Открытый урок Артикуляция и вокальное слово



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития детей и творчества города Крымска муниципального образования Крымский район
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦРТДЮ Булатова З.А
Место проведения база Д. сад№ 35
Время проведения 17 ноября 2015 год
Возраст обучающихся 6 - 8 лет
Первый год обучения

Тема открытого урока: "Артикуляция и вокальное слово"                                                                                       
 Игровое открытое занятие по вокалу для детей младшего школьного и дошкольного возраста                                       
Цель занятия: активизация артикуляционного аппарата ребенка по средствам отработки правильного произношения слова, во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Обучающие:
1.Обучать правильному певческому дыханию;
2.Обучать передавать мелодию, чисто интонировать;
Развивающие:
Развивать дикционные и артикуляционные способности и навыки;
Развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности;
Воспитательные:
1. Способствовать формированию культуры пения у воспитанников;
2.Способствовать формированию интереса к индивидуальным вокальным формам, сольному пению, концертным выступлениям, творческому самовыражению;
3.Способствовать возникновению интереса к выполняемым ребенком упражнениям.
  Вид занятия: комбинированное занятие: демонстрация дыхательных, дикционных и вокальных упражнений, отработка ранее изученного произведения.
Оборудование:
Синтезатор
Ноутбук
Зеркало
Микрофон
Фонограммы
Возраст учащихся: 6-8 лет
Продолжительность занятия: 40 минут.
Форма занятия: групповое
Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, технологии развивающего обучения.
Подготовительный этап 10 - 15 минут
Задачи:
1. Создать благоприятную, творческую атмосферу. 2.Познакомить с темой занятия. 3.Настроить на восприятие материала. 4.Подготовить голосовой аппарат к пению.
Педагог: Здравствуйте, ребята !
На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных  и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни. Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является;
«Артикуляция и вокальное слово».
Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. 
Но прежде чем, мы  приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.
Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.
Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом к друг другу, а теперь представим, что наша  правая рука - это змея.  Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи,  и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок.  Теперь сыграем в эту игру еще раз. (Дети выполняют задание)
Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике:
Ребята, приглашаю всех к зеркалу,  и мы с вами сейчас отправимся  в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами   рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! (Дети выполняют задание)
Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка  открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.
Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях.
Скороговорки:
«Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.
(Дети рассказывают скороговорку)
 Ехал Грека через реку,
 Видит Грека в реке рак
 Сунул руку Грека в реку
 Рак за руку Грека цап.
 И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую скороговорку;
Кукушка кукушонку
Кукушка кукушонку
Купила капюшон,
Как в капюшоне
Он смешон
(Дети дружно проговаривают скороговорки)
Игра с мячом;
(Берем маленький теннисный мячик)
А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и  встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну  строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку.  (Дети выполняют задание.
Основной этап - 20 минут;
Задачи:
1.Разогреть голосовой аппарат
2. Работа над произведением
3.Добиваться чистоты интонации
4. Добиваться четкости произношения звуков
5.Создать художественный образ исполняемого произведения
Ну а сейчас мы с вами переходим к самой необходимой части нашего урока, это -
"Распевание"
Наш голосовой аппарат, он как музыкальный инструмент требует правильной настройки и, конечно, нам нужно его с вами  разогреть. Делаем первое упражнение «Пароход», с закрытым ротиком на звук «ммм» удерживаем одну нотку, представляем, что наш воздух, это как пар из трубы парохода, очень активно выходит из носика.(Дети выполняют задание)
Молодцы!
Следующее  упражнение ; «Машина». На звук «брру» двигаемся по основным ступеням тональности вверх и вниз, звук у нас всегда точный и непрерывный.  Дальше мы с вами будем рычать как тигры, на звук «ррр» двигаемся по трем главным ступеням тональности сверху вниз. Умнички!
Ну а теперь споем песенку про «Шесть мышат». Двигаясь по ноткам (в до-мажоре: до- ми -соль –соль- ля- соль -ми -до) пропеваем «Шесть мышат в камыше шуршат» следим за точностью произношения звуков, и за чистотой интонирования.
Отлично, ребята! Теперь переходим к исполнению нашей песни «Кенгуру».
Сначала мы исполним эту песенку с закрытым ротиком на звук «ммм», внимательно следим за движение мелодии, пропеваем все нотки. (Дети поют песню с закрытым ртом).
Хорошо, а теперь поем эту песню, проговаривая все буквы очень четко, так, что бы наши зрители не пропустили ни одного слова в тексте песни и поняли о чем вы поете, ну конечно, мы тоже внимательно следим за мелодией! (Дети исполняют песню)
1.Всё перемешалось в доме нашем, Попугая кормим манной кашей, Прибежал с утра ко мне щенок, И украл по-дружески носок. Брат на птичий рынок побежал И принес огромного ежа, Но недолго думал старый кот И пощекотал ежу живот. Припев: Кенгуру, точка, ру "Мышку" в руки я беру,
Хомячок в карман залез, Я испытываю стресс.
Захожу в Интернет Шлю в Австралию привет: "Дорогая Кенгуру! Жди! Приеду! Точка, ру!"
Заключительный этап - 5 минут
Задача:
Закрепить у ребенка мотивацию и потребность в творческой деятельности
Подведение итогов:
Поощрение, краткий анализ занятия.
Педагог: Подведем итоги нашего сегодняшнего урока. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием, над звуковеденим в целом. А чтобы наш труд не прошел даром, дома перед зеркалом выразительно проговаривайте стихотворный текст песни, что поможет вам при пении добиваться выразительного звука
А теперь закрепим пройденный материал;
1.Что означает слово"Артикуляция"?
2.Чем нужно заняться дома, чтобы научиться правильно проговаривать слова?
3.Где мы сегодня побывали когда играли с произношением слов?
4.Слова какой песенки вам нужно вспомнить дома?(Дети отвечают)
Ребята, вы большие молодцы! Увидимся на следующем занятии! До свидания!
Литература для педагога:
Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва 2004г.
Бараш А. Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва, 2008г.
Е. Ю. Белобородова, «Рок-вокалист»
Г.Н. Стулова, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», 1992г.
М.Егорычева, «Упражнения для развития вокальной техники», 1980г.
О. В. Далецкий, « Школа пения. Из опыта педагога», 2007г.