Конспект урока информатики Типы алгоритмов в среде программирования Pascal

Приложение 2
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №95 им.Н.Щукина»















«ТИПЫ АЛГОРИТМОВ В СРЕДЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCAL»
урок информатики в 9 классе с применением технологии проблемного обучения








Учитель: Белякова Екатерина Александровна





Тема урока: Типы алгоритмов в среде программирования Pascal.
Цели урока:
Образовательная:
Повторить тему «Алгоритм. Виды алгоритмов»;
Познакомится с основными командами языка программирования Pascal;
Применить полученные знания при написании программ для решения практических задач.
Воспитательная:
воспитать чувство товарищества, коллективизма и ответственности;
воспитать уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Задачи урока:
Раскрытие творческих способностей учащихся;
развитие культуры и грамотности речи;
развитие навыков анализа общения;
реализация здоровьесберегающих технологий в ходе урока.
Структура урока:
1. Вступительное слово учителя о целях урока, включение учащихся в проблематику, организация мотивации изучения данной темы как обязательного элемента вхождения в мир программирования.
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим понятия «виды алгоритмов» и «программирование» в совокупности. Уже известные виды алгоритмов будут использоваться для знакомства с основами программирования. Овладеть азами этой деятельности на уровне школьной программы очень полезно: тренируется абстрактное и логическое мышление, приобретаются навыки поэтапного решения задач. (2-3 мин.)
Формирование групп в соответствии с направлениями работы:
творческое
справочно-поисковое
познавательное (аналитическое)
Учащимся предлагается небольшой тест по выбору рода деятельности, в результате чего они разбиваются на группы, в которых работать им будет наиболее комфортно. (1-2 мин.)
Творческая группа получает задание на карточке. Учащимся необходимо разобрать материал, хранящийся в папке на рабочем столе. Каждый файл с графическим изображением переименовывается в соответствии с видом алгоритма, который в нем отражается.
Сначала они называются так: «Илья Муромец» (иллюстрация к былине), «Рецепт» (рецепт овсяного печенья) и «Яблоки» (картина Юон Константина Федоровича «Сбор яблок»).
Затем группа готовит сценку по фрагменту произведения Пушкина, начинающуюся со слов: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
В графическом редакторе Paint предлагается нарисовать своё видение разветвляющегося и циклического алгоритмов.
Справочно-поисковая группа получает задание найти следующую информацию: Структуру команды ветвления и повторения на языке Pascal, понятие «факториал», температура выпадения твердых осадков (снег, град, ледяные иглы), связь поэта-романиста Байрона с информатикой.
Участники этой группы работают с заготовленным заранее материалом и с поисковой системой. В папке с названием «Помощь», которая хранится на диске D, содержится необходимый материал для успешной работы:
Форма записи
Структура команды ветвления

полная
IF <условие> THEN <действия 1> ELSE <действия 2>

краткая
IF <условие> THEN <действия 1>


Географическая задача (используется сокращенная форма ветвления):

Определите вид твёрдых атмосферных осадков (снег, град, ледяные иглы) в зависимости от температуры.
Осадки
Температура


Снег
От -15є до 0 є


Град
Свыше +10 є


Ледяные иглы
Ниже -15 є


FOR I = «начало цикла» TO «конец цикла»
.тело цикла
Познавательная (аналитическая) группа самостоятельно разбирает решение задачи № 856 из учебника математики, которое выдается учащимся вместе с заданием. После этого ребята самостоятельно пишут программу на бейсике для решения задачи № 870 (программа пишется на компьютере в редакторе Pascal). (10 минут.)
3. После работы в группах объявляется физкультминутка: гимнастика для глаз и кистей рук. Повороты туловища. Упражнения на осанку. (1-2 мин)
4. Проверка выполнения заданий начинается с творческой группы. Переименование файлов подробно обосновывается. После показа сценки, участники других групп должны узнать вид алгоритма. Тем самым освежается в памяти понятие алгоритма и сущность всех трех видов алгоритмов.
Ребята из поисковой группы, записывают найденную информацию на доске. Остальные учащиеся переносят материал в свои тетради. Во время ответа на вопрос о связи Байрона с информатикой, на экране располагается изображения английского поэта Байрона и его дочери Ады Лавлейс.
Представитель третьей группы записывает решение задачи №870 на компьютере с проектором. Происходит это в редакторе Pascal. У остальных перед глазами рисунок задачи на стр.142 учебника математики. Представители аналитической группы демонстрирует решение на экране, решение задачи с экрана переносится в тетради. (5-6 минут)
5. Подведение итогов урока и домашнее задание. (5 мин.)
Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с основными командами языка программирования, связали информатику с различными сферами деятельности человека. Вспомните эти сферы и назовите свои примеры.
Домашнее задание. а) Записать программы на Pascal:
№ 870 (учебник математики),
стр. 78 вопрос 7 (учебник информатики),
программу определения выпавших осадков,
найти сумму первых 15-ти цифр.
б) Сочинить сказку с использованием материала сегодняшнего урока. (по желанию)



{ђ Заголовок 1{ђ Заголовок 215