Выступление на педагогическом совете Эффективное использование учебного времени


Тема выступления.
«Эффективное использование учебного времени, новые возможности конструирования урока для управления учебной деятельностью».
Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужна всего одна, та, которая бы научила нас искусству приобретать знания.
Ж.Ж.Руссо
Самой эффективной на сегодняшний день является деятельностная педагогика.
Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным.
Структура учебной деятельности
Самоопределение - Пробное действие – Затруднение – Реализация – Самоконтроль – Самооценка

Исследование критика цель (проект)

рефлексия
Типология уроков в деятельностном методе
1.Урок ОНЗ
2.Урок рефлексии
3.Урок общеметодологической направленности
4.Урок развивающего контроля
Урок ОНЗ
I Мотивация к учебной деятельности (1-2мин)
Цель: включение уч-ся в учебную деятельность.
Для этого необходимо
Создать условия для внутренней потребности включения в деятельность (Хочу!)
2)Исходя из решённых ранее задач выделить содержательную область изучаемого материала, создать ,ориентировочную основу действий(Могу!)
II Актуализация знаний и фиксация затруднений (5-6мин)
Цель: подготовить мышление уч-ся и осознать их потребности к построению нового способа действий.
Необходимо, чтобы уч-ся :1.Воспроизвели знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действий.
2.Активизировали соответствующие мыслительные операции (внимание, память и т.д.)
3.Попытались выполнить индивидуальные задания, требующие нового способа действия.
4.Зафиксировали письменно и устно возникшие затруднения.
III Выявление места и причины затруднения. (4-5мин)
Цель: выявление причин затруднения и постановка цели деятельности, т.е. уч-ся должны определи , где возникло затруднение.
Формулирование темы и цели урока.
IV Построение проекта выхода из затруднений. (5мин)
Цель : Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
Необходимо, чтобы уч-ся
Выбрали метод построения нового способа действия(метод дополнений или метод уточнений)
Выбрали метод, на котором будет основано решение учебной задачи, т.е. определение понятия, свойства, алгоритм и т.д.
На основе выбранного метода выдвигаем и обосновываем гипотезы
Используем предметные действия (с моделями, схемами и т.д.)
V Реализация построенного проекта (3мин)
Цель: зафиксировать новый способ действия в речи и знаково и преодолеть возникшие затруднения с помощью нового способа действия.
Результатом этого этапа является вербальная и знаковая фиксация нового способа действия.
Знаковая фиксация – это эталон. Эталоны используются
на этапе самостоятельной работы с самопроверкой
на уроках рефлексии
на уроках развивающего контроля
VI Этап первичного закрепления во внешней речи. (4-5мин)
Цель : усвоение уч-ся нового способа действия.
Для реализации этой цели необходимо , чтобы уч-ся решали типовые задания на новый способ действия с проговариванием вслух определений , алгоритмов.
VII Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.(4-5мин)
Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.
Необходимо:
Организовать самостоятельное выполнение уч-ся заданий на новый способ действия.
Организовать самопроверку уч-ся своих решений по эталону.
Создать ситуацию успеха.
Для уч-ся, допустивших ошибки, предоставить возможность для выявления причин ошибок и их исправления.
Во время самостоятельной работы учителю нельзя ходить и оказывать помощь.
VIII Включение в систему знаний и повторение. (7-8мин)
Необходимо:
Предлагать уч-ся задания , в которых новый способ действий связан с ранее изученным.
Системно включать задания на тренировку и доведения до уровня навыка ранее сформированных способностей, на коррекцию ошибок, на подготовку к изучению следующих тем.
Целесообразно предоставлять уч-ся возможность выбора заданий.
IX Рефлексия учебной деятельности. (2-3мин)
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации цели
Организуется рефлексия и с /оценка уч-ся деятельности на уроке.
Уч-ся фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели.
знаю
я запомнил
смог
Планируется дальнейшая деятельность и определяются задания для самоподготовки.
Домашнее задание предлагается с элементами выбора.
Вопросы:
-Где возникло затруднение?
-Какова причина затруднения?
-Достигла ли цель урока?
-Где будем использовать новый способ действия?
-Как оцените свою работу на уроке?
-Что необходимо сделать в дальнейшем?
-Чем будем заниматься на следующем уроке?