Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС (из опыта работы)


«Современный урок в начальной школе в аспекте реализации ФГОС»
(из опыта работы)
Вот уже на протяжении четырёх лет на каждом уроке я внедряю новые образовательные стандарты девизом, которого является: главное не знания, а умение их добывать и ими пользоваться.
Мой педагогический стаж составляет 27 лет. Сначала мне трудно было перестроить свою работу. Но пройдя курсы повышения квалификации «Реализация ФГОС в начальном образовании» и изучив всю литературу и документацию, я четко следую новым формам работы.
С позиций Федерального образовательного стандарта изменились и требования к уроку. Сюда входят:
-формирование предметных результатов
-формирование ууд-создание комфортной среды
-смена видов деятельности
-учить ученика самого добывать знания
Что конкретно использую и применяю я при проектировании урока.
Ну, во-первых, урок я начинаю с мотивации, т.к. на мотивации основан новый стандарт, дети должны хотеть учиться. Далее тему и цель урока формулируют сами учащиеся, кроме этого намечаем план действия к достижению цели.
При проектировании урока я использую задания, требующие мыслительных операций, требующие логического осмысления информации, предлагаю упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. Например, на русском языке «Восстанови слова», «Найди слова», Соедини половинки слов», «Составь новое слово», по математике «Нарисуй такую же фигуру» «Вставь по аналогии», «Продолжи числовой ряд» и тд.
При усвоении нового материала создаю ситуацию для открытия обучающимися нового знания. На уроках преобладают в основном методы проблемного обучения.
Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа, где происходит обучение умению договариваться, умению аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умению сохранять доброжелательное отношение друг к другу.
Большое внимание уделяю самопроверке, самооценке обучающихся, обучая их по предложенному алгоритму оценивать результаты выполнения задания. Перед началом работы, ознакомившись с заданиями применяю шкалу прогнозирования результата выполнения задания. Иногда при этом применяю сигнальные карточки: кр, зел, син. цветов. После чтения задания спрашиваю, какой результат выполнения вы планируете получить. Те, кто поднял синюю карточку( не знаю), работа ведётся индивидуально. Также сравниваем результаты своей деятельности с образцом, самостоятельно находим ошибки, определяем их причины и находим способы их исправления. Всегда даю шанс исправить ошибку, показываю, что ошибка это нормально – главное уметь учиться на ошибках.
Предлагаю задания разного уровня сложности , тем самым даю возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
При планировании времени урока предусматриваю возможность для обсуждения , дискуссии, отстаивания собственного мнения, уважения к мнению других.
На уроках постоянно использую компьютерные технологии.
При подведение итога урока применяю рефлексию, т.к. она даёт возможность отслеживать уровень понимания учебного материала, особенности их психологического состояния. Это и методика незаконченного предложения: сегодня на уроке я….., вопросы учителя: каковы были цели, насколько удалось их реализовать, можно предложить определить на каком уровне дети находятся: 1-не знаю. 2-сомневаюсь, что знаю, 3-знаю. 4-знаю и объясню другим.