Доклад по теме Проблемы интеграции и инклюзии детей с расстройствами аутического спектра

Доклад
Тема: Проблемы интеграции и инклюзии детей с расстройствами аутического спектра
Подготовила: Краюшкина Надежда Константиновна, учитель начальных классов

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех»
Кофи Аннан. 1998

Ключевые слова в высказывании Кофи Аннана - образование для всех, то есть не зависимо ни от каких факторов: цвета кожи, положения в обществе, возраста и состояния здоровья.
В последние годы наблюдается увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] начатая и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребенка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм детского аутизма. 
Разработанная нормативно-правовая база позволяет нам сегодня совершенствовать, развивать систему мер по созданию условий для воспитания детей с расстройствами аутического спектра и получения соответствующего уровня образования в образовательных учреждениях. А при невозможности осуществления воспитания и обучения детей, образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей с расстройствами аутического спектра по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому, в том числе и родителями самостоятельно.
Из личного опыта работы с особенным ребенком, хочется сказать, что «не так страшен чёрт, как его малюют». Конечно, никто не скрывает, что работа с инклюзивными детьми требует особенного подхода к работе: уделяется больше внимания именно этому ребенку, создается специальная предметно-развивающая среда (зависит от особенностей ребенка), постоянное поддержание здорового микроклимата в детском коллективе, работа с родителями и я уже не говорю о том, что нужно обязательно написать отдельную инклюзивную образовательную программу, разработать кучу положений, инструкций и т.д. Правда нам педагогам к этому не привыкать, бумажной работы с каждым годом все больше и больше.
Именно поэтому педагог и должен стать координатором инклюзивного процесса в детском коллективе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями о чем я говорила выше.
Конечно же, педагогу в инклюзивной образовательной среде важно иметь практику в самостоятельной проектной деятельности, навыки разработки образовательных планов для конкретного ребёнка, группы. Но самое главное, по моему мнению, педагог должен творчески перерабатывать образовательный план, адаптировать свои методы обучения с учётом особенностей детей. Это одна из важнейших педагогических компетенций педагога, которая особенно ценна и необходима, когда педагог работает с ребёнком с ОВЗ.
Итак, безусловно, профессионализм педагога – это основной фактор успешности инклюзивного образования, основной, но не главный! Это моё мнение. Если ты отличный специалист, но равнодушен, безразличен и результат своей работы оцениваешь лишь в % качества и обученности, то тебе не следует работать с детьми с ОВЗ.
Каковы же проблемы интеграции и инклюзии детей с расстройствами аутического спектра на сегодняшний день?
Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации. Осмысление опыта позволит аккумулировать различные подходы, механизмы и технологии инклюзивного образования и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, уменьшить риски и возможные ошибки, позволит соотнести разные (теоретические и практические) подходы и модели инклюзивного образования. Решающим направлением образования детей с расстройствами аутического спектра является развитие инклюзивного (интегрированного) образования, то есть обучение таких детей вместе со здоровыми детьми. Но необходимо понимать, что интеграция очень сложный процесс и для достижения успешных результатов необходим ряд условий. Во-первых, абсолютно все дети с расстройствами аутического спектра не готовы к интеграции. Невозможно себе представить, что с такого-то числа все они пойдут в массовую школу. Во-вторых, для успешной интеграции необходима готовность родителей ребенка с расстройствами аутического спектра потребуется особая поддержка с их стороны, если он обучается в интегрированном классе. В-третьих, школа должна быть готова принять детей с расстройствами аутического спектра: с детьми и учителями нужно провести определенную работу хотя бы для того, чтобы на ребенка, отличающегося от остальных, никто не показывал пальцем. Педагогам необходимо пройти специальное повышение квалификации, чтобы получить навыки работы с такими детьми. Знание особенностей развития аутичных детей поможет учителю разобраться и будет способствовать большему пониманию различных проявлений ребенка в процессе его адаптации к школьной жизни. В целом это поможет включить такого ребенка в общий класс. В массовой школе нужно организовать сопровождение детей с расстройствами аутического спектра с участием психологов, учителей-дефектологов, социальных работников. А самое главное необходима готовность общества к принятию таких детей.
При включении такого ребенка в среду обычных сверстников очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться. Важно, чтобы ребенок заранее познакомился и с педагогом, и с классом, выбрал себе место, прошелся по школе и понял где и что находится – туалет, столовая и т. п. Вначале ребенок может находиться в классе неполный день, а всего пару (или один) урок (лучше тот, на котором ребенок будет успешнее), постепенно увеличивается «доза» и объем его пребывания в обычном классе. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок сопровождался тьютором, хотя бы на период адаптации или первые месяцы.
Его отношения с детьми выстраиваются достаточно сложно (обычно сложнее, чем со взрослыми), хотя самым большим заблуждением было бы считать, что у него снижена потребность в общении. Она не снижена – она специфична, поскольку ребенок не улавливает социальных и эмоциональных контекстов происходящего, не понимает подтекста и юмора, выражено затрудняется не только в инициации взаимодействия, но и в его поддержании. Он крайне невынослив в контакте. Его высказывания могут быть слишком прямолинейны, он не умеет лукавить и скрывать, проявляет значительную социальную наивность и все это в свою очередь усложняет процесс коммуникации с детьми и взрослыми.
В заключение хочется сказать двумя крылатыми фразами «Я не волшебник, я только учусь» и «Все будет хорошо». Думаю, что инклюзивное образование станет неотъемлемой частью нашего общества. Не исключены и ошибки, но хочется верить, что здравый смысл и доброта спасут этот мир.








13PAGE 15


13PAGE 14115