Статья на тему «Формирование гуманистического мировоззрения на уроках русского языка и литературы»


Формирование гуманистического мировоззрения на уроках русского языка и литературы.
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Социальная значимость воспитания духовных ценностей детей обусловлена веянием времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Одним из ключевых направлений развития личности является личностная культура как «готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – «становиться лучше».
Формирование представлений о гуманистической этике творческого совершенствования свободного человека, самоопределения, самореализации; самоуважении как чувстве собственного достоинства, самоподдержке в процессе изучения курса литературы 5-11 классов максимально содействует реализации ключевых установок Фундаментального ядра содержания общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.
В процессе изучения школьного курса литературы наиболее актуальной является проблема гуманистического совершенствования, включающего самосовершенствование и совершенствование социальных отношений. Уроки гуманных взаимоотношений дети усваивают прежде всего дома и в школе. О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния. «Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».
Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.
Формирование гуманистического мировоззрения на уроках литературы осуществляется в основном, используя нетрадиционные формы урока, такие как, урок-диалог, урок-дискуссия, урок-диспут, и с помощью эмоционального воздействия через ИКТ, формулировки проблемного вопроса, значимого для детей, сопоставление различных точек зрения на героя, использование детали, использование ассоциативного мышления, связь с жизненным опытом детей.
Каждое литературное произведение, включенное в школьную программу, несет в себе гуманистическую направленность. Например: 5 класс – И.С. Тургенев рассказ «Муму», 6 класс – В.Г. Короленко повесть «Дети подземелья», 7 класс - Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба», 8 класс – К.Г. Паустовский рассказ «Телеграмма», 9 класс – А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор», 10 класс – Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», 11 класс - рассказы и повести В.М. Шукшина.
Литература помогает решить проблему гуманистического совершенствования ребенка, но первые уроки гуманных взаимоотношений ребенок получает все же в семье. И, конечно же, от того какими будут эти семейные уроки доброты и взаимопонимания, во многом определяется жизненная позиция человека. Где как не в семье, не во взаимоотношениях родителей и детей наиболее полно раскрывается человек?
Как происходит формирование гуманистического мировоззрения, мы хотим показать на примере рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма», в котором поднимается тема человеческого равнодушия и одиночества. При проведении данного урока гуманистическое мировоззрение учащихся можно формировать с помощью эмоционального воздействия на детей через ИКТ, а именно отобранный ряд картин, связанных темой «семьи, матери» и соответствующей музыки. В данном случае используется песня Витаса «Мама», так как самым ярким образом в рассказе «Телеграмма» является образ матери. (Просмотр видео)
Сюжетную основу изучаемого произведения составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.
«Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать».
Настя редко вспоминает о матери, она даже не находит минуты, чтобы написать ей письмо. У Насти Катерина Петровна – единственный дорогой человек. Но работа заставляет забыть о ней. Истинные ценности начинают открываться, когда в зале на обсуждении выставки работ скульптора Тимофеева гремят аплодисменты в честь Насти, вытащившей его из забвения, а Настя в это время читает телеграмму о том, что мать её умирает из-за душевной чёрствости «чуткой» Насти. Эмоционально почувствовать душевное состояние матери помогает выразительное чтение текста:
«Как-то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.
Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову теплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.
Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:
– Кто стучит?
Но за забором никто не ответил.
– Должно быть, почудилось, – сказала Катерина Петровна и побрела назад.
Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.
«Ненаглядная моя, – писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
Настя жестоко наказана за невнимание к матери. Приехав в Заборье, она не застаёт матери в живых, не получает прощения за свою сухость.
Усилить эмоциональное воздействие произведения на душу ребенка помогает фрагмент кинофильма Василия Шукшина по одноимённой повести «Калина красная». (Просмотр фрагмента фильма «встреча с матерью»)
Обращение к жизненному опыту детей немаловажно при изучении произведений, поднимающих нравственную тематику, это поможет учащимся связать отвлеченные нравственные понятия с действительностью и продемонстрирует важность затронутой темы.
Тема человеческого равнодушия и одиночества остается актуальной и в современной литературе, что иллюстрируют произведения В.П. Астафьева, В.Ф. Потанина, рассказ Людмилы Куликовой «Свиделись», который во многом схож с рассказом Паустовского «Телеграмма».
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, то есть включаться в диалог с писателем. Такие уроки не проходят даром, доказательством этого могут служить цитаты из школьных сочинениях: «… Почему так трудно становиться человеком?... Почему надо затратить на это столько сил?... Я поняла, что мир не такой, каким я его представляла раньше. Он не розовый, он иногда даже черный, несправедливый, жестокий… Если же человек захочет, то он сделает свой мир прекрасным, ярким, добрым и радостным».
Приобщение к «вечным» ценностям является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке такой его приоритетной цели, как формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей.