Творческая работа Формирование нравственного и эстетического мировоззрения учащихся на уроках истории


Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc381460387 \h 2Глава 1 Мировоззренческая подготовка школьников PAGEREF _Toc381460388 \h 51.2 Понятие о мировоззрении PAGEREF _Toc381460389 \h 51.2 Формирование основ нравственной культуры школьников на уроках истории PAGEREF _Toc381460390 \h 81.3. Формирование эстетической культуры школьников на уроках истории PAGEREF _Toc381460391 \h 13Глава 2 Эмпирическое исследование уровня нравственно - эстетического мировоззрения школьников PAGEREF _Toc381460392 \h 182.1 Организация и методы исследования уровня нравственно - эстетического развития школьников PAGEREF _Toc381460393 \h 182. 2 Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследования PAGEREF _Toc381460394 \h 24Заключение PAGEREF _Toc381460395 \h 29Список использованной литературы PAGEREF _Toc381460396 \h 31Приложение PAGEREF _Toc381460397 \h 34

ВведениеАктуальность исследования. Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Духовный человек – это человек, устремленный к гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.
Уроки истории позволяют развивать способность у учащихся видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, связанные с ценностными ориентирами, формирует у учащихся культурологические представления о мире и человеке.
Проблема исследования заключается в том, что достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника, рационально мыслящего, становится все сложнее. Необходим мощный арсенал педагогических методов воспитания, позволяющих вырастить гражданина, умеющего мыслить, чувствовать, действовать, т.е. личность духовную. В процессе воспитания духовности у детей главную роль (после родителей) играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его, всей своей жизнью подтверждающим действие нравственных законов Любви, Добра, Милосердия.
Степень разработанности проблемы. Огромную роль «родиноведения», «отечествоведения» в воспитании и образовании подрастающего поколения отмечали передовые педагоги и общественные деятели дореволюционной России: Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов и др.
Развитие отечественного краеведения связано с именами Н.П. Анциферова, И.М. Гревса, С. О. Шмидта, сформулировавшими в своих трудах основные принципы междисциплинарного краеведения как средства глубокого нравственно-эстетического и гражданского воспитания молодежи.
Значение художественно-эстетической культуры, в частности, изобразительного искусства в формировании личности подчеркивается в исследованиях ученых-психологов и педагогов современности: Б. М. Неменского, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Р. М. Чумичевой, Б. П. Юсова, М. М. Байрамбекова, А. С. Выготского, Е. А. Игнатьева, Т. С. Комаровой, B. С. Кузина, И. М. Раджабова, Н. П. Сакулиной, Т. Я. Шпикаловой и др.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как М.М. Гей, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др. освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников.
Объект исследования – процесс развития мировоззрения
Предмет исследования – нравственное и эстетическое воспитание учащихся в процессе изучения истории.
Целью исследования - формирование нравственного и эстетического мировоззрения учащихся на уроках истории.
Задачи исследования:
Осуществить анализ научной литературы по проблеме исследования.
Дать понятие мировоззрению.
Охарактеризовать формирование нравственной культуры учащихся на уроках истории.
Описать формирование эстетической культуры учащихся на уроках истории
Гипотеза исследования – нравственное и эстетическое воспитание школьников в процессе изучения истории будет наиболее эффективным, если рассматривать нравственное и эстетическое воспитание, а так же проблемы воспитания и обучения как неразрывно связанные между собой, поскольку данные процессы направлены на человека как целое.
Методологическая база исследования: использованы труды И.В. Харламова [28], В.М. Лизинского [19], В. А. Сластенина [29] и др.
Методы исследования: анализ, количественный и качественный анализ, эксперимент.
Выборка исследования представлена 10 учащимися города. Возраст учащихся 12 лет.
Новизна исследования заключается в самостоятельной попытке исследования уровня нравственно-эстетического развития школьников.
Практическая значимость работы: полученные данные можно применить в работе педагогов.Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, приложения.

Глава 1 Мировоззренческая подготовка школьников1.2 Понятие о мировоззренииОдной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. «Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление)» [1]. Воплощая в себе достижения мировой цивилизации, научное мировоззрение вооружает человека научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.
Научные знания выступают как часть, сторона, подтверждение диалектического взгляда на мир. Рассматривая научное мировоззрение как способ осмысления, понимания и оценки объективной реальности, мы обнаруживаем, что оно представляет собой связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образующими определенную научную картину мира. В качестве элементов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на определение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде. Но окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна, как многообразны и те отношения, в которых человек находится с миром. И поскольку в своей практической и познавательной деятельности человек соотносит себя с какой-то определенной стороной действительности, мир выступает перед ним как бы в разных своих проекциях. Соответственно этому и сам человек, как бы проецируя себя на разные стороны мира, выделяет или различает в себе качественно определенные стороны, познает себя в различных аспектах.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Субъективная сторона мировоззрения состоит в том, что у человека формируется не только целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании своего Я, своей индивидуальности, своей личности.
У человека, достигшего того уровня развития, когда его можно назвать личностью, все свойства и качества приобретают определенную структуру, логическим центром и основанием которой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются мировоззренческие убеждения.
«Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей» [28, с. 56] . Как и знание, сознание отдельного человека существует только в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усваивают знания, накопленные обществом в ходе его истории, в процессе развития общественной практики. Таким образом, воздействие на личность осуществляется прежде всего в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе.
Но сознание не определяется только знаниями и через знания. Знания должны быть актуальны для человека, т.е. приобрести для него субъективный, личностный смысл. Одни понятия, идеи, нормы могут быть человеку внутренне близкими, а главное, действенными, другие же остаются только словесным знанием. Убеждения - это «не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности» [28, с. 58].
Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности - ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки. Они заключают в себе веление действовать в соответствии с объективными требованиями общественного прогресса, с познанной человеком необходимостью. Пока человек пробуждается к деятельности внешней необходимостью, не перешедшей в его внутреннюю потребность, не ставшей его собственной волей, он действует без внутреннего горения, активности, без мобилизации всех ресурсов.
Сознание всегда имеет своим результатом определенную оценку, некое знание действительности. Это знание может относиться к сфере житейского, «обыденного сознания, которое складывается под влиянием традиций, настроений, привычек, носящих порой весьма консервативный характер» [26, с. 78]. Оно может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.
Существует взгляд, согласно которому на начальном этапе обучения будто бы можно ограничиться простым накоплением фактов. Между тем уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о сезонных изменениях в жизни природы, материальном единстве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречиях. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерности и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоятельным мировоззренческим выводам и обобщениям.
Актуальная потребность подросткового возраста - стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы своего индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватная самооценка, преувеличенная склонность к подражанию. В этих условиях важно побуждать учащихся к самостоятельной и обоснованной оценке явлений.
В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» [24, с. 36] создают прочную основу для формирования у старшеклассников фундаментальных методологических идей высокого уровня обобщенности, твердых взглядов и убеждений.
Таким образом, с определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение, включающее в себя организацию активной пробы сил, первоначальное принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов, характеризующих ту или иную профессиональную группу, формирование морально-психологической и трудовой готовности следовать своему общественному и гражданскому долгу.
1.2 Формирование основ нравственной культуры школьников на уроках историиНравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» [28, с. 102]. Это формулировка подводит нас к трактовке термина «мораль». В переводе с латинского «моралис» означало уклад, привычку, нравы. В современной авторской трактовке мораль выглядит следующим образом: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» [25, с. 49]. В этике мораль понимают как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. В зависимости от того как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Нравственность – «это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д.» [28, с. 217]. И.Ф. Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как «совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований» [28, с. 87].
Исходя из сказанного выше, можно определить цель нравственного воспитания – формирование у школьников нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения. Нравственное сознание – «знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам» [20, с. 47]. Нравственные ценности – «значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей» [30].
Нравственные чувства – «субъективное восприятие человеком моральных норм, принципов, идеалов, проявляющееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к происходящим событиям, ко всей окружающей действительности» [21, с. 103]. Нравственное поведение – «сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам»[21, с.104]. Критерии нравственной воспитанности личности [27, с. 89]:
глубина осмысления правил морали;
степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;
характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;
степень принципиальности;
меры нравственной требовательности к себе, к людям;
характер поведения наедине с собой и в коллективе;
наличие гуманистических черт характера и поведения;
степень уважительного и доброжелательного отношения к людям;
уровень развития чувства собственного достоинства;
уровень развития совести, чести, стыда.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Во все времена, даже самые тяжелые и беспросветные, находились люди, которые согревали, просветляли, облагораживали все и всех вокруг себя. Они многого достигли в разных областях человеческой деятельности, оставили неизгладимый след в истории нашей страны, в сердцах и умах людей. На уроках перед умственным взором ученика проходит целая галерея образов исторических деятелей. Одни из них мелькают мимо бледной тенью, другие оставляют глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.
Задача учителя нравственного воспитания при обучении истории – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно – ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого – вот что необходимо на уроке. Необходимо разрушить у учащихся стену равнодушия, обратиться к их чувствам, побудить пережить чужую боль.
К урокам иногда, следуя совету Лизинского М. Н., нужно использовать эпиграфы. «Такие фразы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке, будят ум, а, следовательно, воспитывают» [19].
«... нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости! История требует от нас уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое...» (В. Пикуль).
«История - это наука о людях ...во времени...», «История - это обширный и разнообразный опыт человечества, встреча людей в веках. Неоценимы выгоды для жизни и для науки, если встреча эта будет братской» (Марк Блок).
«Я - русский мужик, думал и делал для России» (Федор Абрамович Блинов, изобретатель).
«Весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только моей Родине». (А. Попов. Изобретатель радио).
«Сострадание есть главная черта русского человека, ... русский человек от рождения милосерден, но больше полны сердечного тепла русские женщины!» (В.О. Ключевский).
«Что нынче счесть большим,
что малым,
Как знать, но люди не трава;
Не обратить их всех
навалом
В одних – не помнящих
родства…» ( А.Т. Твардовский).
«Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения» (В.О. Ключевский).
«У каждой страны – свой путь, выбранный к процветанию, у России – свой путь, выбранный к катастрофам» (Г.Е. Миронов).
«Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит… изучая дедов, познаем внуков, т.е., изучая предков, узнаем самих себя». ( В.О. Ключевский).
«В чьих бы руках не была власть, за мною остается мое человеческое право отнестись к ней критически». (А.М. Горький).
«Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы могли их свободно высказывать». (Вольтер).
«История предков всегда любопытна тому, кто достоин Отечества». (М.Н. Карамзин).
«Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию граждан».(Ст. Ежи Лец).
«Несчастна та страна, которая нуждается в героях». (Бертольд Брехт).
«Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». (Н.А. Бердяев).
«Всякий, изучающий историю народных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество». (Гельвеций).
Работу по раскрытию нравственных черт личности в процессе труда можно продолжить на более высоком уровне сложности при изучении культуры России конца 15 – 16 вв. При рассмотрении вопроса о первопечатнике Иване Федорове ученикам предлагается такая задача. Однажды в мастерскую Ивана Федорова пришел знатный боярин Басманов. Первопечатник только что выхватил из горна большую металлическую ложку с раскаленной смесью свинца и сурьмы: «Посторонись, боярин, обжечь ненароком могу!». Разлил жидкий металл по формочкам, вытер пот со лба и только тогда подошел к боярину: «Прости, литье – дело срочное, промедления не терпит». «Ловко работаешь, Федоров, тебе бы не буковки, а пушки лить», - говорит Басманов. «Может, и такое время придет, боярин. Только то, что буковки по миру разнесут, того ни пушками, ни саблями не убьешь», - был ответ первопечатника. При анализе ребята, как правило, вычленяют нравственный аспект, говоря о трудолюбии печатника, отмечают великолепное знание им своего дела, понимание значимости своего труда, стремление трудиться для людей. Иван Федоров – человек труда, для него самое важное – дело, которому он служит [2, с.45].
Таким образом, на уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор. А для успешной работы учителя ему необходимо верить. Вера в доброго человека – вот что поможет учителю истории.
1.3. Формирование эстетической культуры школьников на уроках историиТермин «эстетика» произошел от греческого слова «эстетикос», что означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика – философская наука о прекрасном в действительности, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства [1].
Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом -рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г., но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Основные категории эстетики – прекрасное и безобразное. Прекрасное – это, то, что в наивысшей степени соответствует глубинным лучшим человеческим потребностям, представлениям, целям. Прекрасное выполняет функцию соответствия между природой и человеком, предметом и человеком, и, как правило, вызывает человеческие эмоции. «Эмоции» – понятие также греческого происхождения, которое означает душевное переживание, волнение. Положительные эмоции - приятные ощущения и чувства, вызывающие удовлетворение, восхищение, и отрицательные - неприятные чувства, побуждающие человека к устранению и избеганию вызывающих их обстоятельств. Высшим продуктом развития эмоций у человека становятся чувства, которые превращаются в доминанту эмоциональной жизни. Чувства – «это устойчивые эмоциональные отношения человека к окружающей действительности; они осознаются, мотивируются и могут управляться человеком» [13, с. 37]. Категория прекрасного имеет два основных критерия: 1) соответствие содержания и формы (предмета, объекта и т.д.); 2) гармоничное соотношение всех сторон предметов и явлений в конкретных условиях. Эстетика как наука служит развитию у людей чувства прекрасного. Эстетическое воспитание – целенаправленный систематический процесс развития эстетических идеалов, потребностей и вкусов воспитанников. Психологическая основа эстетического воспитания – художественно-эстетическое восприятие – заключается в эстетическом отношении к миру.
«Человек по натуре своей - художник. Он всюду так или иначе стремится вносить в свою жизнь красоту» [15, с. 91]. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.
Культурно-эстетический материал занимает в школьном курсе истории значительное место. И это полностью оправдано, если учесть важное значение указанного материала в образовательном и воспитательном отношении. В последнее время в школьной программе появился новый предмет под названием «Мировая художественная культура». Появление нового предмета не должно означать того, чтобы учителя истории уделяли бы меньше внимания к культурно-историческому материалу. Ведь содержание культурно-эстетического материала имеет особо важное значение в плане эстетического воспитания школьника и его общего развития. Например, в курсе новой истории в 8-м классе дети знакомятся с прогрессивной культурой периода победы и утверждения капитализма, с невиданными до того успехами математики и естествознания, связанными с именами Ньютона, Лавуазье, Дарвина, с великими писателями и поэтами Гете и Шиллером, Байроном и Бальзаком, Диккенсом и Гейне, с великими композиторами и художниками. На примере творчества Давида, Делакруа, Курбе учащиеся получают представление о классицизме, романтизме и реализме в изобразительном искусстве, без чего непонятно развитие русской живописи первой половины XIX в., с которой они знакомятся на уроках.
Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты».
На уроках истории рассматривается само понятие «культура» при осуществлении знакомства учащихся с культурами народов. Несомненно, преследуется при этом цель воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов.
В курсе истории Древнего мира античные развалины нередко вынесены на обложки учебников, что, к сожалению, задает восприятие античности детьми как чего-то бесконечно далекого от них, разрушенного и остаточного. Однако если обратить энергию учеников на поиск античного наследия в современном мире, греческие храмы восстанут из руин в родном городе в образе местного дворца культуры или бывшей усадьбы, превращенной в музей. Данный прием в V и VI кл. при изучении вопросов культуры является одним из самых эффективных [4, с.31].
Например, первый урок по истории Древней Греции можно начать с того, что попросить учеников достать из портфелей учебники по всем предметам - у большинства будут греческие названия, а на первых страницах мы можем увидеть портреты греческих ученых. Интерес у учеников вызывает и сравнение современной спортивной символики с изображением видов спорта, в которых соревновались древние греки, на вазах и керамической посуде.
Изучая античность, можно дать опережающее задание «Греция и Рим вокруг нас» и предложить найти следы античности в следующих сферах [4, с.46]:
архитектура (Греция - портик, Рим - арка, использование бетона и пр.);
развлечения (Греция - театр, спорт);
наука и образование (большинство наук зародилось в эпоху античности, греческий алфавит, римские цифры);
имена (греческие и римские),
географические названия (например, Севастополь); и др.
На итоговом уроке может быть составлена презентация с элементами греческой и римской культуры, которые имеют узнаваемые аналоги в той или иной местности, в повседневной жизни учеников.
Таким образом, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях на уроках истории осуществляется через получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России, зарубежной культуры. Через ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры того региона, где проживают школьники - с фольклором и народными художественными промыслами; обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе; обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей.
Вывод по главе 1.
Таким образом, мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир.
Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Убеждения - это знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности - ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки.
Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни.
Нравственное сознание – знание моральных принципов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в обществе нормам.
Нравственные ценности – значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей.
Нравственное поведение – «сознательное следование человека в собственных действиях и поступках моральным принципам и нормам.
Эстетика – философская наука о прекрасном в действительности, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства. Прекрасное выполняет функцию соответствия между природой и человеком, предметом и человеком, и, как правило, вызывает человеческие эмоции.
Высшим продуктом развития эмоций у человека становятся чувства, которые превращаются в доминанту эмоциональной жизни. Чувства – это устойчивые эмоциональные отношения человека к окружающей действительности; они осознаются, мотивируются и могут управляться человеком.
Нравственно-эстетический материал занимает в школьном курсе истории значительное место.
Цель нравственно-эстетического воспитания – формирование у школьников нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.
Задача учителя нравственного воспитания при обучении истории – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания.
Цель эстетического воспитания - формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту.

Глава 2 Эмпирическое исследование уровня нравственно - эстетического мировоззрения школьников2.1 Организация и методы исследования уровня нравственно - эстетического развития школьниковНа базе школы-интерната было проведено исследование на выявление уровня нравственно-эстетического развития детей старшего школьного возраста. В эксперименте приняли участие 10 детей (средний возраст 15 - 17 лет).
Задачи исследования: выявление ценностных детей, выявление духовно-нравственных качеств личности школьника и соотнесение полученных результатов.
Изучение уровня воспитанности учащихся было основано методике диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой.
Для выявления ценностных ориентаций детей использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Методика 1. Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина).
Инструкция: «Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале».
Материал для диагностики:
Долг и ответственность
1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 5 4 3 2 1 0
2 Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 5 4 3 2 1 0
3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 5 4 3 2 1 0
4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 5
4 3 2 1 0
Бережливость
1 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 5 4 3 2 1 0
2 Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. 5 4 3 2 1 0
3 Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). 5 4 3 2 1 0
4 Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). 5
4 3 2 1 0
Дисциплинированность
1 Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. 5 4 3 2 1 0
2 Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. 5
4 3 2 1 0
3 Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). 5 4 3 2 1 0
4 Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 5 4 3 2 1 0
Ответственное отношение к учебе
1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 5 4 3 2 1 0
2 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 5
4 3 2 1 0
3 Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). 5 4 3 2 1 0
4 Аккуратен, исполнителен, точен. 5 4 3 2 1 0
Отношение к общественному труду
1 Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. 5 4 3 2 1 0
2 Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). 5 4 3 2 1 0
3 Выполняю трудовые поручения родителей. 5 4 3 2 1 0
4 Добросовестно выполняю все поручения. 5 4 3 2 1 0
Коллективизм, чувство товарищества
1 Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 5 4 3 2 1 0
2 Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 5 4 3 2 1 0
3 Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. 5
4 3 2 1 0
4 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 5
4 3 2 1 0
Доброта и отзывчивость
1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 5 4 3 2 1 0
2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 5 4 3 2 1 0
3 Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . 5
4 3 2 1 0
4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 5 4 3 2 1 0
Честность и справедливость
1 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. 5 4 3 2 1 0
2 Честно сознаюсь, если что-то натворил. 5 4 3 2 1 0
3 Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. 5 4 3 2 1 0
4 Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. 5 4 3 2 1 0
Простота и скромность
1 Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. 5 4 3 2 1 0
2 Понимаю, что человека уважают не за деньги. 5 4 3 2 1 0
3 Иногда люблю похвастаться. 5 4 3 2 1 0
4 Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности 5 4 3 2 1 0
Культурный уровень
1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 5 4 3 2 1 0
2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 5
4 3 2 1 0
3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 5
4 3 2 1 0
4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе
транспорте) 5 4 3 2 1 0
Ключ:
0 - всегда нет или никогда.
1 - очень редко, чаще случайно.
2- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
3- чаще да, чем нет, иногда забываю.
4- в основном да, стараюсь.
5- только да, постоянно.
Обработка результатов:
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 (максимальное количество баллов). Например, ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 10. (1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/10
До 0,5 – низкий уровень воспитанности.
0,6- уровень воспитанности ниже среднего.
0,7 -0,8 средний уровень воспитанности.
До 0,9 уровень воспитанности выше среднего.
1- высокий уровень воспитанности.
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса (от учеников).
Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
Выше среднего уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
Высокий уровень: устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.
Обработка по шкалам (См. приложение 1).
Методика 2. «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
Инструкция: Сейчас Вам будет предъявлен набор суждений. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана как отдельное суждение. Внимательно изучите суждения и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима - поместите ее на первое место, поставив напротив №1 номер выбранной ценности (например, 1-9). Затем выберите вторую по значимости ценность и пометите ее вслед за первой (например, 2-3). Затем проделайте это же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Список А (терминальные ценности).
1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом).
3. Здоровье (физическое и психическое).
4. Интересная работа.
5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).
6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений).
8. Наличие хороших и верных друзей.
9. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
10.Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
11. Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей).
12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).
13. Развлечения (приятное необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).
15. Счастливая семейная жизнь.
16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).
17. Творчество (возможность творческой деятельности).
18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности).
1. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах.
2. Альтруизм (бескорыстная забота о благе других)
3. Воспитанность (хорошие манеры).
4. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).
5. Жизнерадостность (чувство юмора).
6. Исполнительность (дисциплинированность).
7. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).
8. Непримиримость к недостаткам (своим и чужим).
9. Образованность (широта знаний высокая общая культура).
10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).
11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).
12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.
13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).
14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения).
15. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).
16. Честность (правдивость, искренность).
17. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).
18. Чуткость (заботливость).
Достоинства методики являются универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так инструкции. Существенными ее недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности.
Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников. Для определения содержания типов ценностных ориентаций использовали таксономический анализ – группировка данных по сходным признакам и провели следующую процедуру обработки полученных материалов. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей в зависимости от степени их дифференциации, выявили тех школьников, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей.
2. 2 Анализ результатов и интерпретация эмпирического исследованияПо методике 1 результаты анкетирования показали, что 36 % детей имеют высокий уровень знаний о природе и бережном отношении к ней. Дети осознают самоценность природы, понимают, что беречь ее нужно не только и не столько потому, что это необходимо человеку, а потому, что она живая, в ней все взаимосвязано, и она, несмотря на кажущееся могущество человека, живет по своим законам. Дети эмоционально и развернуто отвечали на вопросы беседы. В ответах отчетливо прослеживается сопереживание природе и тому, что с ней происходит: «Природу нужно беречь, потому, что она живая, и ей нельзя делать больно, с природой нужно дружить и заботиться о ней », «Природу нужно беречь, потому что рыбы умрут без воды, а птицы без деревьев и воздуха». «Я всегда поливаю цветы - ведь им без воды плохо!». Можно утверждать о достаточно высоком уровне сформированности нравственных и эстетических чувств у этих детей.
54% детей показали средний уровень знаний о природе и бережном отношении к ней, а также о связи человека и природы. Ответы этих детей звучат так: «Природу нужно беречь, чтобы мы могли жить». «Природа – это красиво, а человеку нравится красивое». По некоторым ответам можно сделать вывод, что у детей совсем не сформированы элементарные экологические понятия и взаимосвязи, не говоря уже о бережном отношении к природе, а значит и сформированности нравственных и эстетических чувств по отношению к ней. Ответы детей звучали так: «Я поливаю деревья зимой», или: «Я, когда ловлю бабочку, не убиваю ее, я поиграю с ней и выпускаю!». Очевидно, что у этих детей знания о природе и взаимосвязи человек – природа поверхностны.
У 10% из числа принимавших в исследовании детей - низкий уровень знаний о природе и об отношении к ней. Часто в ответах выявлялись только общие представления о том, как нужно относиться к природе: «Природу нужно любить», «Нужно бережно относиться к природе». В ответах этих детей практически не выражен эмоциональный компонент. Таким образом, видно, что знания подавляющего количества детей о природе и об отношении к ней крайне ограничены, а значит, нравственные и эстетические чувства у дошкольников сформированы недостаточно (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Уровень нравственно-эстетических чувств
Результаты исследования по методике № 2 М. Рокича «Ценностные ориентации», целью которой являлось определение состояния нравственных ценностей детей, преобладающими были выявлены следующие ценности: семейно-бытовая, эстетическая, этическая, ценности дела, самоутверждений, профессионально -творческая, саморегуляции, интеллектуальная, альтруистическая, принятия других, общественная, гедонистическая (См. таблицу 1).
Таблица 1– Ценностные ориентации школьников (Методика М. Рокича)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Активная деятельная жизнь 3 17 15 15 15 15 11 5 5 18
Жизненная мудрость 6 18 17 16 14 12 13 4 6 17
Здоровье 1 1 1 14 1 10 10 10 7 19
Интересная работа. 2 15 2 1 2 14 12 18 9 15
Красота природы и искусства 16 10 4 4 4 13 15 11 8 16
Любовь 3 9 3 5 3 11 17 8 10 12
Материально обеспеченная жизнь 9 16 7 6 16 9 14 7 12 14
Наличие хороших и верных друзей. 5 8 6 18 5 8 16 6 13 11
Общественное признание 10 14 8 17 18 18 18 9 11 13
Познание 12 13 3 3 6 3 3 3 3 10
Продуктивная жизнь 13 3 9 11 17 17 8 13 2 7
Развитие 18 2 10 2 7 2 2 2 4 2
Развлечения 15 12 11 12 12 7 9 12 18 9
Свобода 17 11 12 10 13 6 7 14 15 6
Счастливая семейная жизнь. 4 7 13 7 8 5 6 16 14 5
Счастье других 14 4 14 13 11 16 5 15 16 8
Творчество 20 5 18 8 9 1 1 1 1 1
Уверенность в себе 19 6 16 9 10 4 4 17 17 4
В семьях, где главенствующую роль занимают семейно-бытовые ориентации (работа, здоровье, друзья, любовь, семья); эстетические ценности (красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); этическая (чуткость, воспитанность), ценности дела (аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах); и самоутверждение (высокие запросы, смелость, твёрдая воля, независимость), дети отличаются высоким уровнем нравственности. У них преобладают такие качества как: трудолюбие, уважение к старшим, готовность прийти на помощь. В эту группу входят 30% детей.
В семьях, где преобладают профессионально-творческая, общественная, гедонистическая, альтруистическая, ценности саморегуляции, принятие других, интеллектуальная ориентация (образование, познание, приобщение к культуре, развитие), семейно-бытовая, самоутверждение, профессионально-творческая (интересная работа, образование, творчество, развитие) - дети входят в группу со средним уровнем нравственности. У детей доминируют такие качества как: дружелюбие, творческая направленность, физическая активность, коллективизм. Эти детей составляют 70% от общего количества исследуемых.
Таким образом, можно утверждать, у 30% детей развиты терминальные ценности, и они имеют высокий уровень нравственности - это объясняется тем, что родители больше времени уделяют детям, отсюда и высокий уровень трудолюбия, уважение к старшим и готовность прийти на помощь. У 70 % детей развиты инструментальные ценности. Они имеют средний уровень нравственности, т.к. на первом месте стоит общественная, профессионально-творческая, интеллектуальная деятельность и саморазвитие (См. рисунок 2).

Рисунок 2 – Уровень нравственно-эстетических качеств (по методике М. Рокича)
Результаты исследования по методике № 3 показали следующие данные (См. таблицу 2): 20 % детей (2 человека) имеют низкий уровень нравственно - эстетического развития. 20 % детей имеют высокий уровень нравственно – эстетического развития. 60 % детей имеют средний уровень нравственно – эстетического развития.
Таблица 2 – Уровень воспитанности (Методика Капустина)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Коэффициент 0,5 0, 5 0,7 0,7 0,9 1 1 0,7 0,9 0,7
Таким образом, только у двух детей устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении. Ярко проявляется активная общественная и гражданская позиция.
У детей, имеющих низкий уровень, наблюдается слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
Детям, имеющим средний уровень, свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, но отсутствует общественная позиция либо общественная позиция ситуативна.
Вывод по главе 2.
Итак, по методике 1 результаты анкетирования показали, 45 % детей имеют высокий уровень нравственно - эстетических чувств, 45% детей показали средний уровень, 10% из числа принимавших в исследовании детей - низкий уровень.
Результаты исследования по методике № 2 М. Рокича «Ценностные ориентации» показали, что 30% детей имеют высокий уровень нравственности. У 70 % детей - средний уровень нравственности.
Результаты исследования по методике № 3 показали следующие данные: 20 % детей имеют низкий уровень нравственно - эстетического развития. 20 % детей имеют высокий уровень нравственно – эстетического развития. 60 % детей имеют средний уровень нравственно – эстетического развития.
Таким образом, учителям истории в своей работе необходимо эффективно развивать нравственно-эстетические качества детей, а именно обратить внимание на самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствие у детей общественной позиции, на переживание прекрасного в природе и искусстве, коллективизм, дружелюбие, аккуратность, исполнительность, образованность, эффективность в делах.

ЗаключениеВ ходе проведения исследования выяснилось, что нравственное воспитание учащихся, формирование гражданина, патриота - одна из важных функций школьного предмета «История». Предмет «История» может сыграть ключевую роль в складывании и системы эстетических ценностей у учащихся.
Анализ, проведенный в данной работе, показал, что в нашей стране, так и за рубежом есть богатейшее наследие, которое стоит использовать в качестве нравственного и эстетического богатства. Об этом зафиксировано в первой главе этого исследования. Опираясь на результаты исследования, обобщенные во второй главе данной работы можно сделать следующие выводы: по методике № 1 результаты анкетирования показали, что только 10 % детей имеют высокий уровень нравственно - эстетических чувств. Результаты исследования по методике № 2 М. Рокича «Ценностные ориентации» показали, что 30% детей имеют высокий уровень нравственности. Результаты исследования по методике № 3 показали следующие данные: только 20 % детей имеют высокий уровень нравственно – эстетического развития. Остальные результаты до 70% - это средний и низкий результаты уровня нравственно-эстетического развития. Для учителя истории, следовательно, существуют перспективы повысить низкий и средний уровень всем арсеналом педагогических средств, приемлемых предметом «История».
Воспитательная задача нравственно - эстетического характера, связанная с формированием ценностей у учеников может решаться различными путями: через личность учителя; через историю; через применение новых методик и технологий. Нравственное воспитание личности невозможно проводить без учета богатейшего педагогического опыта, наполненного и советской школой. Новые технологии в образовательной сфере не заработают, если останутся в стороне от нравственных потребностей ученика и не будут нацелены на его духовное просвещение.
Гипотеза нашла свое подтверждение: нравственное и эстетическое воспитание школьников в процессе изучения истории будет наиболее эффективным, если рассматривать нравственное и эстетическое воспитание, а так же проблемы воспитания и обучения как неразрывно связанные между собой, поскольку данные процессы направлены на человека как целое.

Список использованной литературы
Алексеев А.П., Воробей Ю.Д., Васильев Г.Г. Краткий философский словарь.-М.: Проспект,2009.-496с.
Барташева Н. А., Воронина М. В. Духовная жизнь России: имена, идеи, лица. // Первое сентября, - 2005, - № 20. – С. 45.
Бахтина О. И. Нравственное воспитание в 5 классе. // Преподавание истории в школе, 2007, - №1. – С.23.
Белинский В.Г. Статьи о русской литературе.- М.:Владос,2008.-240с.
Выготский Л.В. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - C. 10-19.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука:-М.: МПСИ, 2008.- 480с.
Гончарова Т. И. Уроки истории – уроки жизни. - М.: Педагогика, 1986. – 234 с.
Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. - М.:Педагогика,1989.-560с.
Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: Учебное пособие по курсу истории философии:-М.: Академический Проект, 2002. – 348с.
Зебзеева В.О. О формах и методах эстетического образования школьников //Школа. - 2010.- №7. - С. 45-49.
Зеньковский В.В. История русской философии.- М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 880 с.
Зубачевская Н.А. Эстетический интерес и условия его интенсификации // Вестник Челябинского ун-та. Сер. 5: Педагогика и психология. - 1996. -№1.- С. 71 - 78.
Ивасив Б.И. Воспитание эстетического вкуса учащихся в процессе комплексного воздействия искусств: //Образование и саморазвитие.- 2011. - №14-С. 37-45.
Каган М.С. Морфология искусства. - М.: Искусство, 1972. - 426с
Коломина Н. В. Воспитание основ эстетической культуры в школе: Сценарии уроков. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 144 с.
Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова.- М.: Просвещение, 1983.- 223 с.
Кузин В.С. Психология живописи.-М.:Оникс,2005.-304с.
Леонтьев А.Н. Психология общения. - М.: Смысл, 1997.- 235с.
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Педагогический поиск, 2009. – 424 с.
Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к деятельности и искусству// Советская педагогика.-1983-№6-С.12-35.
Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
Лосский Н. О. Л История русской философии.- М.: Академический проспект,2007.-551с.
Мелик-Пашаев А.А, Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования: методическое пособие.-М.: Просвещение,2008.-175с.
Мир природы и ребенок: Методика эстетического воспитания школьников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2008. - 319 с.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1987.- 255 с.
Николаева С.Н. Теория и методика эстетического образования детей: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2007. - 336 с.
Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого. Сб. статей, под ред. В. Н. Шацкой и Л. Н. Скаткина.- М., 1976.
Педагогика : Крат.курс : Учеб.пособие/И.Ф.Харламов.-2-е изд., стер.-Мн.: Выш. шк., 2004.-272с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.- 4-е изд.-М.: Школьная пресса, 2002.- 512 с.
Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим - Бада.- М.: научное изд. Большая Российская Энциклопедия- 2002.- 527 с.
Петрова Г.А. Воспитание эстетической культуры // Педагогика высшей школы. - Казань, 1985.-382с.
Пищулин Н.П., Огородников Ю.А. Философия образования -М.: Жизнь и мысль, 2010. -512с.
Разумный В.А. Венец творения, или ошибка природы(парадоксы человека).-Псков: Псковское возрождение,2006.-240с.
Селевко Г. К. Воспитательные технологии- М.: НИИ школьных технологий, 2005. -320 с.
Система эстетического воспитания школьников/Под ред. С. А. Герасимова- М.: Педагогика, 1984.- 264с.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 –е изд. - М.:
Шулева Е. И. К проблеме диагностики эстетической воспитанности // Начальная школа плюс до и после, - № 1.- 2005.- С.8.
ПриложениеПриложение 1
«Уровень воспитанности учащихся» (методика Н.П. Капустина).
1 шкала. Любознательность
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашнее задание. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашнее задание не всегда выполняется в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашнем заданием.
2б. Интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашнее задание. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращается за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимателен, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание к учебе. На уроках бывает не внимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренных случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. Учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. Дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
3 шкала. Бережное отношение к учебе
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
1б. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.