Рабочая программа по дополнительному образованию детей художественной направленности Очумелые ручки


Принято
на заседании педагогического совета
Муниципального общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы пос.Титово
Протокол №_1 от 28.08.2015 г.
«Утверждаю»
Директор Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
пос.Титово
_____________________В.А. Краюшкина
Приказ № 82 от 29.08.2015г.
Рабочая программа
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ДЕТЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Очумелые ручки»
Учитель: Бареева Румия Вахитовна
2015г.
Пояснительная записка
Актуальность программы
В наше время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира
Цель  данной программы:   овладение  теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Цель настоящей программы - разностороннее творческое развитие детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии народных художественных промыслов Челябинской области, формирование знаний по основам калористики и материаловедения, освоение основных приёмов обработки природных материалов и ткани, овладение навыками бисероплетения;
воспитательные - привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда;
развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При работе с выкройками-лекалами, выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Организация деятельности кружка.
Рабочая программа работы кружка рассчитана на годичное обучение. Кружок комплектуется из учащихся 5 - 8 класса.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 2 часа.
Содержание программы 1 года обучения ( 68 часов)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
1.Введение (1 час).
Введение в образовательную программу I года обучения.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
«Из истории происхождения ножниц». Беседа.
2. Текстильная кукла(8ч.)
Основные теоретические сведения
Виды текстильных кукол.  История текстильной куклы. Авторские игрушки.
Рабочее место. Инструменты, материалы, конструктивные детали, необходимые для работы.
Виды применяемых швов. Увеличение и уменьшение выкроек. Цветовое решение игрушек. Отдельные технологические процессы изготовления игрушек (веревочное крепление конечностей, с проволочным каркасом, оформление глаз, носа, ушей, головок кукол).
Последовательность изготовления игрушек. Использование  разных по фактуре и цвету материалов
Работа с журналами, сайтами по рукоделию,  изготовление понравившейся игрушки
куклы  из капрона и др.
3. Вышивание (6ч.)
Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки.
Цветовые контрасты.
Знакомство с технологией японской вышивки – темари и вышивкой шелковыми лентами  
Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.. Определение места и размера узора на изделии.
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити.
Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.
Панно, рамка для фотографии, закладка.
Панно  из шелковых лент.
4. Бисероплетение (9 ч.)
Основные теоретические сведения. Значение бисерных изделий в жизни человека и ДПИ, Возможности бисерного рукоделия. История развития бисерного рукоделия. Возможности бисерного рукоделия
Рабочее место бисерщицы. Материалы (бисер, бусы, рубка, стеклярус, леска), инструменты и приспособления для работы бисером. Основные приемы низания бисера. Построение орнамента на схемах. Цветовая гамма. Техника низания бисера и стекляруса.
Бисерная скульптура: объемные изделия из бисера
Сортировка бисера. Плетение  узора по составленным и готовым схемам.
Скульптурки из бисера: Цветы, овощи, фрукты, насекомые, животные и т.дОсновные приемы низания бисера. Построение орнамента на схемах.
Плетение  узора по составленным и готовым схемам
Варианты объектов труда: Колье, браслет, серьги, комплект. Скульптурки из бисера на тему «Зоопарк»
5. Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток (10 ч.)
Основные теоретические сведения
Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов и их применение .
Способы выкраивания деталей цветка. Технология изготовления цветов из кусочков ткани. Роза из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной и сосборенной ленты. Георгин из капроновой ленты.
Вышивка лентами.
Цветочная композиция из стилизованных цветов.
Объекты труда: панно, букет,  цветы для отделки платья, шарфика и др. 
6. Лоскутная пластика (9 ч.)
Прием выполнения швов « через край», «петельный»
Тренировочные упражнения по выполнению швов
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу) .
Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Мышка»
Лоскутная техника. Шитье коврика из лоскутков различной ткани
Краткие сведения из создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.
Материалы для лоскутной техники: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева. Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски, стирка, накрахмаливание). Инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента.
Технология соединения деталей между собой. Использование прокладочных материалов.
Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Раскрой элементов орнамента из лоскутков с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
    Варианты объектов труда
Прихватка, салфетка, диванная подушка
7. Работа с соленым тестом (6 ч.)
Рабочее место для работы с соленым тестом. Инструменты и приспособления. Способы лепки из теста
Изготовление  из соленого теста объемных изделий
Варианты объектов труда.
Панно, животные, цветы, фрукты и овощи, блюда и т.д..8. Холодный фарфор (6 ч.)
Техника приготовления холодного фарфора
Как покрасить холодный фарфор
Сюжетная лепка
Декоративная лепка
9. Работа с бросовым материалом (13 ч.)
Основные теоретические сведения
Пластик. Использование отходов пластика в ДПТ. Использование подручных предметов, отходы производства для изготовления декоративных украшений , поделок, панно и др.
Изготовление и роспись пластика и стекла. Макаронные изделия в ДПТ.
Изделия из перьев
Бабочки из пластиковых бутылок.
Панно или сервиз  из макаронных изделий.
Коллекция  изделий    из пакетов, одноразовых стаканчиков, тарелок и т.д.
Учебно-тематический план первого года обучения

занятия Тема Часы План.
дата
1.Введение (1 час). Введение. Соблюдение правил по технике безопасности. «Из истории происхождения ножниц». Беседа. 1 3.09
2. Текстильная кукла(8ч.) Основные теоретические сведения
Виды текстильных кукол.  История текстильной куклы. 1 3.09
Рабочее место. Инструменты, материалы, конструктивные детали, необходимые для работы. 1 10.09
Виды применяемых швов. Увеличение и уменьшение выкроек. 1 10.09
Цветовое решение игрушек. 1 17.09
Отдельные технологические процессы изготовления игрушек (веревочное крепление конечностей, с проволочным каркасом, оформление глаз, носа, ушей, головок кукол). 1 17.09
Последовательность изготовления игрушек. Использование  разных по фактуре и цвету материалов. 1 24.09
Работа с журналами, сайтами по рукоделию,  изготовление понравившейся игрушки. 1 24.09
Авторские игрушки. Куклы  из капрона и др. 1 1.10
3. Вышивание (6ч.) Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. 1 1.10
Знакомство с видами вышивки. Цветовые контрасты. 1 8.10
Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. 1 8.10
Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.. Определение места и размера узора на изделии. 1 15.10
Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». 1 15.10
Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка. 1 22.10
4. Бисероплетение (9 ч.) Значение бисерных изделий в жизни человека, Возможности бисерного рукоделия. 1 22.10
Материалы (бисер, бусы, рубка, стеклярус, леска), инструменты и приспособления для работы бисером. Основные приемы низания бисера. 1 29.10
Построение орнамента на схемах. Цветовая гамма. Техника низания бисера и стекляруса. 1 29.10
Бисерная скульптура: объемные изделия из бисера. 1 12.11
Сортировка бисера. Плетение  узора по составленным и готовым схемам. 1 12.11
Скульптурки из бисера: Цветы, овощи, фрукты, насекомые, животные и т.д1 19.11
Плетение  узора по составленным и готовым схемам 1 19.11
Варианты объектов труда: Колье, браслет, серьги, комплект. 1 26.11
Скульптурки из бисера на тему «Зоопарк» 1 26.11
5. Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток (10 ч.) Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов и их применение . 1 3.12
Способы выкраивания деталей цветка 1 3.12
Технология изготовления цветов из кусочков ткани. 1 10.12
Роза из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной и сосборенной ленты. 1 10.12
Георгин из капроновой ленты. 1 17.12
Вышивка лентами. 1 17.12
Цветочная композиция из стилизованных цветов. 1 24.12
Объекты труда: панно, букет 1 24.12
Цветы для отделки платья, шарфика и др.  1 14.01
Панно  из шелковых лент. 1 14.01
6. Лоскутная пластика (9 ч.) Краткие сведения из создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. 1 21.01
Тренировочные упражнения по выполнению швов. 1 21.01
Изготовление салфетки с бахромой. Технология соединения деталей между собой. 1 28.01
Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Мышка» 1 28.01
Лоскутная техника. Шитье коврика из лоскутков различной ткан.и 1 4.02
Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. 1 4.02
Раскрой элементов орнамента из лоскутков с учетом направления долевой нити. 1 11.02
Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов. 1 11.02
Прихватка, салфетка, диванная подушка 1 18.02
7. Работа с соленым тестом (6 ч.) Рабочее место для работы с соленым тестом. 1 18.02
Инструменты и приспособления. Способы лепки из теста 1 25.02
Изготовление  из соленого теста объемных изделий 1 25.02
Фигурки животных 1 3.03
Панно: цветы 1 3.03
Панно: фрукты и овощи, блюда и т.д..1 10.03
8. Холодный фарфор (6 ч.) Техника приготовления холодного фарфора 1 10.03
Как покрасить холодный фарфор 1 17.03
Сюжетная лепка 1 17.03
Декоративная лепка 1 24.03
Цветы из холодного фарфора 1 24.03
Композиция из холодного фарфора 1 7.04
9. Работа с бросовым материалом (13 ч.) Пластик. Использование отходов пластика в ДПТ. 1 7.04
Использование подручных предметов, отходы производства для изготовления декоративных украшений , поделок, панно и др. 1 14.04
Изготовление и роспись пластика и стекла. 1 14.04
Макаронные изделия в ДПТ. 1 21.04
Изделия из перьев. 1 21.04
Панно или сервиз  из макаронных изделий. 1 28.04
Бабочки из пластиковых бутылок. 1 28.04
Коллекция  изделий    из пакетов, одноразовых стаканчиков, тарелок и т.д. 1 5.05
Использование подручных предметов для оформления сада, огорода. 1 5.05
Использование подручных предметов для оформления сада, огорода. 1 12.05
Использование пластиковых бутылок для изготовления шкатулок. 1 12.05
Коллективная работа «Оформление цветника» 1 19.05
Выставка творческих работ. 1 26.05
Используемые источники:
Книги:
«Забавные фигурки.» Т.Н. Проснякова, Издательство АСТ-Пресс, 2011г.
Илс Грей «Мягкие игрушки, куклы и марионетки» От самых простых тряпичных игрушек до сложных кукол и клоунов
Элен и Питер Макнивен. Куклы.- Полигон С.-Петербург 1998г.
Е.А. Румянцева. Аппликация. Простые поделки. – М.: Айрис-пресс, 2010 г
Интернет-ресурсы:
Миллион подарков http://www.millionpodarkov.ru/podelki/solenoe-testo
Сайт « Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru