Конспект урока по основам светской этики Как хорош тот,у кого…(4 класс)

Тема урока: «Как хорош тот, у кого... »
Цель: формирование у обучающихся представления о нравственном поступке
Задачи:
Познакомить обучающихся с 5 компонентами нравственного поступка.
Развивать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
Виды деятельности: лексическая работа, чтение и анализ учебного текста, работа в группах по методике «Зигзаг2».
Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.
Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы.
Ход урока.
Приветствие учащихся.
Тема нашего урока сегодня необычна. Как она звучит? «Как хорош тот, у кого...». Что в ней необычного? Как бы вы продолжили эту фразу?
Какова цель нашего занятия сегодня? (Учащиеся формулируют цель урока).
Послушайте рассказ. (Слайд 1)
Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
Организация фронтальной беседы:
-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
-Почему бабушка ничего им не сказала? (скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорить, бабушка не ожидала такого поведения, опешила)
-А как поступили мальчики? (нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
-Являются ли действия ребят поступком? (являются).
Прочитайте определение «поступка» в учебнике и запишите в тетради.
-А можно ли этот поступок назвать нравственным?
-А что такое нравственный поступок?
-Как, по-вашему, должны были поступить ребята в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)
Работа в группах.
Выполните задания, которые помогут понять значение трудного слова «нравственный». Ответы записывайте в рабочий лист.
Группа: Выделите корень в слове нравственный. Используя толковый словарь, объясните значение этого корня-слова и дайте толкование понятия «нравственный».
Группа: Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».
Группа: Подберите синонимы к слову «нравственный» в словосочетании «нравственный поступок».
Группа: Герой рассказа совершил нравственный поступок. Подберите примеры других нравственных (хороших) поступков, которые совершают люди (дети)?
Афиширование результатов работы в группах.
ВЫВОД: Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер (нрав – характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой. Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.
Запишите понятие в тетради.
- К нравственному поступку человека ведёт несколько шагов. Наша задача – прочитать текст в учебнике и найти эти важные составляющие (компоненты) хорошего поступка, заполняя таблицу в тетради.
(Слайд 3) Нравственный поступок имеет 5 компонентов (составных частей):
мотив (почему я это делаю?)
цель (зачем я это делаю)
средства (с помощью чего я это делаю?)
действия (что я делаю?)
результат (что получилось благодаря моим усилиям?)
-А как вы понимаете утверждение: «Не всякое действие-поступок?» (можно совершить поступок, не совершая действия)
(Слайд 4) Посмотрите картинки, какие поступки людей они иллюстрируют. Выявите мотив, цель, средства и спрогнозируйте результат.
(Слайд 5) Работа над рассказом по методике «Зигзаг 2».
К.Паустовский «Тёплый хлеб»
Проходили кавалеристы через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше.
Коня взял к себе мельник Панкрат, вылечил его. Конь остался при мельнице.
Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну, тебя!»
Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.
Как-то раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца так уже мело кругом и хлестало в глаза.
Метель начала затихать к вечеру, а к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне.
Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.
Филька тоже заплакал от страха, забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.
Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, говорила бабка. Заморозил колодцы, десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь боялся пустыни. Травы.
Отчего же стрясся тот мороз? спросил Филька.
От злобы людской, ответила бабка. Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!». «Мне хлеб с полу поднять невозможно, говорит солдат. У меня вместо ноги деревяшка.» «А ногу куда девал?» спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный подымешь, засмеялся мужик. Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.
Отчего же он помер? хрипло спросил Филька.
От охлаждения сердца, ответила бабка, помолчала и добавила: Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.
Работа по группам:
1) Какие чувства вы испытываете, ребята?
Как вы думаете, будет ли эта история для Фильки уроком, а для вас?
2) А чем, по-вашему, закончился рассказ?
3) Попробуйте предугадать дальнейшие действия мальчика.
А как бы вы поступили на его месте?
4) Трудно признавать свои ошибки?
А нужно ли их исправлять? Зачем?
Каждый день мы совершаем те или иные поступки, принимаем те или иные решения. Всё это влияет на наш характер и нашу жизнь. Чем больше добрых дел мы совершаем, тем счастливее будет наша жизнь.
Послушайте, чем закончилась эта история.
Ночью он побежал к мельнице. Казалось, воздух замёрз и чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Повинился Филька перед Панкратом, и предложил колоть толстый лёд, освободить воду в пруду ото льда, чтобы можно было смолоть зерно на мельнице. Вся деревня вышла на помощь и отступила непогода.
Пришли ребятишки к Панкрату. Принёс Филька буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат спросил:
Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?
Да нет! закричали ребята. Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.
Ну что ж, сказал Панкрат, не только человеку извинение требуется.
Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.
Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:
Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!
Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял, наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Что теперь скажите?
(Слайд 6)
Пускай на всём, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты:
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
Муса Джалиль

А как вы думаете, всегда ли мы справедливо со стороны судим о поступках других людей?
Посмотрите инсценировку стихотворения «Ёжик» О.Высотской.

Серёжа очень нелюдим.
Ох, как же подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: – Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет всех смеша:
– Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем –
Сидит, не говорит ни с кем.
– Серёжа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься?
– Нет. Мама будет волноваться.

- Что вы скажите о Ёжике?(ребята высказывают свои мнения)

-Но вот в начале декабря
Узнали о Еже,
Что у него совсем не зря
Так плохо на душе,
Что мама у него больна,
С постели не встаёт она.
И Ёжик ходит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Серёже,
Решил Алёша: «Мы ему
Всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
– Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
– А здесь, в пакетике, пшено!
Давай готовить ужин! –
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл.
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы он дружить,
Пожалуй, с целым светом!...
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.

-А теперь что вы скажите о Ёжике?
-Какой сделаем вывод? –Не стоит опрометчиво судить о человеке и его поступках, нужно узнать почему человек так поступает. При этом всегда помните , что основное назначение человека творить добро, а для этого у человека должны быть ум и душа.


«Не обижай людей придет расплата.
Нам счастья не судит обида чья-то»
«Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим
Того, чего себе не пожелаешь»
«Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь это море, из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви»
(Слайд 7) Рефлексия. - Представьте, что человеческая жизнь – это лодка. Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своём парусе (слова-помощники : помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю).
Проверка. Вывод Вы готовы к хорошим поступкам?
Творите добрые поступки!
-Домашнее задание записано у вас на основании нашей лодки.
Домашнее задание.
Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков нравственного поступка (мотив, цель, средства, действие, результат). Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать нравственным.
Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

Заключение.
- Сегодня на уроке мы говорили (о нравственных поступках человека). Как бы вы закончили тему урока теперь?
Как же мы продолжим фразу : «Как хорош тот , у кого?
-Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце.

-Доброта живёт на свете тихо,
Незаметна, словно хлеб и соль.
Где болит, возьмет себе всю боль,
Там, где лихо, встанет против лиха.
Чужды ей реклама, суета
И возни придуманные драмы.
Доброта – как будто руки мамы.
Нити жизни держит доброта.
Я желаю вам всем набираться мудрости, пусть будет светлым ум у вас , а сердце добрым будет! Расскажите о том, что вы узнали на уроке своим родителям, родственникам, а я буду ждать нашей новой встречи.

Дополнительный материал.

1. - У вас в рабочих листах даны незаконченные предложения. Прочитайте их внимательно, подумайте, какого дополнения они требуют. Вспомните свои хорошие поступки и намерения и допишите предложения.
1)Я забочусь о __________________, когда ___________________________________________.
2)Я защищаю ________________________, если вижу, что
3)Я могу ___________________________________________ .

2. Прочитай рассказ и ответь на вопросы.

Как спасён был пёс Малыш

1. У дяди Лёни, старого лесоруба, всегда были сторожевые собаки. Живёт такая из них, исправно лает, ест хлеб и разные остатки еды, а потом становится старой. Дядя Лёня, как только заметит, что она не только кости, но и хлеб с трудом грызёт (зубы сточились), - выносит двустволку, заряженную крупной дробью, и зовёт к себе пса. Когда пёс садится перед ним, понурый, со слезящимися глазами, он говорит примерно так:
- Ну что, Буян? Мне теперь ты не нужен, да и сам ты себе в тягость. Некогда мне за тобой ухаживать, с ложечки кормитьТы ведь не человек, а собака. Человека убивать нельзя, а тебя можно
Он прицеливается и стреляет Промаха не бывает . Через день – другой в будке убитого пса появляется щенок.
Мальчик Юра услышал всё это от своей бабушки. Говорилось это как раз по тому случаю, когда дядя Лёня раздумывал над судьбой очередного своего верного сторожа. Это был добрый пёс неизвестной породы по кличке Малыш.
- И что творит человек, - ворчала бабушка. – Служил-служил ему пёс Ну состарился, так что же, и куска хлеба жаль старикуВозьми щенка-то, а старого сохрани, тварь БожиюВот ведь не сегодня-завтра застрелит Малыша!
2. Юра так и подпрыгнул на табуретке, когда услышал, что старый лесоруб хочет застрелить Малыша.
- Это которому я хлебца и колбаски носил? Он ведь добрый! Возьмет всё, съест аккуратно и ещё руки полижет Спасибо, мол.
Задумался Юра. И вдруг решил: «Пойду и приведу Малыша к себе». Он взял кусок хлеба и побежал к дому дяди Лёни.
Картина, которую увидел мальчик, потрясла всё его существо. Малыш сидел посреди двора, склонив добродушную морду набок, явно ничего плохого не подозревая, а дядя Лёня наводил на пса стволЮра вбежал во двор и сильно толкнул старого лесоруба. Раздался оглушительный выстрел, над крыльцом поплыло облако дыма – дробь врезалась в стену сарая, а пёс остался сидеть, как сидел. От волнения Юра упал без сознания.
Кода мальчик очнулся, он услышал, как дядя Лёня говорил бабушке: «Юра у вас смелый и добрый мальчик. Господь таких любит. А мне не надо было за ружьё браться».

Вопросы и задания к тексту:
Почему старый дровосек назвал Юру смелым и добрым мальчиком?
Дайте оценку поступку мальчика. Какой поступок совершил герой рассказа? У этого рассказа нет названия. Предложи свой вариант .
3. Прочитай рассказ.
Поступок или проступок
Как-то раз я пришла в школу очень расстроенная. Дома я долго сидела над задачей по математике, но так и не смогла с ней справиться. Тогда я решила, что спишу задачу в школе.
Ваня Глушак, наш отличник, удивился, что я не решила такой простой задачки: всего три действия. Он вообще считает, что решать задачи одно удовольствие. Я начала списывать. Переписала одно действие, другое, начала третье и тут увидела ошибку. Там, где надо было написать число «23», Ваня ошибся и написал «32». В своей тетради я написала правильно, а Ване ничего не сказала.
Вера Ивановна собрала наши тетради для проверки, а на следующий день принесла их. Она сказала, что у меня самая высокая оценка, похвалив перед всем классом. Ваней же она была недовольна, потому что он оказался невнимательным и допустил ошибку. Ваня побледнел. Он посмотрел в мою сторону я покраснела и опустила голову...
Ответь на вопросы:
-Твоё отношение к поступку девочки.
-Как можно исправить ситуацию?
4. Проанализируй ситуацию
«Серёже не везло. Играл он с ребятами «в прятки»и вот уже полчаса как «водит». Ему так обидно, что вот-вот расплачется. А тут ещё Димка нет-нет из-за угла: «Води, води, кашу не вари!» Ребята, видимо, заметили его состояние, поэтому после каждого кона говорят: «Ты смотри, отводись. А то будешь «неотвожа, красна рожа !» Совсем обидно стало Серёже. Но вдруг к нему неожиданно подошла Марина и предложила подменить его. «Это несправедливо! – закричали ребята.– Ты нарушаешь правила игры».
– Как вы относитесь к поведению детей?
А к предложению Марины? Чем оно было вызвано?
Как бы вы поступили?







Группа 1. Используя толковый словарь, объясните значение корня слова нравственный - нрав и дайте толкование понятия «нравственный».


Группа 2. Подберите синонимы к слову «нравственный».


Группа 3. Подберите антонимы к слову «нравственный».


Группа 4. Герой рассказа совершил нравственный поступок. Приведите примеры других нравственных поступков, которые совершают люди.











13 PAGE 14915



Заголовок 215