Статья Креативная педагогика как способ решения задач современного образования


Статья «Креативная педагогика как способ решения задач современного образования».
Общество динамично развивается и, как следствие, предъявляет заказы на изменение различных социальных институтов. Образованию, безусловно, требуется модернизация и парадигмальная коррекция для того, чтобы решать вопросы, поставленные временем. В рамках прежней образовательной парадигмы решение этих вопросов невозможно.
Особая роль в данной ситуации принадлежит педагогической науке, главным субъектом которой является ученик. Каким в идеале исследователи и практики образования хотят видеть этот «субъект»?
Идеальную модель можно представить следующим образом:
- критически мыслящий,
- активная познавательная деятельность,
- творческая самостоятельность,
- стремление к самореализации и самоопределению,
- отношения педагога и обучающегося, построенные на диалоге.
В алгоритме для реализации целей и решения задач современного образования необходим следующий этап: деятельность, которая станет составляющей успеха.
Развитие креативной педагогики, включающей в себя качественно новые подходы и различные педагогические технологии и постепенное их внедрение в практику, - вот что поможет в реализации целей и в решении задач современного образования.
Ребенок интенсивно творит с самого раннего детства. В раннем возрасте он обладает дерзкой самостоятельностью мысли. Известно, что до 6 лет 40% детей потенциально талантливы. Зачем же снижать их творческий потенциал? Зачем лишать нацию этого творческого потенциала, ведь выживание нации во многом зависит от творческих способностей её граждан.
Современная педагогическая наука предлагает множество технологий, направленных на творческое развитие субъекта образования. Одна из них – это проблемное обучение. Кризис традиционных представлений в разных науках (литература, история) является благодатной почвой для проблемного обучения.
Стержневым понятием для данного обучения является проблемный вопрос и проблемная ситуация.
Проблемный вопрос должен быть сложным, то есть в нем должно быть противоречие. Например, при изучении романа И.А. Гончарова «Обломов» в начале урока можно предложить вопрос: «Через тернии к звездам или превращение в кисель?»
Проблемный вопрос должен быть емким, способным охватить широкий круг вопросов. Проблемный вопрос предполагает спор на базе различных истолкований. Например, «Кто управляет человеческой жизнью? Бог? История? Страх смерти? Человек? Пороки? (М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
Проблемный вопрос должен создавать затруднения, которые необходимы для проблемной ситуации. Переход проблемного вопроса в проблемную ситуацию, требующую разрешения, осуществляется через углубление проблемного вопроса, через поиск разных граней решения, через сопоставление разных вариантов.
Продуктом проблемного урока может стать проект, так как особенностью проектной культуры является создание чего-то нового.
«Награду» получают все субъекты образовательного процесса: ученик – «я открыл!», учитель – «он состоялся, как человек, мыслящий творчески!»