учебного труда.
Планируемые результаты:
Предметные: знают букву У.у; умеют моделировать звуковой состав слова, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, выполнять звуковой анализ слов «труба», «стул»; сравнивать слова.
Метапредметные:
Логические: соотнесение слов и соотнесение схем со словами.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие.
Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.
Ход урока
Приветствие (учитель читает стихотворение)
Если хочешь много знать,
Много добиться,
Обязательно читать,
Должен научиться!
- Каким вы бы хотели видеть наш урок?
-Что для этого нужно?
Игра «Доскажи словечко».
- Давайте повторим все, что знаем о речи.
-Речь бывает…(устная и письменная).
-Устную речь мы…(слышим и произносим).
-Письменную речь мы…( пишем и читаем).
-Наша речь состоит из…(предложений).
-Предложения состоят из…(слов).
-Слова делятся на…(слоги).
-Слоги состоят из…(звуков).
Звуки мы …(слышим и произносим), а буквы мы…(пишем и читаем).
-Звуки бывают…(гласные и согласные).
-Какие звуки мы изучили на прошлом уроке?
-Споём их песенкой. [ааааа ооооо яяяяя ёёёёё].
-Какими буквами обозначаются эти звуки?
[а] –А,а, [о] – О,о, [йа]- Я,я, [йо] –Ё,ё.

Игра «Поставь буквы правильно» (на полотне)
( А а, О о, Я я, Ё ё)
- Разбейте буквы на группы. (заглавные и строчные)
-Разделите на группы в соответствии с фишкой (зеленая и синяя).
(выставляют на доске и на партах)
-Какие гласные пишутся после твердого согласного? (Буквы а,о)
-Какие гласные пишутся после мягкого согласного? (буквы я,ё)
Фонетическая зарядка.
-Как воет волк? ( У-у-у).
-Как мычит корова? (Му-у-у).
-Как кукует кукушка? (Ку-ку-ку).
-Как филин кричит? (Ух-ух-ух).
- Какой звук повторяется всякий раз, когда отвечали на вопросы? (У-у-у).
-Значит, с каким звуком познакомимся? ( У).
Открытие нового знания.
А) Звуковой анализ слов «труба», «стул» (работа на доске и на партах).
( Учащиеся комментируют у доски).
1 уч. – Первый звук [т], твердый согласный. Обозначу синей фишкой.
2 уч. - Второй звук [р], твердый согласный. Обозначу синей фишкой.
3 уч. - Третий звук [у], гласный звук. Обозначу красной фишкой.
4 уч. - Четвертый звук [б], твердый согласный. Обозначу синей фишкой.
5 уч. - Пятый звук [а], гласный звук. Обозначу красной фишкой.
(Аналогично звуковой анализ слова «стул»)
-Назовите третий звук в ловах «труба» и «стул».
-Какие согласные звуки стоят в этих словах перед [у]? (твердые).
Правило: После твердого согласного звук [у]обозначается буквой у.
Б) Игра «На что похожа буква?»
-Рассмотрите большую и маленькую буквы У,у. Сравните их (показываю буквы).
Удобная буква! У – сучок. В любом лесу
Удобно в ней то, Ты увидишь букву У.
Что можно на букву
Повесить пальто.
-Замените фишку в схемах слов «труба» и «стул» на букву у. Сделайте вывод. ( Буквой у обозначается гласный звук после твердого согласного).
-Поставьте букву на свое место (Возле синей фишки).
В) Занимательные задания с буквами.
Веселые звуки.
На букву напал недуг
И встало У взамен подружки.
Прошу я лак, дают мне…(лук),
И чашки хрюкают, как…(чушки).
Там, где стоял с водою бак,
Внезапно вырос…(бук).
Подумал дятел: «Так-так-так!»,
А вышло… («Тук-тук-тук»).
Пишу в тетрадке: «Десять стран».
Читаю… (струн).
Себя ругаю: «Вот баран!»
Выходит: «Вот… (бурун)!»
Г) Занимательные модели слов.
- Что это за слова?
* у * (бук, зуб, суп)
* * у * (стук, звук, стул, паук, круг)
* * * у * (парус, арбуз, вдруг)
Д) Игра «Найди звук» (используется электронное приложение. Игры и упражнения)
Физминутка (на мелодию «Танец маленьких утят»)
Работа по Букварю.
–Отгадайте загадку:
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу поведет. (Утка с утятами)
- Выложите слова – отгадки с помощью фишек и букв (работа парами).
- «Прочитайте» слова по схемам. Определите, какая схема к какому слову относится? (утка, утенок).
- Соотнесите схемы слов с рисунками.
- Какие еще слова на букву у вам известны?
Составление рассказа по сюжетной картинке об утке и утятах (используется электронное приложение).
Просмотр мультфильма «Утиная семья на отдыхе» (используется электронное приложение).
Итог.
- С каким звуком сегодня познакомились?
- Что можете сказать об этом звуке?
- Вас сегодня можно назвать умниками и умницами.
-Вы довольны уроком?

Рефлексия.
-Что было интересным? Трудным?
-Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.