Доклад Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности


Дружбинская средняя школа
Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности
Конкурсная работа
Платошин В.П. – учитель технологии.

п. Дружба
г. Костанай
Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной деятельности
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме.
В.А. Сухомлинский
В ходе своей педагогической деятельности на уроках технологии я столкнулся с проблемами:
отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания в своей жизни);
испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине);
Целью моей педагогической деятельности является: Формирование самообразовательной и творческой деятельности учащихся на уроках технологии.
Обобщая свой педагогический опыт по данной теме, я ставил перед собой следующие задачи:
представить педагогические технологии, применяемые в данной системе;
описать методы и приемы, используемые в обучении технологии.
Идея непрерывного образования предполагает развитие потребности в дальнейшем самообразовании, самосовершенствовании. Образовательная область «Технология», на мой взгляд, обладает большими возможностями для этого.
Успех в обучении, в том числе и технологии как предмета, в значительной степени зависит от умения учащихся работать самостоятельно
Введение
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их в самостоятельной трудовой жизни.
Всё это предполагает:
I. Формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
Для этого учащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использовать средства и пути преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Реализация главной цели трудового обучения в школе, предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными методами, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения учащихся. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технологические задачи.
Задача и цели проектного обучения
Задача проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Проектная деятельность позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом при работе с инструментами и материалами, конструкциями, технологическими системами. У учащихся должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).
Использование проектных технологий, позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Из истории
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом - идеалистом Джоном Дьюи (1859-1952гг), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Джон Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… ”Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления”.
Метод проектов привлек внимание и педагогов Российской империи еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ от 05.09.1931 г. «О начальной и средней школе» организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Джона Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов в системе отечественного школьного образования возродился в начале 90-х годов прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени он применялся в процессе обучения учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». В системе школьного образования была принята определенная типология проектов, классифицируемых Е.С. Полат по доминирующей деятельности учащихся:
практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты, определяющий результат проектной деятельности;
решение социально-значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и т.д.).
С введением в 1993 году в базисный учебный план образовательной области «Технология» метод проектов вошел в ее состав, в форме самостоятельного раздела «Основы проектирования».
Классификация учебных проектов по Коллингсу Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.
Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на каком либо инструменте).
Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство домика для птиц и т.п.
Что мы понимаем под методом проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется "осязаемыми".
Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение. Если практическая - конкретный результат готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Основные требования к использованию проектных технологий
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
6. Общие подходы к структурированию проектов:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, интернете, пр.).
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Классификация учебных проектов
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны, производства);
исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
ролевой проект - литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
* тематическим областям;
* масштабам деятельности;
* срокам реализации;
* количеству исполнителей;
* важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
* в определенной степени неповторимы и уникальны;* направлены на достижение конкретных целей;
* ограничены во времени;
* предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Планирование работы учителем
Проводя анализ образовательных программ по предмету «Технология» я пришел к выводу, что для активации познавательной деятельности учащихся метод проектов можно использовать не только при изучении раздела «Проект», но и при изучении других разделов предмета, начиная с курса 5-го класса и развивая его в последующих годах обучения.
Изучая раздел 5-го класса «Технология ручной и механической обработки металла» я составляю с учащимися таблицу, в которую вписываем основные технологические приемы обработки металла.
В результате этой работы мы получаем технологическую карту проекта «Свисток». При выполнении всей работы учащиеся получают навыки планирования, оформления проектной работы и готовый проект.
Данное изделие может служить игрушкой, подарком для младших братьев и сестер, а так же опытом создания первого музыкального инструмента. Кроме этого дети знакомятся с теорией получения звука.
Изделие ТЛМ «Свисток»
Технологическая карта
№ Действия Рисунок Инструмент
1 Графическое изображение детали из тонколистового металла (ТЛМ). Нанесение размера на чертеж. Карандаш (чертилка), линейка
2 Разметка детали из тонколистового металла (ТЛМ).
Нанесение линий разреза и сгиба. Карандаш, линейка
3 Резка металла (деталь №1, №2).
Деталь №1 до первой вертикальной линии с лево на право Ножницы
4 Правка и гибка тонколистового металла (ТЛМ) с использованием правки. Тески, молоток, правки (цилиндрическая, плоская)
5 Сборка готового изделия из тонколистового металла (ТЛМ). Соединение осуществляется при помощи загиба металла по направлению стрелок.
Тески, молоток, правка (плоская)

Изучая раздел 5-го класса «Технология ручной и механической обработки древесины» я преследую творческий, максимально свободный авторский подход в решении проблемы проекта. При одном и том же задании проекта, получить индивидуальное изделие. При этом используя знания предмета «Биология» о внешних особенностях породы, изготовить проект «Собака». Работа над проектом проходит во время изучения технологий обработки древесины.

«Терьер» «Боксер»


«Такса»
В разделе «Технология художественной обработки материалов с элементами ДПИ» я предлагаю изготовить настольное панно «Натюрморт». В данной работе учащиеся получают навыки работы ножом, полное представление рельефной резьбе, представление о трех мерном изображении предмета на плоскости.

Оканчивается курс самостоятельным выбором итогового проекта. Что позволяет учащимся структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), применив свой опыт.
Изучая раздел «Электротехника и основы электроники» в 5-9 классах я предлагаю учащимся выполнять проекты в виртуальных компьютерных программах типа «Начало Электроники» http://go.mail.ru/search, «Edison», а также при помощи набора по электротехники.
Например: Рассматривая тематику 5-го класса по данному разделу, начать можно с первого урока. При знакомстве с рабочим столом виртуальных компьютерных программах можно изучать азбуку электротехники и основ электроники. Изучая рабочий стол программы, учащиеся самостоятельно получат знания об условных обозначениях элементов на электрических схемах. Рассматривая лабораторные работы, дети учатся читать схемы. Знакомясь с панелью деталей, могут составлять простейшие электрические схемы (карманный фонарик, настольная лампа, электрическая плитка и т. д.).
Для учащихся 6-х классов измерительные приборы, устройство и работа электрического двигателя, гальванические источники питания и способы их соединения.
В 7-ом классе ремонт электрических цепей, измерение параметров электрических цепей.
8-ые классы на базе предыдущих знаний изучат работу и способы использования цифровых мультиметров, наличие которых в школа проблематично.
Программу «Edison» лучше всего использовать для изучения раздела «Электротехника и основы электроники» в 8-11-х классах.
Работу в такой последовательности я провожу на протяжении 5-6 лет, что позволило мене отработать комплекс проектных работ для учащихся 5-9-х классов. Предлагаю познакомиться с галерей работ.
6-й класс «Технология ручной и механической обработки древесины».

«Свисток из древесины»
34442403213735
7-й класс. Детская игрушка свисток «Птица»

8-й класс. Сувенир «Тюльпан»

9-й класс. Настенное панно свисток «Попугай»
«Технология художественной обработки материалов с элементами ДПИ»:
6-й класс.

Кулон «Собака»

38061901861185Варианты использования знаний предмета «Биология», а так же создание неповторимого проекта.
7-й класс.



Ваза ручного и токарного исполнения и варианты форм.
291465228600 8-й класс. Плоскорельефное панно «Сова».
leftbottom
Скульптура из древесины «Конь».
Для учащихся 9-11-х классов.

Группа скульптур «Семейный ансамбль». Работа преподавателя.
Выводы
К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:
развитие способности к активной практической деятельности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником;
совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.
Создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способными учениками.
Поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью.
Использование проектных технологий на уроках технического труда - методы обучения, представляющие собой реально существующие проблемные ситуации, выбираемые самими учащимися. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленные проблемы привлекательны по формулировке и стимулируют повышение мотивации к проектной деятельности. Используя в обучении эти методы, учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Кардинальное отличие проектных технологий от классических методов заключается в том, что, на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель выступает в роли консультанта).
Самостоятельность - важнейший фактор формирования у учащихся жизненных компетенций. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
2. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. Пособие для учителей - Минск, 2003.
3. Карачев А.А. Метод проектов и развитие творчества учащихся/ Школа и пр-во, 1997 № 2 с. 10.
4. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности// Школьные технологии.2002 №2.
5, Рихвк Э.В. Мастерим из древесины (Книга для учащихся 5-8 классов средней школы).