ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОПОНИМОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОПОНИМОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ (подготовила воспитатель МБДОУ №28 Чесебиева М. Р.) 
 
 Среди развивающих технологий развивающего обучения  дошкольников можно отнести топонимику - науку о географических названиях. Топонимика - наука о географических названиях. Она исследует их фонетические, морфологические, словообразовательные, семантические, этимологические и другие аспекты. Слово «топонимика» образовано от двух греческих слов: topos- «место; местность» и «опота»- имя. Топонимимя собственное, название любого географического объекта. Изучение опонимов занимается наука – топонимика. Совокупность топонимов на какой-либо территории составляет ее топонимию.
Географические названия отличаются большой устойчивостью в своих формах, некоторые из них живут тысячелетиями, дошли до нас из глубокой древности. Но и они, как и прочие слова, все же постепенно изменяются; этому способствует миграция населения, смешение народов, в результате чего происходит взаимодействие языков. Могут быть искусственные причины: изменения в общественном строе, различного строя переименования в честь кого-то или по поводу чего-то. Часто теряется первоначальный смысл слова, ему придается новое значение, а главное - название нерусское приспосабливается к законам русского языка, т. е. приобретая форму русского слова, по существу становится совершенно непонятным, так как обрывается связь между названием и явлением, послужившим основой названия. Чтобы понять происхождение слова, его этимологию, нужно выяснить, в каком языке, у какого народа это слово-топоним могло появиться. Для характеристики топонимии своего края, при выяснении этимологии топонимов необходимо обладать историческими сведениями о заселении края с древних времён, надо знать, какие племена, народы, народности здесь жили и на каких языках они говорили.
Процесс изучения топонимов должен выполнить три основные функции: образовательную (овладение знаниями, умениями, навыками), развивающую и воспитательную. При реализации воспитательной цели важно формирование нравственных качеств, т. е. нравственное отношение к себе, людям, природе. Одной из сторон этого вида воспитания является развитие чувства патриотизма.
Материалы топонимики дают широкие возможности для развития познавательного интереса дошкольников, а следовательно, их мышления. Удачное использование топонимического материала способствует патриотическому воспитанию детей. Важной задачей воспитателя детского сада является воспитание гражданина своего Отечества, патриота, любящего свой край.
Необходимо уделить внимание краеведению, так как этот предмет не только дает знания об истории и культуре малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти.
Е.М. Поспелов в методическом пособии для учителя под названием «Топонимика в школьной географии» пишет: «В педагогическом отношении топонимика - одно из наиболее благодарных направлений краеведческой работы. Названия окружают человека - в раннем детстве он узнает название своей улицы, своего района, города. С возрастом кругозор постепенно расширяется, и человек оперирует всё большим количеством названий. Естественно желание узнать- а что означают эти названия? И даже если такое желание не возникает стихийно, долг учителя показать на ярких примерах, насколько интересна расшифровка тайн географических названий, увлечь учеников познанием местной топонимики».
Актуальность работы по ознакомлению детей с топонимами обусловлена необходимостью сохранения культурной среды народа, и немаловажная роль в данном процессе отводится географическим названиям, так как это исторические памятники коренного народа, на сегодняшний день, в связи с урбанизацией, теряющих связь с родным языком.
Целью нашей работы является формирование представлений у дошкольников об истории и природе родного края в процессе знакомства с топонимами.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- познакомить детей с топонимической системой родногокрая;
обогащать представления детей о природе и культуре родного края; воспитывать любовь к своей земле, уважение к народам ее населяющим;
учить ориентироваться на карте местности, и развивать умения составлять элементарные схемы;
расширять кругозор детей;
развивать речь, обогащать словарь именами собственными;
стимулировать познавательную и речевую активность.
В начале работы по ознакомлению дошкольников с географическими объектами мы увидели, что у детей нет представлений о географических названиях, снижен словарный запас и представления об окружающем мире, нет навыков работы с географической картой.
Всю работу по ознакомлению дошкольников с топонимами можно разделить на два этапа: первый (подготовительный) и основной этап. На первом этапе мы собрали необходимый материал по теме (книги, картины, иллюстрации, фото, карты-схемы, атласы). Следует отметить, что на данном этапе мы столкнулись с определенными трудностями, так как данном вопросу посвящено ограниченное количество литературы и других источников информации.
К сбору материала привлекали родителей. Для ознакомления дошкольников с историей родного края проводим экскурсии в краеведческом музее города, а некоторые занятия проводим в краеведческом музее детского сада.
Знакомство дошкольников с топонимами - процесс многокомпонентный, включающий в себя следующие параметры:
Нормативный. Учим детей правильно произносить название того или иного географического объекта.
Географический. Знакомим детей с географической картой и глобусом.
Занятие начинается с загадки:
Страна без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды.
Что это такое? (Карта.)
После внесения в группу глобуса и карты. Дети периодически рассматривают их. Педагог показывает на глобусе материки и дает их названия (по одному), затем предлагает детям найти тот же материк на карте и повторить его название. Аналогичные задания проводятся с крупными реками, горами, морями и пр. Воспитатель и дети рассматривают на карте(на глобусе) место своего проживания, определяют характерные особенности (реки, горы, леса, озера и пр.), при этом педагог обязательно дает географические названия. После появления в группе карты и глобуса в работе педагога начинает действовать обязательное правило: как только произносится какое-либо название, воспитатель обязательно показывает это место (объект) на карте мира. Введение данного принципа позволяет в течение двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах) достичь хороших результатов в умении детей ориентироваться на карте. Все внесенные карты в группу (карта России, Республики Адыгея, города Майкопа) хранятся в определенном месте и используются по мере необходимости.
Словообразовательный. Разбираем структуру слова, способ его образования. Учим определять семантическое поле различных понятий.
Этимологический. Объясняем детям происхождение названия и его толкование. При объяснении происхождений названий топонимов мы обращаемся к народному фольклору, знакомим детей с легендами и мифами народа.
Культурно-исторический. Собираем сведения об образовании и открытии географического объекта. Привлекаем к работе родителей. Занятия проводятся в форме игры-путешествия.
Все занятия, знакомящие с топонимами нашей республики, группируем по темам:
Водные объекты Адыгеи (гидронимы);
Адыгея - край гор и легенд (оронимы);
Путешествуем по населенным пунктам республики Адыгея (аулы, станицы, хутора), (ойконимы);
Улицы нашего города (годонимы).
Отдельное занятие отводится городу Майкопу — столице республики Адыгея.
Знакомим детей с географическими названиями не только на занятиях, но и в повседневной жизни: на прогулке, в других режимных моментах.
С наступлением лета многие семьи в выходные дни вместе со своими детьми выезжают на отдых: на речку, горы, на плато Лаго-Наки, на водопады Руфабго. А понедельник в детском саду начинается с традиционной беседы «Кто как провел выходные дни?» Дети на перебой начинают рассказывать о том, как ездили на речку купаться. На берегу речки играли в футбол, пели песни под гитару, ели шашлыки. Задаю вопрос: как называется река, на которой ты весело провел выходной день? Если ребенок не может сказать название реки, то это повод, чтобы предложить родителям ребенка обратиться к «Адыгейскому топонимическому словарю» К. Х. Меретукова, а нам педагогам дополнительно провести занятие о гидронимах республики.
Таким образом, можно сказать о том, что топонимический материал представляет широкие возможности, направленные на патриотических качествах воспитанников старшей и подготовительной групп. Такие занятия способствуют развитию любознательности у детей, воспитанию бережного отношения к природе и любовь к  краю, в котором они живут. В ходе занятий по ознакомлению с топонимами у дошкольников обогатились представления об окружающем мире, расширился кругозор, дети научились работать с географической картой, пополнился словарный запас. Именно акцент на знания истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов
МыекъуапэМыекъуапэ - «Майкоп» состоит из названия реки «Миеко» - мые, «яблоня», къо «долина» и слова пэ «устье», т.е. Майкоп «Город, расположенный в устье реки «Миеко» или же дословно Устьдолинояблоновск». Речка «Мыеко» (сейчас она Майкопка) немного выше поселка Тульского, впадает в реку Белую, здесь когда-то был расположен какой-то населенный пункт, называвшийся «Майкоп».
Станица Абадзехская
Абдзэхэхьабл (Абдзехехабль) — ст. Абадзехская, расположена на живописной местности правого берега реки Белой. Абадзехская была основана в 1861году.
Окрестности станицы богаты памятниками археологии. В 1870 году один из дольменов на окраине станицы Абадзехской был исследован Н. П. Каменевым. Он обнаружил материал, относящийся к бронзовому веку, например, боевой топор с покатой задней частью, плоский топор в виде стамески, наконечник стрелы, имеющий форму весла и наконечник копья шилообразной формы с втулкой.
Кошехабль
Кощхьабл — районный центр, расположен на левом берегу реки Лабы. Название состоит из двух основ: кощ // кощын «переходить», «кочевать», хьабл «аул», «квартал». «Кочующий аул». Аул много раз менял место расположения из-за частых наводнений реки Лабы. Раньше селение называлось Андзаурий «Андзауровых аул». В ауле сохранились названия кварталов: Андзаурий (принадлежащий Андзауру), К1убэш1ый (квартал Кубачиевых), Дэхъущэкъуай (околоток Дохушукуа), Трамкъуадж (аул Трамовых), Бэгъушъ (квартал Богусовых).
ГузерипльГъузэрыплъ. Фонетическиий состав топонима несколько видоизменен. Вероятно, первоначально он имел форму Гъозэрыплъ. Но вследствие дифтонгизации о (у+э) образовалась вторичная форма Гъузэрыплъ, которая закрепилась за географическим объектом.
О происхождении названия топонима существует ряд противоречивых высказываний. Некоторые утверждают, что в основу наименования топонима легко бытующее в адыгейском языке слово гъозэрыплъ «мушка»: Гъозэрыплъэр фыкъуагъэти шак1ор охъугъэ. «Из-за неисправности мушки охотник промахнулся».
Станица Даховская
Дахъо — станица (по-адыгейски Асрэтхьабл) расположена у подножья горы Гъуд в 9 км от Каменномостского. Основана в 1861 года.
В окрестностях Даховской много памятников археологии. В 1957-1958 годах А.Д. Формозов изучал пещерную стоянку в районе станицы, являющуюся первым палеолитическим пещерным памятником, обнаруженным на территории Закубанья.
Об этимологическом значении названия ст. Даховской существуют различные суждения. Например, некоторые исходят из слова «дахэ» красивый, что является ошибочным. Нам кажется, что это название образовано от родового имени Дахъо (Дахо).
Село ХамышкиХъымыщк1эй — расположено в 20 км к югу от станицы Даховской. Хамышки до 31 декабря 1920 года называли Село Алексеевское. Хъымыщк1эй состоит из двух основ: Хъымыщ — имя, к1эй «долина». «Долина Химиша». В окрестностях селения Хамышки имеются дольмены. В 4 км от него начинается территория Кавказского заповедника.
АссокалайАскъэлай — аул в Теучежском районе, расположен на реке Марта. Переселился на нынешнее место в 1850 году. Наименование аула состоит из собственного имени Аскъал и притяжательного африкса — ай, «Аул, принадлежащий Аскалу», т. е. «Аскалова аул». Сохранились кварталы «Емызэкъуай», «Арап икъуадж».
ЕгерухайЕджэрыкъуай — населенный пункт, расположен на левом берегу Лабы. Вторично основан в 1867 году переселенцами из долины реки Белой. Наименование происходит от собственного имени Еджэрыкъу и притяжательного аффикса- яй.
Гора ОштенОшъутен— гора на плато Лагонаки. Высота 2100 метров над уровнем моря. Об этимологии слова существуют противоположные мнения. Одно из них: «Там, где застревает град». Ошъу «град», тени «застревать».
Гора ФиштФыщтэ — гора в районе Лагонаки, переводится как «Белая голова». Фы «белый», щтын «замерзать».
Гора ЧугушЧ1ыгушъхь — самая высокая гора в Майкопском районе (3238 метров н. у. м.). Оттого, видимо, ее назвали Ч1ыгушъхь (русифицированное картографами «Чугуш»). «Вершина земли»: Ч1ыгу «земля», шъхьа «вершина».
Легенда о происхождении плато Лагонаки.
На эту тему сложено несколько легенд. Вот одна из них. У адыгейского князя Киша была дочка Накэ. Пастухом у князя служил молодой. Лаго, прекрасно играющий на свирели. Княжна и пастух полюбили друг друга. Узнав об этом, князь разгневался. Тогда влюбленные взяли в конюшне лошадей и бежали в горы. Они спешили, надеясь за ночь переправиться через Кавказский хребет к морю. Но не успели, стала настигать их погоня, посланная князем. Влюбленные остановились на краю страшного обрыва.
Дальше бежать некуда. Они знали, что Лаго ждет смерть, а Накэ - вечный позор. И поэтому решили умереть вместе. Первым бросился с обрыва Лаго, а следом и тело Накэ подхватили бурлящие воды горной реки. С тех пор место, где произошла эта трагедия, стали называть Лагонаки, соединив имена двух влюбленных в одно имя.
Легенда о могучих бойцах Фиште и ОштенеВ далекие времена напали на землю адыгов враги. И свободолюбивый народ решил биться за свою свободу до последнего воина. Первым повел в бой седовласых стариков могучий воин Фишт. Крепко бились ветераны. Фишт вел бой умело и твердо. Немало врагов уложили воины под  его предводительством своими клинками. Но неравны были силы. Погибли старики все до одного. Затем пала в бою дружина зрелых мужчин, который вел на врагов воин Оштен. В бой вступил юный внук Фишта Лаго. И его смертельно ранила стрела неприятеля. Верный конь принес его к дому невесты Наки. И молодая девушка, надев доспехи, повела юных джигитов в бой. Враг не выдержал последнего удара и отступил к морю. Имена героев Фишта и Оштена дали седовласым вершинам, а имена Лаго и Наки запечатлели в названии знаменитого горного плато.
Легенда о великане Руфабго и храбром юноше ХаджохеЕсли подняться вверх по течению ручья Руфабго, то можно увидеть большой камень, который перегораживает ручей. Камень называют Сердцем великана, об этом сложена такая легенда. В давние времена в этих местах жил страшный иныж (великан) Руфабго. Силы он был необыкновенной. Все окрестные земли принадлежали ему. Много лет властвовал над людьми этот жестокий великан.
Каждую осень он требовал жертвоприношений- самых красивых девушек. И юноши решили убить его, но не знали как. Тогда джигит Хаджох отправился к мудрецу Мезмаю. Старик сказал молодым: «Очень трудно убить Руфабго. Даже если вы сумеете расправиться с ним, он через несколько часов оживет. Для того,  чтобы этого не произошло, надо вырвать у него сердце и забросить далеко-далеко. Много лет я искал средство, которым можно убить злодея, но нашел лишь то, что может лишить его зрения». Сказав это, Мезмай дал Хаджоху маленький из кожи с волшебным порошком. Джигит вызвал великана на бой. И когда Руфабго кинулся на него с огромным мечом, Хаджох, определив направление ветра, высыпал содержимое мешочка. Ветер понес маленькое серое облачко к великану, оно запорошило ему глаза и он ослеп. Вихрем налетел на великана Хаджох и отрубил голову. Потом рассек мечом грудь и вырвал сердце. Огромным потоком хлынула черная кровь великана и понеслась к реке. Храбрый Хаджох бросил сердце Руфабго. Оно упало, преградив пути потоку крови. Земля расступилась, образовав глубокое и узкое ущелье, а сердце злого великана превратилось в огромный камень. И чтобы не забылось это событие, ручей назвали Руфабго, а камень - Сердцем великана.
Легенда о том, как и почему назвали горную реку Шхагуаше или Белой.
На высокой скале над рекой стоял замок князя Сюка. Когда его прекрасная дочь Шхагуаше стала невестой, князь созвал молодежь на состязание, чтобы самый ловкий стал мужем красавицы. Начались соревнования, в которых ловкость и расторопность показал молодой, но бедный пастух Абаго. В течение нескольких лет не отвечала дочь на вопросы отца о своем выборе. И, наконец сказала, что больше всех ей понравился пастух. Разгневался царь, приказав зашить дочь и пастуха в крепкий бурдюк, и скинуть с кручи в воду. Но бурная река спасла влюбленных и выбросила их на плес. В лесу нашли себе приют, изгнанные князем Абаго и Шхагуаше.
Шли годы, заболел старик Сюк. И знахари сказали, что спасти его может только оленье молоко. Князь разослал за ним гонцов во все концы. Но первым принесли ему кувшин с молоком, повязанный платком, который он подарил дочери. Так дочь не помня о жестокости отца, вернула ему здоровье. А благодарные горцы дали реке, которая спасла дочь князя и ее жениха, имя Шхагуаше, что в переводе означает «хозяйка, княгиня оленей». А этот вариант легенды запечатлел рассказ о другом происхождении названия реки. Поел одного из набегов из Грузии адыгейский князь Дахо, захватил в плен красавицу Бэллу. Она не согласилась стать его женой и мечтала только о мести за смерть отца и убийство родных. Хитростью ей удалось добыть кинжал. И только тогда ей удалось проникнуть в княжеские покои. На вопрос князя, согласна ли она стать его женой, ответила «да». Дахо в порыве радости попытался обнять девушку, но она выхватила из под складок платья кинжал и ударила его прямо в сердце. Убив своего похитителя, Бэлла вскочила на коня, стаявшего у крыльца, и помчалась к воротам. Она сумела ускакать из владений Дахо, но скоро погоня настигла ее на крутом обрыве реки. Бэлла вместе с конем бросилась в ее круговорот. С тех пор рекой Бэллы - Белой стали называть эту реку.
Список литературы:
Барашков В.Ф. Знакомы с детства названия: книга для внеклассного чтения.- М.: Просвещение, 1982г.
Поспелов Е.М. Топонимика в школьной географии./Пособие для учителя./ М., 1981 г.
Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика.- М.: Просвещение 1990г.
Суперанская А.В. Что такое топонимика?- М., 1984г.
Успенский Л. Имя дома твоего.- Л.: Детская литература, 1967г.
Намитокова Р.Ю. В мире имен собственных. М., 1993г.