Конспект урока обучение грамоте на тему ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К, к

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К, к
Цели: познакомить с буквой К, к; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух; расширять словарный запас учащихся.
Ход урока
1. Организация класса к уроку.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок. Урок обучения грамоте.

2. Актуализация опорных знаний.
- Что мы изучаем на уроке обучения грамоте? ( Знакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает) учимся читать (слоги, слова, предложения с новой буквой)
- Сколько гласных букв русском языке? (Назовите их)
- Сколько гласных звуков? (Назовите их)
- Какие гласные могут обозначать 2 звука?
- В каких случаях они обозначают 2 звука?
- Чем согласные отличаются от гласных?
- Чем звуки отличаются от букв?
-На доске все буквы перемешались. На какие группы вы их разделите и почему?
-На какие группы вы поделите гласные и почему?

3. Постановка учебной задачи.
- Путешествие в мир букв и звуков русского языка мы совершим вместе с одним интересным животным. Догадайтесь, кто это?
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверём все знакомы.
У него усы как спицы.
Он мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится
Угадали? Это Кот.

4. Знакомство с буквой К,к
- Какая буква вначале слова?
- На что похожа буква к?
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой к на нас глядит.
Г. Ванюхина
- Какие звуки она обозначает, мы с вами сейчас узнаем.
5. Знакомство с новыми звуками.
Составит схему слова кот. Читаем слово так, чтобы выделить первый звук.
- Произнесите первый звук в слове «кот». Дайте характеристику этому звуку. И т. д.
- Ребята, я думаю, что надо дать нашему коту кличку. Какая кличка подойдёт: Кеша или Вася? Почему?
(Ему подойдёт кличка Кеша,, так как в этом слове первый звук [к’])
- Произнесите кличку котика. Выделите первый звук и охарактеризуйте его. И т. д.
-Есть ли одинаковые буквы? (Да. Буква к)
-Одинаковые ли звуки обозначает буква к?
- Сформулируйте тему нашего урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся со звуками ( [к], [к’]) и буквой К, к

6. Работа по теме урока.
– Какие звуки обозначает буква к? (Звуки [к], [к’].)
-1 ряд называет слова, в которых присутствует звук [к]
-2 ряд называет слова, в которых присутствует звук [к’].
-3 ряд называет слова, которые будут писаться с заглавной буквы.

7. Физминутка.
Учитель определяет условия физминутки.
- А знаете места, где любит бывать Кира? Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.
Называю слова: речка, крыша, улица, кресло, комната, двор, печка, коврик, огород , озеро.
8. Работа по учебнику. Чтение слогов, слов.
– Прочитайте слоги по строкам.
– Прочитайте слоги, в которых твердый звук [к].
– Прочитайте слоги, в которых мягкий звук [к’].
-Прочитайте слова. Назовите самое короткое слово.(Лён)
-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.(Лилия, линия). Почему?
Какое слово состоит из 1 слога, из 2. из 3 слогов?
– Составьте и прочитайте слова. (Кора, кони; край, крой; колокол.)
-Как понимаете значение слова край?
– Придумайте свои слова со слогами «ко», «кра», «кро».

9. Чтение слов, предложений с новой буквой.
- Котику очень понравилось, как вы выполнили задание.
- Чем, ребята, мы смогли бы Кешу угостить? (его можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)
- Прочитайте продукты, в названии которых есть буква К ( слайд)
ТВОРОЖОК СУП
СМЕТАНА КАША
КОТЛЕТА РЫБА
КОЛБАСА МОЛОКО
- Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

10. Работа по учебнику. «Найди слова».
– Отгадайте загадку.
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
(Крот.)
– Назовите слово, которое на одну букву больше. (Кроты – добавили букву ы.)
– Назовите слово, которое на одну букву меньше. (Рот, кот – убрали буквы к, р.)
– Расшифруйте слово. (Юла)-сколько букв, сколько звуков? Лимон.-сколько букв, звуков?)
– Какие одинаковые буквы в этих словах? (Буква л.)
– Одинаковый ли звук она обозначает? (Нет, в слове «юла» – [л], а в слове «лимон» – [л’].)
11. Игра. (Если останется время)
- Решил Кеша себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.

утка
киска
тигр
гепард
рысь
ослик
курица


12. Итог урока.
– С какой буквой познакомились на уроке?
– Какие звуки она обозначает?
13. Рефлексия.
- С какими затруднениями вы встретились?
- Мы справились с этими проблемами?
- Оцените своё настроение, с каким вы работали на уроке. (Если прекрасное-красный квадрат, хорошее- зелёный квадрат, грустное-синий)


15