Презентация Теоретическое обоснование исследовательской работы


Теоретическое обоснование исследовательской работы Смирнова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 Программа исследования Программа исследования – тот идеальный план действий исследователя, который поможет ответить на эти вопросы. В ходе осуществления исследования мы реализуем основные этапы исследовательской деятельности:-ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);-проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на данный момент ответа; постановка цели исследования);-определение средств (подбор и обоснование методов и методик исследования);-планирование (формулировка последовательных задач исследования);-сбор материала или проведение эксперимента;-анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);-рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами). Схема исследования Теоретическая часть – понимание смысла и назначения исследования, места изучаемого вопроса в общей картине мира.Процедурная часть – выстраивание стратегии и тактики исследования.Эмпирическая часть – сбор, систематизация и представление собственного исследовательского материала.Аналитическая часть – обработка, анализ, сопоставление, интерпретация полученного исследовательского материала в соотношении с теоретической частью. Тема исследования Тема - это область и ракурс исследования. То, о чем пойдет речь. Актуальность темы Актуальность – важность, значимость для настоящего момента. Это то, зачем и почему мы изучаем именно эту тему. Проблема исследования В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явления, объекта, процесса и требующая адекватной теории для ее разрешения.Проблема исследования – это конкретный вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием.Проблема – это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо изучить. Объект исследования Объект исследования – та или иная сторона действительности. Это сфера деятельности, реалий мира, данная исследователю до начала его работы. Определяя объект исследования, проясняется вопрос: что именно в этом мире мы исследуем? Предмет исследования Предмет исследования – это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта. Предмет – более узкое понятие по сравнению с объектом исследования.Предмет – это что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта. Цель исследования Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель – это то, что мы намерены достигнуть в процессе исследования; то, что в нем хотим разъяснить.Цель – это то, что мы в исследовании хотим разъяснить. (через существительное) Задачи исследования Задачи – поэтапное достижение цели. Задачи исследования тесно связаны с объектом и предметом исследования. Задачи – это заданное в определенных конкретных условиях направление деятельности. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования?Задачи – это как мы будем достигать цель исследования. (через инфинитивы) Гипотеза исследования Гипотеза исследования – предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным знанием. Формулировка гипотезы – наиболее сложный и важный этап исследования. Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования, но они могут быть подтверждены, а могут быть и опровергнуты. Допускается, чтобы гипотеза имела даже некоторый элемент абсурдности, но главное, чтобы она вытекала из проблемы, была попыткой, может быть, даже парадоксальной, разрешить ее. Также значимо, чтобы гипотеза имела возможность проверки, иначе исследование реально не состоится.Гипотеза – это наш предполагаемый ответ на заданный вопрос (проблему). Подбор инструментария Подбор методик, определение выборки и хода исследования. Исследование по психологии Тема – «Представления о запретах на деятельность человека в природе»Актуальность – люди по-разному понимают, что можно, а что нельзя или опасно делать на природеПроблема – какие существуют различия между взрослыми и детьми в осознании системы запретов на действия человека в природе?Объект – система представлений людейПредмет – представления людей о своей деятельности в природе, на которую налагаются запреты.Цель – выявление возрастных различий в представлениях о запретах на действия человека в природе.Задачи:1. Выяснить представления…2. Сопоставить различные… 3. Выявить…Гипотеза – представления взрослых о запретах имеет более рациональный характер, в отличие от детей, у которых он более эмоциональный и алогичный Исследование по «Алым парусам» А. Грина Тема «Роль пейзажа в феерии А.Грина «Алые паруса»».Актуальность данной работы определяется безразличием, даже игнорированием пейзажных зарисовок при чтении художественной литературы сегодняшним поколением старшеклассников.Проблема – какова роль пейзажа в «Алых парусах»?Объект - волшебная повесть (феерия) А.Грина «Алые паруса».Предмет - пейзаж как часть художественного мира феерии «Алые паруса».Цель исследования - определение роли пейзажа в названном произведении.Задачи:1.Проанализировать пейзажные зарисовки в феерии, определить их роль.2.Классифицировать назначение пейзажных зарисовок в феерии «Алые паруса».Гипотеза – пейзаж в феерии – основополагающий элемент раскрытия замысла автора. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!