Статья: Актуализация проблемы интеграции содержания предметных областей в школьном образовании


Актуализация проблемы интеграции содержания предметных областей в школьном образовании
В работе предложено обоснование актуализации проблемы интеграции содержания предметных областей в современном школьном образовании. Современный урок – это интегрированный урок, комплексирующий разнопредметные знания учебных курсов, (как по конечным целям, так и по содержанию, методам и приемам учебной деятельности).
В новой сетке координат общества XXI века смещаются акценты в области познания окружающего мира и образования.
Сегодня подвергается переосмыслению сама категория «знание». Так, в современных теориях знания и образовательных технологиях обозначены тенденции (векторы) переопределения феномена «знание»: подвергнут критике принцип предметной фрагментации знания и его специализации по узким предметным областям; установлено «стирание» предметной специфики знания на более высоких концептуальных уровнях его организации, выраженность на них тенденций к интеграции знаниевых систем (теорий) в объемлющее целое, к междисциплинарному синтезу и комплексированию разнопредметного знания.
Актуализация проблемы интеграции содержания образования обусловлена одним из функциональных изъянов образования - отсутствие «связанности» знаний. У подавляющего большинства обучающихся на сегодня отсутствуют представления о том, в чем состоит единство разных предметных областей. И это совершенно закономерно, так как традиционно уроки строятся в соответствии с монопредметным принципом, и материал преподносится и изучается в логике какой-то одной предметной дисциплины. Связи между традиционно разделенными предметами (естественнонаучного и гуманитарного циклов) ни во время уроков, ни после никем специально не пристраиваются.
Соответственно педагогически грамотная интерпретация учебной деятельности предполагает не только умение педагога профессионально выстраивать ее на содержательном и технологическом (механизмы, пути, средства) уровнях, но и осмысление на методологическом уровне (принципы, подходы), встраивание в концептуальный контекст, предвидение эффектов педагогической деятельности, выделение взаимосвязанных актуальных аспектов интеграции знаний:
интеграция знаний на основе общенаучных понятий;
выработка социальных ориентиров человека в современных условиях развития общества;
нравственная оценка знаний и новых подходов в применении знаний.
Интеграция содержания предметных областей (естественнонаучных, гуманитарных, технических) – это организация образовательной деятельности, предполагающая использование комплексирующего подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Такое объединение возможно при условии логической близости изучаемых тем.
Моделью урока, который носит общеучебный, общеинтеллектуальный и надпредметный характер, интегрирует номинальную, ценностную и смысловую составляющие образовательного результата, образовательные цели и результаты которого, имея сложный состав, проектируются с позиции и ученика, и педагога, является интегрированный урок.
На основе когнитивного анализа можно утверждать, что интегрированный урок является наиболее социально-ориентированным:
- способствует формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
- стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания;
- способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся, общеучебных и надпредметных умений;
- способствует интенсификации и оптимизации образовательного процесса (обладая большой информативной емкостью, способствует увеличению темпа выполняемых учебных операций), повышению его результативности.
Таким образом, интеграцию мы рассматриваем как способ приобретения обучающимся качеств (свойств) компетентного человека культуры информационного общества как универсальной, гуманитарно-диалогической личности.
Этот путь педагогической практики соответствует главному фундаментальному принципу стратегии модернизации и развития образования в Российской Федерации на современном этапе - воспитание человека развивающегося.