Доклад Рейтинг как способ повышения качества образования


ДОКЛАД






НА ТЕМУ: " Рейтинг как способ повышения качества образования"












ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Коваленко Т.В.











г. Моздок
2008 г.

"РЕЙТИНГ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
Цель рейтинговой системы в управлении образования – дать оценку эффективности работы по обеспечению качества образования.
Основные задачи в процессе рейтинга образовательного учреждения (ОУ):
оценить уровень квалификации преподавательского состава;
выявить позитивные и негативные тенденции в работе;
определить добившихся лучших результатов в образовательной деятельности;
создать базу данных;
изучать динамику изменения результатов;
получить полную объективную информацию о результатах деятельности.
Таким образом, ключевое концептуальное основание рейтинговой системы – исследовать в динамике изменения в деятельности каждого образовательного учреждения и в соответствии с этим принимать управленческие решения.
В рейтинговой системе качество напрямую связано с эффективностью образования. Специалисты руководствуются двумя аспектами, анализируя эффективность работы образовательных учреждений:
учебный (качество подготовленности учащихся)
социальный (реализация задач и функций, выдвигаемых обществом).
При создании этой системы нужно отобрать критерии и показатели, которые позволили бы объективно оценить реальное состояние образования и провести оценку.
В положении о рейтинге были определены цели, задачи и процедура сбора информации и ее оценки с помощью оценочного листа. В оценочный лист были включены основные критерии и показатели деятельности. Он состоит из четырех блоков.
Первый блок – качество образовательных услуг. Включает критерии:
итоговая аттестация учащихся;
самоопределение выпускников;
внеучебная аттестация (итоги олимпиад);
занятость учащихся учебной деятельностью во внеурочное время.
Второй блок – эффективность воспитательной работы ОУ:
концепция воспитательной работы;
активность учащихся во внеурочной деятельности;
участие учащихся в спортивных соревнованиях;
количество учащихся отмеченных дипломами, премиями;
работа с проблемными учащимися.
Третий блок "Ресурсное обеспечение образовательного учреждения". Включает оценку:
развитие кадрового потенциала (профессиональная компетентность, квалификация педагогов);
материально-технической базы – учебно-методического оснащения и медико-социальных условий;
уровня информационной и компьютерной базы;
участия педагогов в конкурсах, выставках и др. мероприятиях по обмену педагогическим опытом и роста профессионального мастерства.
В четвертый блок "Эффективность управленческой деятельности" входят:
результативность деятельности администрации учреждения;
уровень квалификации руководителя и его заместителей;
привлечение внебюджетных средств из различных фондов.
На начальном этапе рейтинговой системы стоит задача апробировать критерии оценивания. На следующем этапе выработать более универсальную систему оценки результатов деятельности учреждений образования различного типа по совокупности критериев. При выставлении балов по каждому показателю используется шкала оценок от 0 до 10 баллов. При этом минимальному значению показателя в каждом блоке присваивается 0 баллов, максимальное 10 баллов. Применение балльной оценки позволяет сопоставить между собой образовательные учреждения, установить динамику их развития. Оценку проводят тремя способами – процентным; количественным; альтернативным.
Процентный способ используется в связи с тем, что образовательные учреждения имеют разные количественные характеристики, например наполняемость или кадровый состав, что делает любую другую оценку необъективной.
Показатели, характеризующие один и тот же критерий, могут иметь разный балловый вес, например: педагогу, имеющему, первую квалификационную категорию и вторую присваивается разное количество баллов, а проценты педагогов соответствующей категории несопоставимы между собой. Процентный способ предусматривает определение такого количества баллов, сколько процентов (учащихся, педагогов, оснащенности библиотечного фонда) отвечает требованию, заложенному в блоке. Таким образом, оценивается:
итоговая аттестация учащихся;
самоопределение выпускников;
количество учащихся, занятых дополнительным образованием;
квалификация педагогов.
С опорой на количественный способ оценивания присваивают определенное число баллов за количество:
учащихся, ставшими призерами в различных мероприятиях;
учащихся, занятых дополнительным образованием;
педагогов, удостоенных звания "победителя" в конкурах профессионального мастерства.
Среди показателей рейтинга есть и такие, которые нельзя оценить ни процентным способом, ни количественным. Для таких ситуаций был введен альтернативный способ оценивания. С помощью этого способа констатировали факт наличия или отсутствия, участия или неучастия, которые также оцениваются фиксированным количеством баллов. К показателям, которые оцениваются, таким образом, относятся:
концепция воспитательной работы;
локальная сеть, подключение к Интернету и т.д.
Рейтинговая шкала реагирует на малейшие изменения в ту или иную сторону, что позволяет использовать ее для организационных и управленческих решений.
Наиболее наглядно результаты деятельности учреждений предстают в сравнении с собой и себе подобными. Еще более глубоки и интересны выводы, сделанные на основе данных о деятельности за 2 – 3 года участия в системе рейтинга.
Определим несколько возможных подходов к рассмотрению достигаемых результатов:
сравнение рейтингового значения образовательного учреждения с его прошлогодним значением;
сравнение значений в группе подобных учреждений;
сопоставление внутри группы динамики изменения рейтинга образовательного учреждения за несколько лет, выраженной в процентах.
Чтобы повысить объективность процедуры рейтингования, специалисты не только собирали информацию по блокам, но и применяли для ее обработки специально созданную для этой цели компьютерную программу. Эти технологии позволяют с высокой степенью точности обработать большое количество данных.
Рейтинг позволяет руководителю увидеть не только, какое место занимает его учреждение в ряду себе подобных, но и по каким показателям у него "провал" и на что обратить пристальное внимание в дальнейшей работе. Такая информация создает условия для анализа проблем и соответствующего ему вида деятельности, помогает сформулировать задачи на новый учебный год.
Рейтинговая система позволяет повысить, управляемость всей системы образования, обеспечить ее целостность, представлять результаты к открытому обсуждению общественностью и педагогическим сообществом. Участие учреждений образования в рейтинговой системе свидетельствует о том, что учреждения развиваются и стремятся прослеживать динамику своего развития.