Конспект НОД Как растёт хлеб старшая группв


Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Как хлеб растёт»
 
Цель: формирование представлений детей о процессе выращивания хлеба.
Задачи:
1. Способствовать формированию представление детей о развитии растений в разных условиях через эксперимент.
2. Побуждать детей определять свойства зерна и муки при помощи исследовательской деятельности.
3. Способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу и людям, вырастившим хлеб.
Способы: беседа о том, как выращивают хлеб; загадка про хлеб; эксперимент «высаживание зерен пшеницы в три вида грунта (почва, песок, камни); исследование «свойства муки».Средства: три емкости с землей, песком, камушками; замоченные зерна пшеницы; лейка с водой; тарелочки с мукой и зерном пшеницы; иллюстрации к теме.
 
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня я принесла вам дорогой и очень интересный подарок. Хотите узнать, что это? Тогда отгадайте загадку:
Есть такие слова:
«Он всему голова.
Хрустящей корочкой одетМягкий черный, белый …(хлеб).
Дети: - Хлеб.
Воспитатель: - Да, правильно, это хлеб (воспитатель выносит поднос с белым и черным хлебом). Сегодня мы поговорим о хлебе. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Послушайте стихотворение про хлеб:
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам – умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
(С. Мельников.)
Воспитатель: - Ребята, а кто знает, как хлеб попадает к нам на стол?
Дети: - Из магазина.
Воспитатель: - В магазине продается много хлебобулочных изделий. Назовите их.
Дети: - Белый хлеб, черный хлеб, булки, пирожки, ватрушки, пирожные, сухари, сушки, печенье.Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает, из чего делают хлеб?
Дети: - Из муки пекут.
Воспитатель: - А муку из чего делают?
Дети: - Из зерен.
Воспитатель: - Правильно, из зерен. Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.
Воспитатель: - Ребята, хотите ли вы сами вырастить злаки? Давайте представим, что мы ученые. Проведем эксперимент: посадим зерна пшеницы в баночку с землей, с песком и в баночку с камушками. А что надо делать, чтобы зерна проросли?
Дети: - Поливать.
Воспитатель: - Правильно, поливать и поставить баночки на окно, чтобы солнце прогревало землю. Будем наблюдать, в какой баночке быстрее прорастут зерна (дети под руководством воспитателя высаживают замоченные зерна пшеницы, поливают).
Воспитатель: - Весной в поле появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка.
Зерно в землю упадет (движения рук вправо-влево перед собой)
И росточком прорастет (поднимаемся, руки сложены перед грудью)
Солнце будет его жарить, (руки вверх, разводим в стороны)
Дождь сто раз его польет (волнообразные движения рук сверху вниз).
А потом под снегом мерзнуть (обхватить себя руками, преступать с ногина ногу)
И под ветром устоять. (наклоны влево – вправо, отрывая ноги о пола)
Очень трудно хлеб дается (погрозить пальцем обеих рук по очереди)
Должен ты об этом знать (дотронуться рукой до головы).
Воспитатель: - Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. На поле выезжают комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: - Комбайнер.
Воспитатель: - Комбайн собирает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна высыпаются в грузовые машины, которые везут зерно на элеваторы. Элеватор – это специальное сооружение для хранения зерна, там оно может храниться много лет. Перед вами лежат зерна пшеницы. Осмотрите их, потрогайте. Какие они?
Дети: - Зерна твердые.
Воспитатель: - Что надо сделать с зерном, чтобы получить из него муку?
Дети: - Измельчить.
Воспитатель: - Правильно. Зерно везут на мельницу, и там зерно превращается в муку. А потом мука попадает в магазин, в пекарни, на хлебозавод.
Посмотрите, перед вами лежит мука в тарелочках. Какая она по цвету?
Дети: - Белая.
Воспитатель: - Потрогайте ее, какая она?
Дети: - Мягкая, пушистая, легкая.
Воспитатель: - Попробуйте пересыпать ее из одной руки в другую. Легко мука пересыпается? Какая она?
Дети: - Рассыпчатая.
Воспитатель: - Вот из такой муки и делают хлеб. А что еще нужно добавить в тесто, чтобы получился хлеб?
Дети: - Воду, соль, сахар, масло, яйца.
Воспитатель: - А еще в тесто обязательно добавляют дрожжи, чтобы хлеб был мягкий, пышный, вкусный.
Воспитатель: - Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу?
Дети: - Руки агронома, тракториста, комбайнера, грузчика, водителя, мельника, пекаря.
Воспитатель: - Одним словом это хлеборобы. Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб?
Дети: - Комбайны, грузовики, трактора.
Воспитатель: - Ребята, наше занятие подходит к концу, о чем мы сегодня говорили?
Дети: - Про хлеб.
Воспитатель: - Как надо относиться к хлебу?
Дети: - Бережно.
- Доедать хлеб до конца.
- Не выбрасывать хлеб.
Воспитатель: - Да, все правильно. Хлеб надо беречь, уважать труд тех людей, которые его выращивают и пекут. Хлеб – это главное богатство нашей страны.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.