Перспективный план работы объединения «Репортёр» 3-й год обучения. Дистанционное обучение.


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Новохоперского муниципального района Воронежской области
«Центр дополнительного образования детей»
Утверждаю:
И.о.директора МКОУ ДОД «ЦДОД»
________________ О.В.Костина _____________________2015 г.
Утвержден на педагогическом совете
Протокол №______________
____________________ 2015 г.
Перспективный план работы объединения
«Репортёр»
дистанционное обучение
на 2015-2016 уч.год
Руководитель: педагог дополнительного
образования Коляда Наталия Викторовна
Возраст обучающихся: 12-16 лет
3-й год обучения
г. Новохоперск
2015 г.

Анализ группы:
В этом учебном году в объединение «Репортёр» на третий год обучения переведены дети второго года обучения. В группе 15 человек, 5 из них обучаются дистанционно через интернет, с помощью программы Skype. В группе дети в возрасте 12 - 16 лет. Все дети разные по характеру и по уровню подготовленности, с каждым ребенком нужно вести индивидуальную работу, развивать их творческие способности, пробудить интерес к журналистской деятельности. На втором году обучения дети закрепили начальные знания об информационных, аналитических и художественно-публицистических журналистских жанрах; о методах и приемах работы со словом; о психологической готовности журналиста. На третьем году обучения дети узнают о процессе создания газеты или журнала (от возникновения идеи до распространения тиража); о составе и работе редакции. Все учащиеся активные, коммуникативные, обладают творческим потенциалом.
Цели и задачи
Цель курса: помощь обучающимся в профессиональном самоопределении, развитие интереса к профессии журналиста.
Задачи:
Познакомить обучающихся с рядом базовых понятий журналистики;Формировать умение заниматься самоподготовкой;
Развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;
Научить самооценке своей работы;
Создать условия для формирования профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии.
Форма работы – дистанционная.
Кол-во часов - 36 час (1 час в неделю)
Учебно-тематический план 3-й год обучения. 36 часов.
№ Наименование темы Кол-во часов Теория Практика
1 Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) 41 3
2 Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) 3 1 2
3 Иллюстрации в газете 5 1 4
4 Способы объединения материалов в газете 3 1 2
5 Основы макетирования газеты 3 1 2
6 Верстка газеты 3 1 2
7 Редактирование газеты 8 1 7
8 Составления бизнес-плана газеты 2 1 1
9 Маркетинг газеты 1 1 10 Распространение газеты 1 30 мин 30 мин
11 Основы газетного дела 2 1 1
12 Итоговое занятие
1 1
Итого: 36 10 26
№ Тематика теоретических занятий Кол-во час Практические занятия Кол-во час Формы воспитательной работы Методические рекомендации Литература
Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) (4ч)
1 Назначение заголовков.
Виды заголовков.
Основные требования к заголовкам. (1 ч)
30 мин научить правильно и грамотно оформлять заголовки газетных статей 30 мин Беседа через Skype Объяснить назначения
заголовков. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2004.

2 Шрифтовое оформление заголовков. Форма заголовков и шапок (1ч) Научить оформлять заголовки 1 Беседа через Skype Творческие способности детей Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2004.
3 Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления(1 ч) научить правильно и грамотно оформлять заголовки газетных статей 1 Беседа через Skype Творческие способности детей Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
4 Подзаголовок. Рубрика. Призыв Эпиграф. Переносы заголовков.(1 ч)
30 мин научить правильно и грамотно оформлять Подзаголовок. Рубрика. Призыв в рубриках газетных статей 30 мин Беседа через Skype Объяснить назначения рубрик, эпиграфов.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые) (3ч)
5 Абзац. Фразы. Пробельный материал. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки (1 ч) 30 мин знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати и изучение шрифтов 30 мин Беседа через Skype умения написания статей разным шрифтом, выделяя обзацы, рамки, подчеркивание Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
6 Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты. (1ч)
30 мин знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати и изучение шрифтов
30 мин Беседа через Skype Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
7 «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. (1ч)
знакомство с видами шрифта 1 Беседа через Skype умения написания статей разным шрифтом, выделяя обзацы, рамки, подчеркивание. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
Иллюстрации в газете(5 ч)
8 Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок.(1ч) 30 мин учить правильной иллюстрации газеты, развивать творчество и интерес воспитанников. 30 мин Беседа через Skype
Творчество Творческие способности детей Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
9 Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Иллюстративный очерк. (1ч) 30 мин учить правильной иллюстрации газеты, развивать творчество и интерес воспитанников. 30 мин Беседа через Skype
Творчество Творческие способности детей Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
10 Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказательство. (1ч) учить правильной иллюстрации газеты, развивать творчество и интерес воспитанников. 1 Беседа через Skype
Творчество Творческие способности детей Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
11 Диаграмма. Заставка. Плакат. (1ч) учить правильной иллюстрации газеты, развивать творчество и интерес воспитанников. 1 Беседа через Skype
Творчество красивое и правильное оформление газетных страниц. Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.
12 Монтаж Орнамент, виньетка.
(1ч) учить правильной иллюстрации газеты, развивать творчество и интерес воспитанников. 1 Беседа через Skype
Творчество Творческие способности детей Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
Способы объединения материалов в газете (3 ч)
13 Направленность газеты. Текущий номер. Спецвыпуск. (1ч)
1 научить правильно определять направленность газеты Беседа через Skype
Создание и открытие публикаций, палитра инструментов, обработка текста Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.
14 Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты.
(1ч) Учить воспитанников правильно оформлять рубрики в цветовом решении 1 Беседа через Skype
Творчество создание публикаций на основе шаблона, настройки макета, настройка текстовых объектов, компоновка и оформление текста, интервал, перенос. Совершенствовать умения и навыки воспитанников в дизайне газетной полосы   Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.
15 Дайджест. Объединение собранного материала на газетной странице.
(1ч) 30 мин Познакомить детей с понятием «Дайджест» 30 мин Беседа через Skype
Творчество Творческие способности Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.
Основы макетирования газеты(3 ч)
16 Предварительные расчеты. Составление графического макета. Приемы макетирования.
(1ч) 30 мин познакомить воспитанников с макетом издания 30 мин Беседа через Skype составление воспитанниками макетов изданий разными приемами макетирования. Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.
17 Макетирование на компьютере. Составление графического макета.(1ч) 30 мин познакомить воспитанников с макетом издания 30 мин Беседа через Skype составление воспитанниками макетов изданий разными приемами макетирования. Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.
18 Литография. Плоская печать (1ч) 30 мин познакомить воспитанников с понятием литография 30 мин Беседа через Skype составление воспитанниками макетов изданий разными приемами макетирования. Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.
Верстка газеты(3 ч)
19 Прямая верстка. Ломаная верстка. Смешанная верстка. Вертикальная верстка. (1ч) 30 мин Познакомить воспитанников с разными типами газетной верстки (прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная)30 мин Беседа через Skype
Творчество развитие образного и логического мышления; развитие творческих способностей подростков; развитие умения устного и письменного выступления
Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.
20 Горизонтальная верстка. Перпендикулярная верстка. Симметричная верстка (1ч) 30 мин Познакомить воспитанников с разными типами газетной верстки (прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная)30 мин Беседа через Skype
Творчество развитие образного и логического мышления; развитие творческих способностей подростков; развитие умения устного и письменного выступления Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.
21 Асимметричная верстка. Как верстать газету. Обобщение пройденного материала
(1ч) 30 мин Познакомить воспитанников с разными типами газетной верстки (прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная30 мин Беседа через Skype
Творчество Развитие интереса к своей работе по оформлению Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.
Редактирование газеты (8ч)
22 Выбор основных рубрик. Создание макета газеты (1ч) 30 мин Продолжать правильно аргументировать свои мысли в статье 30 мин Беседа через Skype
Творчество развитие умения устного и письменного выступления Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
23 Написание воспитанниками статей на произвольные темы(1ч) Учить делать фоторепортаж 1 Беседа через Skype
Творчество развитие образного и логического мышления; развитие творческих способностей подростков; развитие умения устного и письменного выступления Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
24 Работа к важным календарным датам. Фоторепортаж. (1ч)
Учить ориентироваться в информации 1 Беседа через Skype
Творчество совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
25 Работа с новым номером газеты (1ч) 30 мин 30 мин Беседа через Skype
Творчество Развитие интереса к своей работе Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
26 Обработка на компьютере работа над ошибками (1ч) Учить обработке информации на ПК 1 Беседа через Skype
Творчество Освещение информации в печати Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
27 Редактирование и печать (1ч) Учить редактировать текст на ПК 1 Беседа через Skype
Творчество Развитие интереса к своей работе над статьёй Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
28 Оформление газетных полос(1ч) 30 мин Учить оформлять правильно газетные полосы 30 мин Беседа через Skype
Творчество Развитие интереса к своей работе по оформлению газетной полосы Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
29 Коллективное редактирование газеты(1ч) Включить детей в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.
1 Беседа через Skype
Творчество совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
Составление бизнес-плана газеты (2 ч)
30 Что такое бизнес-план? (2ч) 1 научить составлять бизнес-план газеты Беседа через Skype составление грамотного бизнес-плана печатного издания Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
31 Составление бизнес-плана (2ч) научить составлять бизнес-план газеты 1 Беседа через Skype составление грамотного бизнес-плана печатного издания Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009
Маркетинг газеты (1 ч)
32 Маркетинг в сфере СМИ(1ч) 1 Познакомить воспитанников с маркетингом в сфере СМИ Беседа через Skype
умение грамотно использовать возможности маркетинга Коновалова О.В. «Основы журналистики», М., 2005.
Распространение газеты (1ч)
33 Возможные варианты распространения детской газеты.(2ч) 30 мин познакомить воспитанников с распространением газет, учить распространять своё печатное издание 30 мин Беседа через Skype
развивать интерес и умение распространять газету.
Коновалова О.В. «Основы журналистики», М., 2005.
Основы газетного дела (2ч)
34 Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций. (1ч) 30 мин повторение изученного материала об основах газетного дела 30 мин Беседа через Skype применение теории в практике Коновалова О.В. «Основы журналистики», М., 2005.
35 Дизайн газеты (1ч) 30 мин повторение изученного материала об основах газетного дела 30 мин Беседа через Skype применение теории в практике Коновалова О.В. «Основы журналистики», М., 2005.
Итоговое занятие (1ч)
1 Умение работать с фотоаппаратом 1 Творчество Развитие интереса к своей работе по оформлению Коновалова О.В. «Основы журналистики», М., 2005.
36 Подведение итогов 30 мин Обобщение пройденного материала 30 мин Беседа через Skype
Беседа Коновалова О.В. «Основы журналистики», М., 2005.
Анализ работы
После изучения дистанционного курса «Репортёр» обучающиеся получат следующие знания, имеющие универсальное, метапредметное значение:
1.Умения организовывать свою деятельность:
определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели,
применять их на практике,
взаимодействовать в группе в достижении общих целей,
оценивать достигнутые результаты.
2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:
обобщенные способы решения учебных задач,
исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
умение работать с разными источниками информации.
3. Готовность к профессиональному выбору:
умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.
Предметные знания в области журналистики: поиск информации; интервьюирование; создание заметки, интервью, статьи; понимание важной роли СМИ в современной жизни; умение оценивать актуальность темы; высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать; знать системные элементы и основные жанры журналистских текстов, их особенности.
Работа с родителями.
Собеседование с родителями по скайпу с целью выявления особенностей и интересов ребенка, состояния здоровья.
Привлечение родителей к участию в анкетировании (проводят дети)
Перечень учебно-методического обеспечения.
 
1. Разработки словесного метода обучения: рассказы, объяснение, лекции, беседы.
2. Разработки наглядного метода обучения: тематические видеосюжеты, портфолио.
3. Разработки практического метода обучения: план-схема написания статей, эссе, очерков, библиотека и ее экспозиции, материалы краеведческого музея, разработки тренинговых занятий, деловых игр, материалы периодической печати, презентация портфолио, записи встреч с интересными, творческими людьми, сценарии проведения пресс-конференций, материалы периодической печати, фото, карты Новохоперска и Воронежской области, журналы, альманахи.
4. Использование компьютера, приложения Skype, диктофона, магнитофона, фотоаппаратов.
5. Интернет.
Инструктивно-методическая работа и работа по самообразованию. Список литературы:
 
 
1. Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике / В. А. Аграновский. – М., 2009.
2. Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики: Учебное пособие / Е. В. Ахмадулин. - М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: издат. Центр. МарТ, 2008.
3. Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэррил. – М., 2007.
4. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2004.
5. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009.
6. Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.
7. Прохоров Е. П. Журналист и массовое сознание / Е. П. Прохоров. – М.: РИП-холдинг, 2007.
8. Прохоров. Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е. П. Прохоров. – 5 изд., испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.
9. Свитич Л. Г. Введение в специальность : Профессия: журналист / Л. Г. Свитич. – М.- Аспект Пресс, 2008 .
 Сковородников А. П. Фигуры речи в современной российской прессе// Филологические науки. - 2001. - №3.
Сковородников А. П., Копнина Г.А. Выразительные средства языка газетной публицистики // Журналистика и культура русской речи. - 2004. - № 1.
Славкин В. В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - № 1.
Сметанина С. И. Литературное редактирование. - СПб., 2003.
Солганик Г. Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. - 2004. - № 1.
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М., 2002.
ШкапенкоТ.М., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный. - Калининград, 2003. Язык СМИ: от первой российской газеты до электронных медиа // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - №4.Рекомендуемая литература для учащихся:
Список литературы
Бессарабова Н. Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - №4.
Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.
Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. - Ростов н/Д., 1999.
Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб., 2001.
Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной стилистики. - М., 1971.
Костомаров В. Г. Стилистические смешения в языке газеты // Вопросы культуры речи. - 1967.
Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб., 1998.
Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. Рахманова Л. К., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. М., 2003. С. 464.
Рыдова Е.В. Основы журналистики.// Литература. – 2006. - №12.