Методический материал Особенности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Холмовская СОШ»
Бахчисарайского района Республики Крым
»
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор:
учитель начальных классов
МКОУ «Холмовская СОШ»
Колесникова Светлана Николаевна
Холмовка – 2016 г.
Содержание
Введение ...................................................................................................................3
I Научно - методические основы проблемы применения учебно-игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе………………………..4
1.1. Понятие игра. Структура игры………………………………………………….4
1.2.Место дидактической игры в системе уроков русского языка…………………4
II Особенности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе………………………………………………………………………7
Вывод …………………………………………………………………………………10
Использованная литература………………………………………………………….11
Приложения

Введение
Для ребенка игра - действительность,
и эта действительность намного интереснее,
чем та, которая его окружает. В игре ребенок
живет, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни…
/ К. Д. Ушинский/

В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем. Вступивший в силу ФГОС НОО второго поколения задает новые направления в поисках организации обучения младших школьников.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства бучения, повышать творческую активность учащихся. Одной из таких технологий является технология учебных игр.
Проблему игры как средства обучения активно исследовали и до сих пор изучают педагоги, ученые, методисты, лингвисты, психологи. Целью всех этих исследований является ответ на вопрос: как средством игры эффективно обучать и воспитывать детей.
Эта проблема сохраняет свою актуальность всегда, поскольку является наиболее соответствующей формой деятельности детей, связанной с их познанием окружающего мира. Познание окружающего мира является основой становления личности, а становление всесторонне развитой личности ребенка и является конечной целью педагогики и всех методик. Таким образом, круг замкнулся, подчеркивая безоговорочную актуальность рассматриваемой нами проблемы.
Какие формы и методы ведения игры применять? Как дозировать время на игру во время урока? Как не навредить и не отвлекать игрой от основной учебной цели урока и соблюдать методическую целесообразность игры на уроке? На эти и другие вопросы, связанные с применением игры во время урока, нужны ответы. И нужны они каждому учителю, который ведет русский язык.
Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на уроках русского языка.
I. Научно - методические основы проблемы применения учебно-игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.1.1. Понятие игра. Структура игры.
Дети всех народов мира имеют общую характерную черту – врожденное влечение к игре. Переоценить ее значение в жизни ребенка трудно. А представить детство без нее вообще невозможно.
В детские годы игра является основным видом деятельности ребенка. С ее помощью дети познают мир. Без игры детям жить скучно, неинтересно. Повседневная жизнь может даже вызвать у них заболевания. В игре дети и подростки проверяют свою силу и ловкость, у них возникают желания фантазировать, открывать тайны и стремиться чего-то прекрасного. При умелом руководстве игра может стать незаменимым помощником педагога, т.к является эффективным методом формирования УУД, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие коммуникативных навыков школьников в процесс обучения. Игра дарит поминутную радость, удовлетворяет актуальные неотложные нужды, а еще направлена в будущее, потому что во время игры у детей формируются или закрепляются черты, умения, способности, необходимые им для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций в будущем. И везде, где есть игра, царит здоровье, радость детской жизни.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
Структура развернутой игровой деятельности включает следующие компоненты:
- побудительный – потребности, мотивы, интересы, стремления, которые определяют желание ребенка участвовать в игре;
- ориентировочный – выбор средств и способов игровой деятельности;
- исполнительный – действия, операции, которые дают возможность реализовать игровую цель;
- контрольно-оценочный – коррекция и стимулирование активной игровой деятельности.
Удачно организованная игра импонирует, нравится детям, является для них любимой деятельностью. Вот почему направлена в учебную плоскость, игра становится оптимальным учебным средством для детей младшего школьного возраста.
Таким образом, игра – это «волшебная шкатулка», с помощью которой можно научить детей мыслить, наблюдать, доказывать, понимать, творить, перевоплощаться, выполнять различные роли. Одновременно с этим, как доказала практика, игру можно успешно использовать и в учебных целях.
1.2.Место дидактической игры в системе уроков русского языка.
Дидактические игры можно включать в систему уроков. Это предполагает предварительный отбор игр и игровых ситуаций для активизации различных видов восприятия и обдумывания, где их использование наиболее своевременное и эффективное по сравнению с другими методами. Наши исследования позволили выделить оптимальные способы использования игровой деятельности в системе уроков:
- весь урок строится как сюжетно-ролевая игра (например, некоторые уроки обучения грамоте, имеющих целью познакомить детей с новым звуком и буквой; уроки-путешествия; уроки ознакомления с окружающим, развития речи и т.п.);
- во время урока как его структурный элемент;
- во время урока несколько раз создаются игровые ситуации (с помощью сказочного персонажа, игрушки, необычного способа постановки задачи, элементов состязательности и т.д.).
Проанализируем содержание школьной программы по русскому языку во 2 классе с учетом возможности применения различных видов дидактической игры на уроках. Для анализа возьмем раздел «Слово», который включает в себя несколько уроков.
Таблица 1. Место игры в системе уроков русского языка
Тема урока Этап урока Дидактическая игра
Лексическое значение слова
Первичное восприятие и осознание материала.
«Отгадайте слово по его толкованию»
(Работа в группах)
(Одна группа находит в словаре и зачитывает толкование слова, другие - отгадывают это слово.)
Слова, близкие по значению (синонимы)
Самоопределение к деятельности. «Отгадайте слово»
(Учитель читает толкование слов, ученики отгадывают эти слова, записывают, объясняют орфограммы.)
а) предмет, которым играют дети. (Игрушка.)
б) Уха из свеклы, капусты, картофеля. (Борщ)
в) Сын дочери, или сына. (Внук.)
г) Музыкант, играющий на скрипке. (Скрипач.)
д) Сделан из дерева. (Деревянный.)
Слова, противоположные по значению. (Антонимы)
Актуализация опорных знаний учащихся. «Не попади в ловушку»
(Учитель называет пары слов. Ученики поднимают руку, когда слышат пару синонимов.)Дорога - путь; ловкий - быстрый; мяч - футбол; море - озеро; еда - пища; печаль - тоска; Бояться - пугаться; багровый - розовый; мирный - спокойный; больше – меньше.
Синонимы. Антонимы.
Закрепление. Работа над формированием соответствующих умений и навыков.
«Волшебный мяч»
Команды стоят напротив друг друга. После слов:
«Мяч лови, и синоним скажи», игрок первой команды называет слово, а соперник выбирает к нему синоним.
Алфавит-азбука, огонь - пламя,
поле - нива и т.д.
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов Проверка домашнего задания. «Да - нет»
Сыграть хочется с вами, друзья в «да» и «нет». Я вам вопрос задаю, а вы готовьте свой ответ. (Ученики с помощью сигнальных карточек показывают ответ: зеленый - «да», красный - «нет».)
- Слова, противоположные по значению называются антонимы. (Да)
- Слова, близкие по значению называются синонимы. (Да)
- Слова: нести, рассказывать, ступать, лететь - близкие по значению. (Нет)
- Слова: ленивый- трудолюбивый маленький - большой, антонимы. (да)
Таким образом, дидактические игры на уроках русского языка применяются как средство обучения и отличаются от других средств тем, что вызывают у детей живой интерес и активное участие. Применение таких игр на уроках является методом оправданным, поскольку они выполняют ряд важных учебных и развивающих функций.
II Особенности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальной школе
Наиболее эффективными являются те уроки русского языка, на которых используют различные формы работы, обогащают их находками своих творческих исканий.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно думать, развивать внимание. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся, к активной деятельности привлекаются даже самые умеренные ученики.
Когда учитель использует на уроке элементы игры, то в классе создается доброжелательная обстановка, бодрое настроение, желание учиться. Планируя урок, учитель должен учитывать всех учеников, подбирать игры, которые были бы интересны и понятны.
Чтобы урок был интересным и эффективным, на его различных этапах можно использовать кроссворды по темам урока или раздела.
Кроссворд «Какое слово спряталось?»
Обведи каждую четвертую букву. Отыщи слово, которое спряталось.
1) КИЯУШОСРВСНОБДИКН (урок)
2) ЮНЖОРКЧСОНХЕНОТНРШУЬЗ (осень)
3) ТЗКОЗВНВЬАБОЬДГЩИУЗИК (овощи)
4) МЛТПАЮНОЦВКСШЗИУЧЩЯДРЗГА (посуда)
Изучение русского языка младшими школьниками является начальным этапом в воспитании грамотной личности. Важную роль в этом процессе играет знакомство с «Составом слова».
Этот материал можно представить, скажем, в виде дома, цветка, дерева и т.д.(роль частей слова будут играть, соответственно, этажи, лепестки, ветки). Ученики при этом будут исполнять роль строителя, садовника и тому подобное. Интересной для учащихся форме может быть корабль с разноцветными парусами. Дети будут капитанами в море грамматики. Каждый парус – какая-то часть слова. Голубые паруса – основа слова(в нее входят: приставка, корень, суффикс), зеленый парус – окончание. Знакомство с этой видоизмененной таблицей интересно будет провести в форме морского круиза, в котором дети будут отвечать на вопросы в ходе управления кораблем (Приложение А).
Предлагаю еще некоторые фрагменты уроков, на которых можно применять дидактические игры.
Так, на уроке в 2 классе при изучении темы «Основа слова. Окончание »на этапе закрепления знаний и умений можно провести игровое упражнение, которое называется «Образуй слова».
Учитель:
- На доске написаны четыре основы и четыре окончания слов. Совместите их и запишите образованные слова.
гор- -ый;
калин- -ы; (Горит, калина, грибы, вкусный)
гриб- -а;
вкусн- -ит.

На уроке при изучении темы «Однокоренные слова. Корень слова», можно провести интересное дидактическое упражнение «Редактор». Учитель записывает на доске неправильно построенные однокоренные слова. Дети самостоятельно их редактируют и в тетради записывают правильные слова:
СЕЛ, КОСЕЛ, КЕЧОСЕЛ, КИНСЕЛ
(Лес, лесок, лесочек, лесник)
Затем даем детям задание определить общий для этих слов корень. Можно буквы этого корня (ЛЕС) заранее написать цветными мелками.
На этапе закрепления полученных знаний можно провести игру «Аукцион» (устно).
Нам нужно собрать цепочку родственных слов. Кто назовет последнее слово, тот станет победителем.
а) мудр - .... в) вес - ....
б) весел - .... г) черн - .... тому подобное.
Одним из условий свободного владения коммуникативной устной и письменной речью является достаточность словарного запаса. Чтобы полонять словарный запас, важно выполнять словообразовательные упражнения. При их выполнении важно сосредоточить внимание на значении образованных слов. Нужно ввести их в словосочетания, построить хотя бы два-три предложения с ними. Ведь именно в словосочетаниях раскрывается смысловое значение слова. На этом этапе нам помогают дидактические игры на уроках. Такой может быть игра «Придумайте логическую концовку предложений».
Я хожу в школу, а ....
Я хожу в школу, потому что ....
В школе мне нравится ....
Школьниками называют ....
Задание классу: следите за речью; если сделаете или заметите ошибку, то сразу же исправляйте ее.
Чтобы работа в классе была целенаправленной и способствовала пополнению словарного запаса на основе полученных впечатлений, а также помогала в создании полноценных текстов, эффективным является составление таблиц-опор следующего содержания:
Таблица 2. «Стань поэтом»
Слова - названия предметов, явлений природы (объектов наблюдения) небо
Слова - признаки этих предметов, явлений чистое, безоблачное
Сравнение как шатёр
Слова - названия действий раскинулось
При этом с целью усиления мотивации детям предлагаем поиграть в игру «Стань поэтом».
Чем ценна такая работа? Ученики учатся, во-первых, подбирать нужные слова из числа предложенных, для подтверждения определённых, во-вторых, сравнивать и, в-третьих, выполнять запись на таблице в качестве опоры для логического упорядочения собственного текста.
Игрой мы разнообразим формы деятельности детей. Они любят играть. Это их естественное состояние. Дидактическая игра влияет на эмоционально-личностное восприятие и воспроизведение ребенком материала, учит логически мыслить, проявлять инициативу, преодолевать трудности, прилагать упорный труд и усердие и в результате получить моральное удовлетворение и заслуженную оценку - то есть быть вы награжденным. А главное - через игру ребенок учится русскому языку.
Вывод
Дидактические игры на уроках русского языка можно использовать как для знакомства с новым материалом, так и для его закрепления, для повторения ранее приобретенных представлений и понятий, для более полного и глубокого их осмысленного усвоения, формирования графических умений и навыков, развития основных приемов мышления, расширения кругозора. Систематическое использование игр повышает эффективность обучения.
Дидактические игры, используемые на уроках русского языка в органическом сочетании, развивают не только речь. Эти игры хорошо помогают развитию памяти, внимания, сообразительности, умения классифицировать предметы сравнивать их, обобщать, дифференцировать.
Учебные игры разнообразны, но назначение у них одно - пробуждать, развивать познавательную активность, привлекать ребенка к образованию знаний. Каждая игра имеет педагогическую цель, которая выступает в скрытой от детей форме, но служит толчком к развитию познавательных интересов, к изучению русского языка.
Мы пришли к выводу, что игра – мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес к окружающему миру, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования, реализации ФГОС НОО второго поколения в условиях современной школы.
Использованная литература
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1983.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии,1966.
3. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, издательство «Флинта», 1999.
4. Коменский Я. А. «Великая дидактика» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988.5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком; М., 1990. с.61.
6. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
7. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
8. Сластёнин В. А. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
9. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
10. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
СОСТАВ СЛОВА
42633901358903825240240664 корень суффикс
560641536271203105152817495приставка
662940574675
основа слова окончание
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1.Игра «Составь предложение»
Инструкция: учитель читает группы слов, обучающиеся хлопком должны «словить» только предложение.
Когда вы едете к бабушке?
Над сиреною летают.
Волк ночью.
В степи звенит.
2.Игра «Узнай вид предложения»
Каждый ученик выбирает одно из предложений, составленное дома по данному началу, и читает его. Класс определяет предложение по цели высказывания и показывает это жестом. Например, если предложение повествовательное - правую руку поднять вверх, если вопросительное - левую, если побудительное - обе руки поднять вверх.3. Игра «Интервью»
В игре участвуют «журналист» и «школьник» (третьеклассник). Цель «журналиста» - узнать, что знает ученик 3 класса о предложении. Задача ученика - дать четкие ответы на вопрос «журналиста». Желательно поиграть в эту игру дважды. На роль «журналистов» надо выбрать способных учеников.
4.Игра «Странные преобразования»
Как превратить «косу» на «козу»? А «кита» на «кота»? Учащимся необходимо продемонстрировать, как с помощью всего лишь одной буквы меняется значение слова: мак-рак; лук-жук; маска-каска; сыр-сын; сын-сон и тому подобное.
5.Игра «Весёлые собиралочки»
С пропущенных букв детям следовало составить слова и записать их в тетрадь.
1) * роза 2) жак * т 3) * айник с * н окн * д * мок
* у м * хо * рава * рбуз * ожницы чудес *
* пельсин * ога *лыбка
6. Игра - упражнение «Замените одним словом»
нет души - ... (бездушный)
не имеет оружия - ... (безоружный)
не имеет цвета - ... (бесцветный)
не имеет хвоста - ... (безхвостый)
- Разберите записаны слова по составу. Объясните правописание.
- К каждому слову подберите еще одно слово, которое бы называло предмет.
7. Игра «Змейка»
Ученики по очереди выходят к доске, записывают по одному словарному слову и подчёркивают орфограмму в нём.
8.Игра «Такая интересная буква».
Школьники вспоминают и записывают как можно больше слов, в состав которых входят две одинаковые буквы.
Образец.
Загадка, ладошка. Россия, российский. Весел, полезен. Ветер, дерево.
9.Игра «Быстрее и правильнее»
Ученики выбирают к предложенным словам подходящее по смыслу словарное слово:
Умный ... (директор),
новый ... (компьютер),
вкусная ... (кукуруза),
сладкая ... (черешня).
Переходить (что?) ... (улицу),
ехать (чем?) ... (метро),
рисовать (чем?) ... (карандашом),
гордиться (кем?) ... (учителем).
10. Игра - «Зашифрованные слова»
Кто больше прочитает правильно слов, то победитель.
Солшконы (солнышко)
личксиа (лисичка)
инокбот (ботинок)
цапти (птица)
цоли (лицо)
11. Игра - упражнение «Найдите« лишнее »слово»
На доске запись:
а) сырость, сырник, сыр, сырок.
в) бережливый, бережок, бережливость.
- Прочитайте группы слов. В каждой группе найдите «лишнее» слово. Обоснуйте свое мнение.
- Запишите группы родственных слов, обозначьте корень.
12. Игра «Найдите многозначные слова» (устно).
(Учитель называет пары предложений, ученики определяют многозначные слова, называют их общие признаки.)
1) В Петра курносый нос. Нос корабля повернул на запад.
2) Ядро грецкого ореха очень вкусное. Солдат принес ядро для пушки.
3) Ваня сломал замок. Мы видели красивый замок на горе.
13. Игра «Кто внимательный»
Учитель на наборном полотне выкладывает слово. Дети внимательно его читают, называют буквы. Затем закрывают глаза, а учитель меняет слово. Дети открывают глаза. Читают слово и говорят, что изменилось в слове.
Например кит - кот, сыр - рис, пила - плыла.
14. Игра «Круги на воде»
Ученики выбирают произвольное слово. Оно записывается на доске столбиком. На эти буквы подбираются новые слова, слова - предложения. На основе полученных результатов составляют рассказы, сказку, веселую историю, стихотворение.
С - снежок - наступило утро, проснулась снежинка;
Т - танец - закружилась в веселом танце;
Е - ели - иней покрыл все ели вокруг;
Н -небо - небо посылало солнечные лучи;
А - акация - снежинка села на акацию отдохнуть.
Следующую игру целесообразно проводить при изучении темы «Имя существительное».
15. Игра «Кто это? Что это?»
Ученики дополняют словосочетания словами-существительными.
Материал для работы:
Новая, интересная, библиотечная .... (Книга).
Белый, холодный, рыхлый ... (снег).
Зеленая, высокая, новогодняя ... (ёлка).
Теплый, весенний, солнечный ... (день).
Душистый, белый, вкусный ... (хлеб).
Спелое, сладкое, сочное ... (яблоко).
Пушистая, рыжая, хитрая ... (лиса).

16. Игра «Узнай меня».

На я начинается,
На о кончается.
На дереве растет
Красное и вкусное.
(Яблоко.)
17. Игра «Молчание».
Учитель показывает рисунок, а дети молча записывают букву, с которой начинается название изображенного предмета.