Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности Шахматы Матование одинокого короля (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 37»
города Ульяновска Ульяновской области


Конспект
занятия по курсу внеурочной деятельности «Шахматы»

«Матование одинокого короля»


подготовила
учитель начальных классов
Неткасова Ирина Анатольевна


Ульяновск
2017

Тема: Матование одинокого короля.
Дата: 1. 02. 2017.
Цели занятия:
Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления, речи;
Побудить интерес к игре в шахматы;
Помочь осознать важность шахмат в развитии личностных качеств учеников.
Задачи занятия:
1. Повторить терминологию шахмат;
2. Повторить короткие партии;
3. Дать представление об одиноком короле;
4. Ознакомить с наиболее распространёнными способами матования одинокого короля;
5. Учить продумывать действия на несколько ходов вперёд.
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что такое «шах», «мат», «пат», «одинокий король», «линейный мат».
Метапредметные: оценивать позицию, рассуждать, работать в парах, дополнять и исправлять ответы одноклассников.
Оборудование: учебник «Шахматы» (Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996), демонстративная шахматная доска, 8 партий, раздаточный материал (шахматные задачи), карточки, аудиозапись Моцарт «Вальс», стихотворение «Мат в 3 хода» (Неткасова И. А).

План мастер-класса.
1. Орг. момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний – 5 мин.
3. Слово о великих шахматистах – 3 мин.
4. Определение целей и темы занятия – 2 мин.
5. Практическая работа – 10 мин.
6. Рефлексия – 3 мин.
7. Итог занятия – 2 мин.
Литература:
1. Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей-СПб.: ИД «Литера»,2005.
2. Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.
3. Панченко А. Н. Теория и практика шахматных окончаний. – Йошкар-Ола, 1997. – 400 с.
Интернет-ресурсы:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Шахматы с друзьями
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Chess life



Ход занятия

Название этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания

1
Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте ребята! Говорят, что шахматы – это скучно. А другие, что шахматы – это игра, спорт и искусство. Мы не будем спорить

Приветствие. Проверка готовности к занятию.
Партии, конверты с заданиями, сигнальные карточки. На полу большая шахматная доска.

2
Актуализация знаний
Внимание! Встречаем!











И вот они замерли.
Где-то здесь мат.
«Белым!»- так черные говорят.



И хода три...
Близится мат
"Черным!"- так белые
Говорят...






Король отошел на ф5...
Два ферзя
Видят: помочь
Ниоткуда нельзя...



В позиции разной бывает король.
Зависит от вас трус он, или герой.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Я верю во многое. Пусть говорят,
Что я из числа фантазеров-ребят.
Когда меня нет, фигуры мои
Танцуют легко: короли и ферзи,
Кружатся пешки... прекрасен вальсок.
Кони гарцуют, слоны на прискок!..
Но стоит поближе мне подойти, -
И с клеток уже без команд не сойти.

И вот они замерли.
Где-то здесь мат.
«Белым!»- так черные говорят.

«У тебя два ферзя,
Но какой в этом толк,
Если ходить
Моим пришел срок?»


"Черным!"- так белые
Говорят...

Сдается мой ферзь
Пешке. Н6!
«Шах! Вы его обязаны есть».

«Мой друг, остаетесь вы без ферзя!»

«Ладья, шах! Ф6!
Отступать нам нельзя!»


«Ладья, на Н6.
Вам мат, господин!
В поле все войско,
Но здесь Вы один...»
Звучит вальс. «Фигуры» танцуют на доске.






Встают на заданные места, создавая позицию.


Фигуры передвигаются по сценарию.

Речь «чёрных». Хором, подняв руку вверх.

Король разводит руки в стороны, пожимает плечами.



Речь «белых», подняв руку вверх.


Король отдаёт команды. Обращения к королю-сопернику.




Чёрные ферзи переглядываются, пожимают плечами.


Обращение белого короля к чёрному.


Короли пожимают руки. Все расходятся.

3
Слово о великих шахматистах
Знаете ли вы этих людей?
(по портретам над доской).

Сразу ли они стали чемпионами?
И вот какие партии получались у них в самом начале.


Ответы детей.

Нет. Сначала учились играть.

Показывают короткие партии.
Дают названия.

Портреты и титулы над демонстрационной доской.
В. Стейниц, А. Алехин, М. Карлсен, С. Карякин
Вывешиваю карточки с позицией и названием мата на доску.

4
Определение темы и целей занятия
Но часто король новичка остаётся один, без своих солдат. Как мы его назовём? Какой это король?
Какая цель занятия?
Что нужно помнить?
Это одинокий король.
Научиться матовать одинокого короля.
Нельзя подпускать короля к фигурам, не допустить пат. Нельзя есть короля!
Показ позиции на демонстрационной доске.
Ладья и ферзь по горизонталям и вертикалям «отбирают» поле у короля и ставят мат.

5
Практическая работа
Как обычно на шахматах, вы будете работать в парах. Покажите готовность пар к работе.
Вспомним правила работы в паре.
Перед вами листы самооценки. Если вы справились с заданием, ставите «+».
Называют правила работы в паре.
Решают задачки. Показ ответа у демонстрационной доски.

6
Рефлексия.
А сейчас поиграем. За каждый верный ответ ставим себе «+».
Читаю утверждения.

Кто оценивает свою работу на отлично, поднимите зелёную карточку.
Кто работал хорошо, но мог сильнее, поднимите жёлтую карточку.
Кто считает, что работал слабо, поднимите красную карточку.
Сигнальные карточки. Верный ответ



Объясняют причину своих результатов (успехов и неудач).
Игра «Верю - не верю».


Сдаем листы самооценки.


«Лесенка достижений»
Подсчитываю число карточек, пишу число, располагаю его над ступеньками.

7
Итоги занятия.
Скажите, какая фигура самая важная в партии: король, ферзь или игрок?
Верно! Всё зависит только от нас самих.
На этом мастер-класс окончен!

Игрок, потому что от него зависит ход партии.
Благодарим гостей.


15