Современный урок в свете реализации ФГОС


Современный урок в свете внедрения и реализации ФГОС
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы
украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия;
•самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
•  отличаться мобильностью;
•  быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ подход
У учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.
Т.е., это развитие личности обучающегося на основе овладения им универсальными способами деятельности
Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).
Современный (по Ожегову)
- Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-чем-нибудь.
- Относящийся ко времени существования того, о ком-чем идет речь (книжн.).
- Относящийся к настоящему времени, к текущему моменту, к настоящей эпохе, теперешний.
- Стоящий на уровне своего века, не отсталый, отвечающий материальным потребностям, общественным, культурным запросам настоящего времени. 
Требования к современному уроку
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи.
Изменяется традиционная модель взаимодействия в процессе обучения
Функции учителя:
Организовывать деятельность учащихся на уроке средствами УМК;
- помогать ученикам получать новую информацию;
- исправлять неправильную информацию;
-организовывать процесс групповой работы;
-демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений;
-обеспечивать обратную связь, создавать и поддерживать положительный психологический климат в группе.
Основные характеристики современного урока с позиции ученика
Возможность каждого ученика высказывать свою точку зрения;
участвовать в организации и анализе урока (целеполагание и рефлексия);
выбирать домашнее задание;
быть личностью, а не «средним» учеником;
действовать на уроке как самостоятельно,
так и в парах и группах.
Правила моделирования урока
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
Правила моделирования урока
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
Продумать форму подведения итогов урока.
Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Цели урока (стандарт 2004 г.)
Обучающие
Развивающие
Воспитывающие
Цели урока (ФГОС НОО)
направлены на результаты:Личностные
Метапредметные
Предметные
Задания традиционных учебников Задания учебников по ФГОС НОО
Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я – зелёный, значит, я – растение!»
Что ему ответил умный утёнок Кряк?
Перечислите имена существительные, которые относятся к 1, 2 и 3 склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
Задача учителя: создание условий для самостоятельной деятельности учеников
Использование технологий деятельностного типа
* Технология индивидуализации и дифференциации
* Технология проблемного обучения
* Технология проектной деятельности
* Технология учебной ситуации
* Технология развития критического мышления
через чтение и письмо
* Технология продуктивного чтения
* Проблемно-диалогическая технология
* Технология оценивания учебных достижений обучающихся
* Здоровьесберегающие технологии
* Информационно-коммунационные технологии (ИКТ)
* Игровые технологии
* Технологии КСО (коллективных способов обучения)
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Традиционный комбинированный урок имеет жёсткую структуру.
1 – организация начала урока;
2 – проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 – изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 – закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 – обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 – подведение итогов и результатов урока;
8 – задание на дом;
Современный урок не имеет жёсткой структуры и определённых этапов урока, скорее структура урока и количество этапов зависят от типа урока, его дидактической цели и инициативы учащихся.
На уроке оценивается не только конечный результат деятельности учащегося, но и сам её процесс.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет»
(Уильям Уорд)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26 г. Сызрани Самарской области

Современный урок
в свете внедрения и реализации ФГОС

Подготовил
учитель начальных классов
Водякова Светлана Вячеславовна
2015 год