Использование дидактических игр-соревнований на уроках в начальной школе


Тема: «Игры-эстафеты»
Хочется начать свое выступление словами Сергея Федина «Игра –то идеальная модель работы. Потому что в момент игры человек свободен, увлечен и счастлив».
Уважаемые коллеги, сегодня мы хотим познакомить вас с одним из видов дидактических игр – играми-эстафетами.
Дидактические игры-эстафеты представляют собой сознательную, активную деятельность учащихся, направленную на реализацию общекомандной или индивидуальной цели путём достижения выигрыша через наиболее быстрое, правильное и рациональное выполнения игровых заданий.
Игры такого типа обычно проводятся с разделение участников на команды, где от деятельности каждого играющего и от согласованности действий всех участников зависит общекомандный результат. Игры-эстафеты могут проводиться и без разделения участников на команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя стремиться выполнить задание как можно лучше.
Хочется обратить ваше внимание на преимущества игр-эстафет:
Данные игры могут применяться на этапах формирования, закрепления или проверки знаний.
Игры-эстафеты не требуют особенной подготовки.
В игре одновременно задействовано большое количество участников.
Соревновательный момент усиливает интерес и повышает активность учащихся.
Сегодня на примере нескольких игр-эстафет мы хотим продемонстрировать вам особенности использования игр данного типа в учебном процессе.
Игра «Посчитаем»
Проводится на уроке математики на этапе «устный счет». Водящий подходим к любому участнику и называет пример. Если ответ дан правильно, то водящий садится на место игрока, а тот становится водящим. Если дан неверный ответ, то водящий обращается к другому игроку.
Игра «Назови слово»
Проводится на уроке русского языка, например, при изучении темы «Проверяемый безударный гласный в корне слова». Водящий подходим к любому участнику и называет слово с безударной гласной в корне слова. Если участник правильно называет проверочное слово, то водящий отдает игроку «волшебный предмет» и участник становиться водящим. Если дан неверный ответ, то водящий обращается к другому игроку.
Игра «Напиши и передай»
Проводится на уроке окружающего мира, например, при изучении темы «Многообразие животных». Участники делятся на 6 команд (по рядам). Каждой команде нужно перечислить представителей разных видов животных: млекопитающих, рыб, птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся. Участники команды по очереди пишут одного представителя на листочке и передают следующему игроку. Побеждает команда, которая правильно и быстро выполнила задание.
Игра «Помоги другу»Проводится на уроке литературного чтения. Участники делятся на 2 команды (например, мальчики и девочки). Одной команде нужно подобрать антонимы, а другой синонимы к данным на доске словам. Сначала задание выполняет один участник, потом он берет за руку второго участника, и они подбирают слова вместе и т.д. увеличивая количество участников. Побеждает команда, которая правильно и быстро выполнила задание.