Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающем миром (творческий отчет)





Организация экспериментальной деятельности при
ознакомлении дошкольников с окружающем миром

(творческий отчет)




























Содержание

Введение 3
1.Теоритические аспекты детского экспериментирования .. 4
2.Основные характеристики детского экспериментирования .. 5
3.Цели и задачи . 6
4.Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром. Опыт работы 8
Заключение 12
Список литературы ... 13
Приложения
Приложение 1.Опыты ... 14
Приложение 2.Конспект занятия по развитию речи «Как люди речку обидели» . 16















Введение

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознеся и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».
/В.А.Сухомлинский/

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Поэтому на современном этапе все больше уделяется внимания значению практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
Поисково-исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма поисковой исследовательской деятельности.
В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает. Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется еще недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Таким образом, актуальность детского экспериментирования и необходимость проработки методического аспекта этой проблемы, которые непосредственно выходят на практическую деятельность воспитания детей, подводят к выбору темы исследования.
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс их усвоения. Однако задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строится как самостоятельный творческий поиск.

1.1.Теоритические аспекты детского экспериментирования

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н.Совгир, А.И.Савченкова, О.В.Афанасьевой.
Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными оъектами (А,Н, Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О,В, Дыбина, Л,Н, Прохорова, И,Э, Куликовская, Н,Н, Совгир).
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддьякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями.
Однако на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно.
Проблема детского экспериментирования имеет свои физиологические аспекты. В лаборатории известного физиолога И.П. Павлова осуществился один незапланированный эксперимент. Изучая условные рефлексы ребенка, экспериментаторы зажигали перед ним лампочку и давали засахаренную клюкву. Выяснилось, что у детей условные рефлексы вырабатывались значительно медленнее, чем у животных. Это озадачило исследователей, изменив методику, они вместо клюквы стали давать какой-нибудь новый предмет, который ребенок мог обследовать. Тут человеческий детеныш показал всю силу своего интеллекта, рефлексы образовывались практически мгновенно. Из таких неожиданных наблюдений был сделан вывод, что у детей реакция на новизну, на новый предмет сильнее, чем на пищу.

2.2.Основные характеристики детского экспериментирования

Убедившись в актуальности данной проблемы на основном этапе, мы выделяем основные характеристики детского экспериментирования:
1.Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самовыдвижения. 2.В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).
3.Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.
4.Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.

3.3.Цели и задачи

Современные дети живут и развиваются в эпоху информации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной деятельности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи-и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Выбрав тему «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром», была определена цель – развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
*учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование;
*развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
*формировать умение детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.

Основное содержание «исследований» предполагает:
*расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные – для удовлетворения своих потребностей;
*расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
*знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину;
*развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру














Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении
дошкольников с окружающим миром. Опыт работы.

Научиться видеть, понимать и воспроизводить природные явления – дело совсем непростое. Для этого ребенку нужно быть внимательным ко всему окружающему и настойчивым в своих делах.
Внимание и настойчивость не вырабатываются сами по себе. Я стараюсь помочь ребенку овладеть этими качествами и убедилась, что открытия секретов природы воспитывают любознательность, способствуют возникновению у ребенка устойчивого интереса к познанию. Проводя исследования природных явлений с помощью экспериментальной деятельности, я развиваю в ребенке наблюдательность, самостоятельность, умение мыслить креативно, анализировать и синтезировать, сравнивать и классифицировать, формулировать обнаруженные закономерности и выводы,
стимулирую развитие речи.
Мое педагогическое кредо, слова восточного мудреца: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Ия, стараюсь придерживаться этих слов.
Для поддержания интереса у детей я придумала сказочный персонаж – Мышонок-Удивленок, который живет в «Центре экспериментирования».
Познавательные знания с элементами экспериментирования с детьми среднего дошкольного строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому наш герой вместе с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносить ребятам интересные вещи, задания, удивительные истории. Мышонок-Удивленок стал для ребят настоящим другом с которым можно разделить радость открытий.
Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми строю по трем взаимосвязанным направлениям:
1.Живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде.
2.Неживая природа – воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.
3.Человек – функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.
При выборе темы соблюдаю следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребенка. Ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в том, что они неизвестны только детям, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они практически безопасны, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Основное содержание опытов по освоению с детьми окружающего мира предполагает формирование у них следующих представлений:
*выявление свойств воздуха;
*выявление свойств воды;
*выявление свойств снега и льда;
*выявление свойств песка и глины;
*знакомство детей с условиями, необходимой для жизни растений.
Технологию экспериментальной деятельности я разбила по месяцам: ее особенность – максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств воздуха и воды проводим в осенний период, познание свойств снега и льда в зимний период, а изучение свойств песка и глины в теплый период, в него можно играть.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
1.Постановка проблемы.
2.Поиск путей решения проблемы.
3.Проверка гипотез, предложений.
4.Обсуждение увиденных полученных результатов.
5.Формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, воздухом, водой, снегом и пр.
Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме: «Волшебница вода» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед» и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребенка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети все проделывают сами.
Работу по экспериментированию провожу ежемесячно. Дети с удовольствием
обследуют песок и глину, познают их свойства; узнают тайны воды; выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега. Отношения с детьми строю на основе партнерства. Дети учатся высказывать свои предложения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен «Центр экспериментирования», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в «Центре экспериментирования» способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимают активное участие в конкурсах: «Изготовление игрушек для игр с воздухом», «Изготовление игрушек для игр с водой»; проводилась совместная трудовая деятельность детей и взрослых в постройке горки и забавных поделок на участке. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями.
В результате проведенной работы родители:
1.Научились организовывать элементарные эксперименты.
2.Оборудовали мини-уголки для детского экспериментирования в домашних условиях.
3.Повысили уровень педагогических знаний.







Заключение

Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для формирования экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
В результате у детей повышается интеллект: они учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщения.
Расширяется кругозор, развивается наблюдательность. Усовершенствуются разные формы речи – диалог, описание, объяснение, рассказ. В процессе экспериментальной деятельности у детей обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
В настоящее время я продолжаю работать по этой теме. Уверена, что год пройдет интересно и насыщенно. Для этого есть прочная основа: устоявшиеся взаимоотношения с воспитанниками, добрая атмосфера в группе, мое желание находиться с детьми и стремление к профессиональному росту.













Список литературы

1.Балакшина, Т. А. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира // Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы д/с № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) [Текст] / Т. А. Балакшина, Л. Н. Прохорова. – Владимир: ВОНУУ, 2001. - С.
52-53.
2.Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. - С. 56.
3.Поддьяков, Н. Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития [Текст] / Н. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. – 1998.- № 12.- С. 68-74.
4.Прохорова, Л. Н. Развиваем творческую активность дошкольников.- Владимир, 1995.- С. 5-7.
5.Савенкова, А. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 2. – С. 8-17.













Приложения
Приложение 1

Опыты

Задачи исследования
Содержание опытов
Вывод

Выявление свойств воды

1.Подвести детей к пониманию, что темпе-
ратура воды бывает
разной (холодной, теплой, горячей).
1.Во время мытья рук изменить температуру воды.
2.Взять три чайника с водой разной температуры. Предложить определить, какая вода в каждом чайнике. Налить воду в разные тазики и на ощупь проверить. (Температура горячей воды
не должна превышать 50 С).
Температура
бывает разной.

2.Подвести детей к по-
ниманию, вода прозрач-ная.
Взять два стакана: один с водой, другой -
с молоком. В оба стакана опустиь
камушек.
В стакане с
водой каму-
шек виден –
вода прозрач-
ная. В стака-
не с молоком
камушек не
виден – моло-
ко непрозрач-
ное.

3.Подвести детей к по-
ниманию, что вода не
имеет собственного
вкуса.
Сравнить на вкус воду и сок. Взять два стакана с водой. Положить в один
стакан сахарный песок, в другой – соль.
Вода измени-
лась на вкус:
в одном стака
не – сладкая,
в другом
соленая.

4.Подвести к пониман-
ию, что вода не имеет
собственного запаха.

Сравнить запах в стакане с обычной водой и в стакане с добавлением арома-
тизаторов.
Вода не имеет
запаха.

5.Подвести детей к по-
ниманию, что вода жид-
кая, может течь.
Взять разные сосуды, переливать воду одного в другой.
Вода жидкая -
течет.

6.Подвести к понима-
нию того, что в воде
некоторые вещества
растворяются, а некото-
рые – нет.
Взять два стакана с водой. В один поло-
жить песок, в другой сахар. Размешать.
Сахара не ви-
дно – раство-
рился в воде;
песок опусти-
лся на дно
стакана и не
растворился.

7.Подвести детей к по-
ниманию, что вода не
имеет формы.
Налить воду в сосуды разной формы.
Вода прини-
мает форму
того предме-
та, в котором
находится.

8.Подвести детей к по-
ниманию, что вода мо-
жет быть в трех состо-
яниях.
Взять три колбочки с водой. Первую поместить на мороз, вторую оставить в группе, а третью подержать над спртовкой.
Первая – лед,
вторая – вода,
третья – пар.

9.Подвести детей к вы-
воду, что вода испаря-
ется.
1.Поставить мисочку с одинаковым количеством воды в разных местах: в теплом и в холодном.
2.Взять одну большую и одну малень-
кую мисочку с водой, поставить их в
одинаковых условиях.
3.Растворить в стакане с водой соль и
сахар. Эту посуду оставить на некоторое
время.
1.Вода испа-
рится быстрее
в теплом
месте, чем в
холодном.
2.Вода испа-
рится быстрее
из мелкой
мисочки.
3.Вода испа-
рится остане- тся на дне стаканов соль и сахар.

Выявление свойств и качеств снега и льда

1.Подвести детей к по-
ниманию связи между
температурой воздуха и состоянием снега и льда.
Принести снег и лед в помещение.
Снег и лед превратятся в воду в теплом помещении.


2.Подвести детей к по-
ниманию того, что снег тает от воздействия
любого источника тепла.
Взять снег и положить на ладонь, на ладонь в варежке.
Снег растает на ладони, а в варежке нет.

3.Подвести детей к пониманию связи меж-
ду состоянием снега и
температурой воздуха.
В морозный день предложить вылепить снежки. Принести снег в помещение и
вновь предложить вылепить снежки.

Лепиться влажный снег; влажн
ый снег быва-
ет в слабый мороз.

4.Дать детям понятие о загрязнении снега и воды.
Внести снег в помещение и положить на бумажный фильтр, которым накрыт стакан.
На бумажном фильтре оста-
нутся следы –
снег грязный.



Приложение 2
Конспект занятия по развитию речи
Тема «Как люди речку обидели»
(средняя группа)

Задачи. Учить детей внимательно слушать литературной произведение. Прививать бережное отношение к окружающей природе. Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по проверке очистки воды. Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения.

Материалы и оборудование. Ткань голубого цвета, ленточки голубые, фильтр, таз с чистой водой, два стакана (один пустой, другой с грязной водой).

Предварительная работа. Наблюдение на прогулках за природными явлениями, беседа на тему: «Как мы отдыхаем семьей», проведение подвижных игр: «Живая вода», «Караси и щука».

Содержание занятия
Организационный момент:
Дорогие мои детушки
Положите в сторонку книжки
Подождет вас немного игра,
Заниматься пришла пора.
-Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали? (Шашлыки, загорали, камушки кидали, купались и т. д.)
-Вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы? Куда? (На море, на озеро)
-Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на море, на пруде любят все.
Но не все знают, как надо правильно вести себя. Сейчас я вам прочитаю
рассказ про речку, которую очень обидели люди:
«Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом поймал лягушку и раздавил ее, потому что не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.»
Вопросы к детям по рассказу:
-Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.
-Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
-Как мама, папа и Костя обидели Речку и ее жителей?
-Почему так нельзя поступать?
-Что бы вы сделали на месте Кости?
-Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть Речку не потому, что хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.
Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно. Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.
-Дети, вы хотите знать, как рождается речка? Давайте пройдем к столу.
(На столе лежит длинная и широкая полоска голубой ткани).
На земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких ручейков. Я вам предлагаю сделать свою большую речку. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. (Дети выполняют задание)
А сейчас давайте с вами превратимся в маленькие ручейки и поиграем в игру «Ручеек».
-Дети, а сейчас давайте еще раз вспомним, какая Речка была до прихода гостей, и какая стала после их ухода? (Сначала Речка была веселая, прозрачная, а потом стала грустная, грязная)
-Как вы думаете, мы можем с вами помочь Речке снова стать веселой, прозрачной? Что нам нужно для этого сделать? (Ее надо почистить)
-Правильно. У меня в стакане речная вода. В первом из чистой речки, до того, как она «встретилась» с людьми, а во втором – из грязной. Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (В одном, стаканчике она чистая, в другом – грязная)
-В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой нет? (В чистой воде живут, а в грязной нет.)
-Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела.
(Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик)
-Сравните ее с водой «из чистой Реки». (Одинаковая) Давайте очищенную воду «вернем» реке – сольем в тазик.
Вывод: Благодаря усилиям фильтра – Река выздоровела. Большое вам спасибо!

























13PAGE \* MERGEFORMAT141715




Хђ Заголовок 1 Заголовок 4Хђ Заголовок 515