Система работы по подготовке учащихся к олимпиадам


Система работы по подготовке учащихся к олимпиадам.
В каждой школе существует своя система подготовки учащихся к олимпиадам. Данная система работы по подготовке к олимпиадам складывалась постепенно и не сразу. В ней можно выделить три основных этапа.
1 этап. Выявление одаренных и высокомотивированных детей,
отличающихся нестандартным мышлением
2 этап. Вовлечение учащихся в олимпиадное движение 3 этап. Подготовка участников олимпиад 
• решение как можно большего числа олимпиадных заданий; • подробное дополнительное изучение тем школьного курса; • изучение различных методов решения задач; • комбинированные способы. 
Успешное выступление на олимпиаде предполагает:
а) психологическую подготовку школьника к выполнению нестандартных заданий;
б) одарённость;
в) умение собраться, сконцентрироваться на выполнение нескольких заданий за определённый промежуток времени;
г) грамотность участника;
При подготовке учащихся к олимпиадам учителю необходимо определиться со стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности. Рассмотрим их краткие характеристики.
1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету. Примером такой формы подготовки могут быть творческие мастерские, мастер-классы, интенсивные образовательные программы.
2. Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может быть школа и класс с углублённым изучением предмета.
3. Обогащение. Данный тип стратегии ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями. Подготовка может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы по развитию тех или иных способностей и т. д.
4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.
обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам во внеучебное время).
Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования и т. д.). Первую форму подготовки к олимпиадам можно дифференцировать как «внешнюю», вторую - как «внутреннюю».
Начать работу целесообразно с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре учитель должен организовать анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.
Вопросы могут быть иметь следующие формулировки:
Интересно ли вам участвовать в интеллектуальном соревновании?
Любите ли вы решать задания повышенной сложности?
Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по _________?
Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?
После анализа ответов анкеты выявляются ученики, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.
Важно, чтобы в перечень тестовых заданий были задания творческого и исследовательского характера. Именно на них проверяется способность мыслить и умения применять знания в измененной или новой ситуации.
После проведения школьного тура важно проведение процедуры разбора и обсуждения олимпиадных заданий. Здесь важной задачей является объяснение педагогом основных идей решения заданий и возможных способов решений заданий с демонстрацией конкретных примеров.