Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Дифференциация звуков [Г] — [К], [Г] — [К]






Открытое занятие по программе
«Подготовка к обучению грамоте»
в подготовительной логопедической группе по теме:

«Дифференциация звуков
[Г] – [К] и [Г’] – [К’]»







Выполнила: учитель-логопед
I кв. категории
Булыгина И. В.











Новосибирск 2010г.
Цель: закрепить навыки различения звуков [Г] – [К], [Г’] – [К’], учить звуковому и слоговому анализу и синтезу слов, развивать навык чтения; развивать навык составления предложений и составления схем предложений; развивать навык работы с «кассой букв и слогов», развивать фонематический слух; развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: индивидуальные тетради, карандаши, слоговые карточки, касса букв и слогов, цветные фишки, схемы предложений.
Ход занятия.

Логопед
Дети

Дети, смотрите, кто нас встречает, это наши постоянные спутники, Ёжик и Лисенок, которые путешествуют с нами по городу звуков в страну Азбуку, давайте с ними поздороваемся.

Давайте им напомним, что же произошло с ними на нашем прошлом занятии.
Где спрятались игрушки от грозы?
Какой звук оказался хозяином домика?
А какой дом стоял рядом с домом звука [Г]?
Какой звук жил в этом доме?

Какая часть языка помогает нам произнести этот звук, передняя, средняя или задняя?
А какие еще звуки мы произносим с помощью задней части языка?

Давайте подойдем к нашей планшетке и сравним звуки [Г] и [Г’] со звуками [К] и [К’].
Чем похожи все эти звуки?

А чем они отличаются?


Здравствуйте, Ёжик и Лисенок!





В доме в виде грибка.
Звук [Г].
Дом в виде часов.
Звук [Г’].

Задняя часть языка.

Звуки [К], [К’].




Тем, что мы произносим эти звуки с помощью задней части языка.
Звук [Г] – звонкий, а звук [К] – глухой.
Звук [Г] – твердый, а звук [Г’] – мягкий.

А теперь мы пройдем к нашим столам и сядем на стулья. Откроем тетради и узнаем, что ждет нас и наших друзей-игрушек дальше.
Когда прошла ночь, и наступило ясное солнечное утро, гном, которого звали Гимли, повел друзей показывать свои сокровища. Он был очень хозяйственным, как и все гномы, и приносил к себе все, что было брошено или оставлено в парке. Он разложил все это на коврике перед игрушками.
Что разложено перед игрушками?

А теперь давайте посмотрим на схемы слов, которые нарисованы на следующей странице и определим, что обозначает каждая схема.






















Грелка, градусник, кирка, грабли.

Гонг в первой клетке – звук [Г] в начале слова, к этой схеме подходят слова: груши, градусник, грабли, газета;
Кастрюля в первой клетке – звук [К] – в начале слова: кочерга, колпак, камень, колокол, коврик;
Гонг во второй клетке – звук [Г] – в середине слова: чугунок, кочерга;
Кастрюля во второй клетке – звук [К] в середине слова: грелка, кисточка, колокол, кирка, вешалка;
Гири в первой клетке – звук [Г’] в начале слова: герань, гитара, гиря;
Кирпичи в первой клетке – звук [К’] в начале слова: кегля, кисточка.

А теперь «решим примеры».
Какой слог надо убрать из слова коньки, чтобы получилось слово конь?
Какой слог надо прибавить к слогу ка, чтобы получилось слово чайка?

Слог ки.

Слог чай.

А сейчас мы будем объяснять Лисенку, как можно одно слово превратить в другое.
Например, какой звук надо заменить другим, чтобы слово капля превратилось в слово цапля?
Слово щека превратилось в слово щука?
Слово веник превратилось в слово венок?
Слово кубик превратилось в слово тюбик?




Звук [К] заменили звуком [Ц].
Звук [Э] заменили звуком [У].
Звук [И] заменили звуком [О].
Звук [К] заменили звуком [Т’].


А сейчас мы встанем и немного отдохнем.

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Давайте, возьмем «кассу букв и слогов». Выставляйте буквы, которые я называю: И, К, Т.
А теперь вы будете выкладывать цветными фишками это слово, а Ёжик посмотрит, как вы справляетесь с этим заданием.
Какой первый звук в слове кит?

Второй звук?
Третий звук?
Молодцы! Отодвиньте свои «кассы» в сторону.

Кит.




Звук [К’] – согласный, мягкий – зеленый кружок.
Звук [И] – гласный – красный кружок.
Звук [Т] – согласный, твердый – синий кружок.


Ребята, к нам, как обычно, пришло письмо от Незнайки, в котором он опять перепутал все слова в предложениях, и нам надо составить предложение правильно, чтобы было понятно. Вот одно из предложений:
Птица, ветка, сидеть, на.

Давайте теперь выложим схему этого предложения, назовите мне первое слово предложения и покажите карточку,
второе слово,
третье слово,
четвертое.





Птица сидит на ветке.



Птица – длинное слово – длинная полоска.
Сидит – длинное слово – длинная полоска.
На – это короткое слово, короткая полоска.
Ветке – длинное слово – длинная полоска.

А теперь достаньте слоговые карточки из конвертов. Мы будем выкладывать схему слова ноги.
Какой первый слог в этом слове?
Покажите мне карточку.
Какой второй слог в этом слове?
Выкладывайте слово полностью.



Но.

Ги.

Ребята, давайте подойдем к нашим друзьям и скажем им, какие звуки мы сегодня сравнивали?
А что мы еще делали на занятии?




Попрощайтесь со своими друзьями-игрушками.


Мы сравнивали звуки [Г] – [К], [Г’] – [К’].
Мы составляли слово из букв, определяли, из каких звуков состоит это слово, составляли предложение из слов и выкладывали схему этого предложения, составляли слоговую схему слова.
До свидания.




15