ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда по реализации регионального компонента


ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда по реализации регионального компонента
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в познании окружающего мира, для усвоения местных историко-культурных и национальных, климатических и географических особенностей, конкретных традиций своей социальной среды.
Задача современного дошкольного образования – заложить нравственные основы в детях, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного города.
Стандарт дошкольного образования – это условия развития ребенка, который дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность. Каждый ребенок будет развиваться таким темпом, который характерен для него. ФГОС ДО характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное развитие личности ребенка.
Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОСе ДО. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.
Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду необходимо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать этим переменам.
Организация обучения детей с нарушениями речи требует особого подхода, задача учителя-логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.
Основным принципом логопедической работы в ДОУ служит тематический подбор изложения материала. Образовательный и коррекционный процессы строятся на речевом материале определенной лексической темы. Для реализации регионального компонента в ДОУ (старшая и подготовительная к школе группа) особенно привлекательна тема «Мой родной город».
При подборе речевого материала по этой теме необходимо учитывать фактор его доступности. В старшей группе следует заострить внимание детей на современном городе, в подготовительной к школе группе важно познакомить детей с историческим наследием города, рассказать, как выглядел город в давние времена, как жили и чем прославляли его жители.
В последнее время одним их эффективных средств в коррекции речи стало применение интерактивных технологий. Включение интерактивных средств обучения в коррекционный процесс способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями. Эти средства актуальны, эффективны и дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, речь и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться сначала в школе, а затем в дальнейшей жизни.
Включение регионального компонента через интерактивные игры в коррекционной деятельности позволяют учителю-логопеду решать следующие задачи:
– побуждать детей к изучению истории и настоящего родного города, края;
– расширять словарный запас;
– стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки;
– развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться;
- формировать мотивацию и поддерживать интерес детей во время непосредственной образовательной деятельности и индивидуальных коррекционных занятий;
– воспитывать нравственные качества личности ребёнка.
Таким образом, применения интерактивных технологий зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.