Календарно-тематическое планирование уроков литературы Восточной Сибири (6 класс)


Пояснительная записка
Рабочая программа «Литература Восточной Сибири»» для учащихся 6А,6В,6Г классов разработана на основе программы спецкурса «Литература Восточной Сибири» в соответствии с методическими рекомендациями О. Н. Шахеровой, заведующей кафедрой русского языка и литературы ИПКРО г. Иркутска: ВостСибкнига, 2007.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ». Сост. О.Н.Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2010., программы учебного курса и методических рекомендаций для учителя- Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири: Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007.
Цель и задачи
Программа спецкурса ориентирована на региональный компонент литературного образования, направлена на изучение творчества писателей-сибиряков и призвана обеспечить усвоение основных принципов литературно-художественного развития родного края на значительном историческом отрезке времени: от фольклора народностей, проживающих в Приангарье, до произведений современных писателей.
Задачами литературного образования при изучении курса «Литература Восточной Сибири» являются:
- формирование представлений об истории и культуре родного края;
- формирование знаний учащихся о единстве историко-литературного процесса России, включающего в себя развитие региональных литератур;
- формирование эстетического вкуса;
- формирование нравственных идеалов;
- формирование патриотизма на основе представлений о литературе и культуре родного края;
- воспитание культуры чтения;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
В авторскую программу изменения не вносились
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы Восточной Сибири учащиеся 6 класса должны
знать:
содержание литературных произведений родного края;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов местных авторов;
основные факты жизненного и творческого пути писателей Восточной Сибири;
тематику фольклорных произведений разных жанров и литературных произведений, главных персонажей произведений, мотивы их поступков;
определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
характерные особенности фольклора и литературы как вида искусства;
уметь:
владеть техникой грамотного и осмысленного чтения;
владеть умениями выразительного чтения;
воспринимать художественное произведение как сюжетно-композиционное единство в его причинно-следственных связях;
видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
определять жанрово-родовую природу произведения как воплощение историко-культурного развития искусства слова;
видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
грамотно строить монологические высказывания, владеть культурой диалогической речи;
выполнять письменные работы творческого характера.
При организации контроля используются такие формы:
комплексный анализ текста;
развернутый ответ на поставленный вопрос;
устные и письменные творческие работы;
ИКТ-контроль;
дидактические игры;
проблемные задания;
практические работы.
Тематическое планирование учебного материала:
Эпос народов Восточной Сибири 4 часа
Древнерусская литература Сибири 5 часов
Произведения сибирских писателей ХIХ века 7 часов
Произведения сибирских писателей и поэтов 20 века 18 часов
Итого 34 часа
Тематическое планирование учебного материала (34 ч.)
Учебно-тематический план Содержание курса, задачи разделов
Раздел Часы Краеведческий компонент раздела Литературоведческий компонент раздела
Эпос народов Восточной Сибири 4 Привлечь внимание к мифологическим сказаниям народов Восточной Сибири, показать способы понимания мира, мироощущение, восприятие окружающего мира разными народами Восточной Сибири в древности. Сформировать представление о том, что мифотворчество рассматривается наукой как важнейшее явление в культурной истории всего человечества. В разделе «Эпос народов Восточной Сибири» представлены бурятский и якутский героический эпос. Выбор произведений обусловлен не только тем, что мифы народов мира включают все программы для 6 класса, но и открывающейся возможностью показать учащимся общность и единство всех народов, населяющих Сибирь, и всего мира, проявленных в законах мифа.
Древнерусская литература Сибири 5 Привлечь внимание к сибирскому летописанию, к годовым летописям Иркутска. Показать особенности мышления человека 17 века, особенности речи летописца, значимость его работы для истории. В разделе «Древнерусская литература Сибири» представлены не только летописи, но и баллада К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака», созданная на материалах сибирской летописи. Важно обратить внимание учеников на разные способы изображения одного и того же события: объективированного в летописи и образно-эмоционального в балладе.
Произведения сибирских писателей 19 века 7, из них: Привлечь внимание к произведениям сибирских авторов 19 века. Дать представление о жизни и творчестве декабристов в Восточной Сибири, о быте и нравах сибиряков, живших в 19 столетии. Показать состояние политических ссыльных, отразившееся в стихах декабристов, образ жизни ссыльных дворян, описанный в фрагменте мемуаров Н.А. Белоголового. Освоить тексты в единстве формы и содержания; развить эмоциональное восприятие художественных произведений, образное и аналитическое мышление, творческое воображение; овладеть умением выразительного чтения стихотворений; начальными умениями анализа поэтического произведения с привлечением знакомых литературоведческих понятий (лирический герой, ритм, рифма, художественное время и пространство, композиция), усвоить понятие «документальный очерк».
Н. Белоголовый «Воспоминания Сибиряка»
2 В. Михеев «Учитель»
1 Д. Давыдов «Думы беглеца на Байкале»
2 Стихи периода ссылки декабристов 2 Произведения сибирских писателей и поэтов 20 века 17, из них: Привлечь внимание к произведениям сибирских авторов 20 века. Дать представление о творчестве поэтов-иркутян, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, познакомить учащихся с произведениями для детей известных российских литераторов, чья жизнь связана с Иркутском. Утвердить в сознании учеников мысль о связи творчества писателей с родной сибирской местностью, конкретным городом, память о которых отражена в их произведениях, и, таким образом, помочь детям сформировать собственную эмоциональную память о родных местах. Создать условия для рефлексии, диалогического соотношения в сознании школьника предшествующего эстетического опыта с опытом настоящего, приобретённым в процессе чтения художественного произведения. Освоить тексты в единстве формы и содержания; развить эмоциональное восприятие художественных произведений, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, опыт рефлексии по поводу единства жизни отдельного человека в индивидуальном времени и пространстве и всех людей в родном мире; овладеть умением выразительного чтения стихотворений; закрепить умения анализа поэтического произведения, привлекая знакомые литературоведческие понятия (лирический герой, ритм, рифма, художественное время и пространство, композиция, название произведения), усвоить понятие баллада на краеведческом материале.
Д. Алтаузен. Баллады
1 М. Рыбаков. Стихи
1 И. Уткин. Стихи
1 В. Распутин. «На реке Ангаре»
3 Д. Сергеев. «Рекостав»
3 А. Зверев. «Ласточки»
3 М. Сергеев. Стихи
1 С. Иоффе. Стихи 1 А. Румянцев. Стихи 1 А. Кобенков. Стихи. 1 А. Горбунов. Стихи 1 Итоговое занятие 1 Календарно-тематическое планирование
№ Наименование разделов и тем Всего часов Дата проведения Коррекция Формирование информационной компетенции Виды учебной деятельности (на уровне УУД)
Эпос народов Восточной Сибири (4 часа)
1 Эпос народов Восточной Сибири. 1 07.09 Сообщение об образе жизни народов Восточной Сибири. Работа со статьей учебника
2 Бурятский героический эпос «ГЭСЭР». 1 14.09 Сообщение о подвигах Гэсэра. Составление характеристики главного героя
3 Якутский героический эпос «Олонхо». 1 21.09 Презентация Исследовательская работа
4 Урок-обобщение темы «Эпос народов Восточной Сибири». 1 28.09 Беседа об особенностях мифологического сознания народов Восточной Сибири.
Древнерусская литература Сибири (5 часов)
5 Сибирская летопись. «О приходе Ермака в Сибирь». 1 03.10 Работа с фрагментами текста Создание устного высказывания о прочитанном произведении.
6 Сибирская летопись. «Об убийстве Ермака и других казаков царём Кучумом». 1 10.10 Работа со статьей Д.С. Лихачева Устное сочинение-рассказ по картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
7 Баллада К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака». 1 17.10 Работа с иллюстративным материалом Исследовательская работа.
8 Иркутское летописание. 1 24.10 Знакомство с летописями, изданными в Иркутске. Ответ на проблемный вопрос
9 «Иркутская летопись». Фрагменты. 1 07.11 Просмотр видеофильма. Сочинение-рассказ на основе исторического факта, взятого из Иркутской летописи.
Произведения сибирских писателей ХIХ века (7 часов)
10 Декабристы и их роль в развитии культуры в Восточной Сибири и Иркутске. 1 14.11 Презентация «Быт и нравы сибиряков, живших в 19 в.» 11 Н. Белоголовый. «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет». 1 21.11 Работа с мемуарами Н.А. Белоголового. Подбор иллюстраций к документальному очерку. Проектная работа (групповая): «Заочная экскурсия «Иркутск исторический»
12 В. Михеев «Учитель». 1 28.11 Презентация о жизни сибирской интеллигенции( по воспоминаниям В.Михеева) Составление цитатного плана-характеристики главного героя.
13 Д. Давыдов. Стихотворение «Думы беглеца на Байкале». 1 05.12 Народные песни о Байкале Работа в группах. Сопоставление стихотворения и народной песни.
14 Д. Давыдов. Стихотворение «Думы беглеца на Байкале». 1 12.12 15 Стихи декабристов периода ссылки. 1 19.12 Знакомство с биографиями поэтов-декабристов. Исследовательская работа.
16 Стихи декабристов периода ссылки. 1 26.12 Презентация «Вильгельм Кюхельбекер» Произведения сибирских писателей и поэтов ХХ века (17 часов)
17 Стихи иркутских поэтов-фронтовиков.
Д. Алтаузен. Баллады. 1 09.01 Сообщение о поэтах-иркутянах, погибших на ВОВ. Выразительное чтение наизусть.
18 М. Рыбаков. Стихи. 1 16.01 Выразительное чтение наизусть.
19 И. Уткин. Стихи. 1 23.01 Выразительное чтение наизусть.
20 В. Распутин. «На реке Ангаре». 1 30.01 Презентация «Валентин Распутин» Пересказ фрагмента.
21 В. Распутин. «На реке Ангаре». 1 06.02 Устное иллюстрирование.
22 В. Распутин. «На реке Ангаре». Экологичность рассказа. 1 13.02 Исследовательская работа.
23 Д.Г. Сергеев. «За стенами острога». Фрагмент «Рекостав». 1 20.02 Просмотр фрагментов видеофильма. Беседа по содержанию
24 Д.Г. Сергеев. Фрагмент повести «За стенами острога». «Рекостав». 1 27.02 Составление плана дальнейшего развития сюжета. Сопоставление своего варианта с авторским текстом.
25 А. Зверев. «Ласточки». Герои рассказа, их отношение к природе. 1 06.03 Подготовка информационной справки об авторе. 26 А. Зверев. «Ласточки».
«Взросление» героя. 1 13.03 Сочинение-рассказ о лете в деревне с точки зрения внука Якимовых Гриши или от имени ласточки-мамы (на выбор).
27 Лирика иркутских поэтов о сибирской природе. 1 20.03 Работа со сборником стихотворений, принадлежащих перу сибирских поэтов, объединённых одной темой. Написание вступительной статьи к сборнику с объяснением своего интереса к пейзажной лирике. Дать название сборнику и статье.
28 М. Сергеев. Стихи. 1 03.04 29 С. Иоффе. Стихи. 1 10.04 Сочинение-рассказ о том, когда удалось увидеть привычное «новым» взглядом.
30 А. Румянцев. Стихи. 1 17.04 31 А. Кобенков. Стихи. 1 24.04 32. А. Горбунов. Стихи. 1 08.05 33 Урок-концерт «Лирика иркутских поэтов». 1 15.05 Составление программы концерта из стихотворений и песен на стихи иркутских поэтов о природе.
34 Итоговое занятие. 1 22.05 Мини-сочинение «Открытие литературы Восточной Сибири».