Применение здоровьесберегающих технологий на уроке с целью развития и реализации способностей каждого ребёнка


Применение здоровьесберегающих технологий на уроке с целью развития и реализации способностей каждого ребёнка
Специальными исследованиями выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма, который является отправной точкой для возникновения психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы сберегаем их здоровье. Известно, что урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Одним из важнейших аспектов психологического комфорта учащихся во время урока является, пожалуй. создание благоприятного психологического климата на уроке, С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
В связи с этим каждое образовательное учреждение призвано обеспечить здоровый образ жизни для всего коллектива учащихся путем:
использования технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс;
чередования различных видов деятельности на уроке;
применения активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
соблюдения СанПиН и правил охраны труда;
рациональной организации труда преподавателя и учащихся;
создания комфортного психологического климата;
использования аудиовизуальных средств обучения.
Хотелось бы обратить внимание на инновационные современные технологии, методы и приёмы здоровьесбережения. Они, конечно, основываются на испытанных, но тем не менее, достаточно интересны. В основу некоторых из них положены приёмы кинезиологии - научной и практической дисциплины, изучающей мышечное движение во всех его проявлениях.
Выделяют:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
упражнения на дыхание (Упражнение «Дыхание йогов дыхательная гимнастикиа«Стрельниковой».)
упражнения на повышение активности мозга (упражнения на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление - упражнение «Ножки-ручки», Упражнение «Великий дирижер», упражнение «Путаница», упражнение «Снеговик»)гимнастика пальчиковая.
гимнастика для глаз.
Технологии обучения здоровому образу жизни –
самомассаж,
точечный массаж и др.
Главные принципы здоровьесберегающих технологий, и инновационных в том числе:
принцип «Не навреди!»;
принцип сознательности и активности;
непрерывности здоровьесберегающего процесса;
систематичности и последовательности;
принцип доступности и индивидуальности;
всестороннего и гармонического развития личности;
системного чередования нагрузок и отдыха;
постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
Существует десять золотых правил здоровьесбережения, которые относятся и к педагогу:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу (в пределах разумного)!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья
Самомассаж: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, точечный массаж, гимнастика пальчиковая и для глаз.
ПОГЛАЖИВАНИЕ
Необходимо, что бы ладонь скользила медленно и главным образом по направлению оттока лимфы, т. е. от периферии к центру, по направлению к лимфатическим узлам массируемой области.
РАСТИРАНИЕ
Выполняйте растирание ладонной поверхностью кисти, буграми больших пальцев, подушечками указательного и среднего пальцев, основанием ладони, кулаками, локтевым краем кисти, костными выступами фаланг пальцев, согнутых в кулак, одной или двумя руками продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно.
РАЗМИНАНИЕ
Наложение руки на мышцу, отжим мышцы в сторону массирующей руки, захват и сдавливание ее между пальцами (большой палец с одной стороны мышцы, все остальные – с другой), отделение от кости и смещение ее в сторону большого пальца, возвращение мышцы на место и прижимание ее к костному ложу основанием ладони.
ПОКОЛАЧИВАНИЕ
Надавливая ладонью и пальцами на мышцу, осуществляйте быстрые колебательные движения в стороны. При этом накладывайте руку поперек хода мышечных волокон. Выполняйте встряхивание только на конечностях. Встряхивание нижних конечностей делайте двумя руками, а верхних – одной.
Точечный массаж. Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.
Гимнастика пальчиковая - упражнения на повышение активности мозга (упражнений на концентрацию внимания, координацию работы полушарий мозга и целенаправленное расслабление.)
Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Упражнения на дыхание - дыхательная гимнастика.
Для укрепления общего физического состояния школьников целесообразно применение дыхательной гимнастики «Стрельниковой». Эта гимнастика активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, плечевой пояс, брюшной пресс). Не только активизирует прилив крови к мозгу, но и улучшает питание всех внутренних органов, возвращая утраченные функции тем из них, которые больны. Координирует слаженную работу всех органов и систем, комплексно воздействуя на организм через активизацию его наиважнейшей функции-носового дыхания.
В результате реализации современных подходов в образовании к обучающему предъявляют жесткие и высокие требования, он ставится в такие условия, когда пути и средства решения проблемы нужно находить в системе реального времени и достигать при этом реального нужного результата. Для многих обучающихся это может привести к нарушению здоровья. К сожалению, местом формирования здоровья наших учащихся сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями, а система образования.
С целью решения проблемы сохранения здорового поколения при внедрении новых стандартов необходимо предусмотреть эффективное использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.