Дистанционное обучение как новая форма обеспечения права на образование лиц с ОВЗ

Дистанционное обучение как новая форма обеспечения права на образование лиц с ОВЗ
В современных условиях образование становится необходимым атрибутом существования для всех людей, в частности, для людей с ограниченными физическими возможностями. В век бурного развития информационных технологий им на помощь приходит дистанционное образование как принципиально новая форма обучения. Дистанционные технологии для человека с ограниченными физическими возможностями являются средством получения образования, не выходя из дома, возможностью зачисления в учебные заведения. Большим преимуществом этой формы реализации права на образование в условиях обучения инвалидов является возможность нерегламентированного обучения, что часто оказывается значимым фактором для человека с ОВЗ; дистанционные технологии позволяют инвалидам сдавать экзамены и зачеты с использованием сети Интернет; получать консультации по электронной почте. Также с помощью Интернет-технологий возможна и рассылка инвалидам методической литературы.
Сначала необходимо научить детей работать с компьютером, т.е. обеспечить им минимальную компьютерную грамотность (см. п. 2.1.), что в большой степени возлагается на школьный курс информатики. Конечно, компьютер не заменит живого общения с преподавателем. Но он может предупредить возникновение многих проблем получения образования любого уровня, нивелировать дефицит информации и социальных контактов в целом.
Можно с уверенностью сказать, что дистанционное образование для лиц с ОВЗ в системе российского образования просто необходимо. Особенно оно актуально для детей-инвалидов вследствие особенностей их развития, специфики отечественной системы образования, значительной протяженности территорий (географии) России и некоторых других факторов. Поэтому сегодня дистанционное образование детей с нарушениями психофизического развития включено в рамки особой образовательной среды, нацеленной на полноценную реализацию их прав на образование и успешную адаптацию в современном мире.
Эти инновационные процессы уже начались и проходят в России на государственном уровне, что обеспечивается пакетом соответствующих нормативных документов. Перечислим основные из них; подробнее ознакомиться с содержанием этих и других документов можно с помощью Интернета.
-Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
- Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
-Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;
-Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов»;
-Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 1112 «О предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов»;
-требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения и пр.
Дистанционное образование инвалидов сегодня выросло в национальный проект, который регламентируется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказом Министерства образования от 06.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», нормативными документами Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Основными целями проекта являются:
-реализация законодательства Российской Федерации по созданию адаптивной модели образования, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования с использованием Интернет-технологий;
- создание безбарьерной информационно-образовательной среды, обеспечивающей реализацию образовательных потребностей детей-инвалидов и способствующей их социальной коммуникации и адаптации, вовлечению в жизнь общества.
15