Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС


«Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС»
(из опыта работы)
Вот уже на протяжении четырёх лет на каждом уроке я внедряю новые образовательные стандарты девизом, которого является: главное не знания, а умение их добывать и ими пользоваться.
Мой педагогический стаж составляет 27 лет. Сначала мне трудно было перестроить свою работу. Но пройдя курсы повышения квалификации «Реализация ФГОС в начальном образовании» и изучив всю литературу и документацию, я четко следую новым формам работы.
С позиций Федерального образовательного стандарта изменились и требования к уроку. Сюда входят:
-формирование предметных результатов
-формирование ууд-создание комфортной среды
-смена видов деятельности
-учить ученика самого добывать знания
Что конкретно использую и применяю я при проектировании урока.
Ну, во-первых, урок я начинаю с мотивации, т.к. на мотивации основан новый стандарт, дети должны хотеть учиться. Далее тему и цель урока формулируют сами учащиеся, кроме этого намечаем план действия к достижению цели.
При проектировании урока я использую задания, требующие мыслительных операций, требующие логического осмысления информации, предлагаю упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. Например, на русском языке «Восстанови слова», «Найди слова», Соедини половинки слов», «Составь новое слово», по математике «Нарисуй такую же фигуру» «Вставь по аналогии», «Продолжи числовой ряд» и тд.
При усвоении нового материала создаю ситуацию для открытия обучающимися нового знания. На уроках преобладают в основном методы проблемного обучения.
Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа, где происходит обучение умению договариваться, умению аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умению сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Большое внимание уделяю самопроверке, самооценке обучающихся, обучая их по предложенному алгоритму оценивать результаты выполнения задания. Перед началом работы, ознакомившись с заданиями применяю шкалу прогнозирования результата выполнения задания. Иногда при этом применяю сигнальные карточки: кр, зел, син. цветов. После чтения задания спрашиваю, какой результат выполнения вы планируете получить. Те, кто поднял синюю карточку( не знаю), работа ведётся индивидуально. Также сравниваем результаты своей деятельности с образцом, самостоятельно находим ошибки, определяем их причины и находим способы их исправления. Всегда даю шанс исправить ошибку, показываю, что ошибка это нормально – главное уметь учиться на ошибках.
Предлагаю задания разного уровня сложности , тем самым даю возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
При планировании времени урока предусматриваю возможность для обсуждения , дискуссии, отстаивания собственного мнения, уважения к мнению других.
На уроках постоянно использую компьютерные технологии.
При подведение итога урока применяю рефлексию, т.к. она даёт возможность отслеживать уровень понимания учебного материала, особенности их психологического состояния. Это и методика незаконченного предложения: сегодня на уроке я….., вопросы учителя: каковы были цели, насколько удалось их реализовать, можно предложить определить на каком уровне дети находятся: 1-не знаю. 2-сомневаюсь, что знаю, 3-знаю. 4-знаю и объясню другим.
 
 
 
Важной задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Главным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.
Какие требования предъявляются к современному уроку?
-планирование своей деятельности и деятельности учащихся;
-тему урока формулируют дети (учитель подводит учащихся к этому);
-цели и задачи ставят учащиеся;
-планирование учащимися способов достижения цели;
-урок должен быть проблемным и развивающим;
-организация проблемной и поисковой деятельности активизирует;
-применение групповых и индивидуальных методов;
-осуществление самоконтроля и взаимоконтроля;
-организация творческой работы;
-устранение затруднений самостоятельно;
-оценка деятельности (самооценка, оценка деятельности товарищей);
-проведение рефлексии на каждом уроке.
Свой урок я строю так, чтобы ребята добывали знания сами, а я руковожу этим процессом. Урок должен быть направлен на получение результатов: личностных, метапредметных, предметных.
Я предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка, где подробно расписаны: этапы урока, цели для каждого этапа, содержание и взаимодействие с учащимися, методы и приемы работы, формы организации учебной деятельности (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая), деятельность учителя, деятельность ученика.
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Корень. Однокоренные слова
УМК «Перспектива»
Цель урока:
Научить распознавать однокоренные слова. Выделять корень.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
– воспитание чувства гордости за Родину, за родной язык;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
– умение работать с информацией;
– умение добывать информацию;
– формировать умения грамотно строить речевые высказывания.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
– развитие речи, мышления, умение выбирать средства языка;
– освоение первоначальных знаний о грамматике;
– умение грамотно писать, участвовать в диалоге.
Планируемый результат:
Познавательные умения:
– умение выделять корень в однокоренных словах;
– подбирать однокоренные слова.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
Коммуникативные умения: формулировать понятия, используя термины.
Межпредметные связи: русский язык, чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.
Ресурсы: учебник, раздаточный материал, интерактивная доска, карточки для рефлексии.