Презентация для педагогических работников Активные педагогические методы и приемы


Активные методы обучения Бочкарева Алла Григорьевначлен комиссии Методического Совета по новым образовательным технологиям Методы обучения Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. -2-е изд. – М., 1988. С.385).Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Эволюция методов обучения подражающиесловесныенаглядные проблемные развивающие Прием обучения – элемент метода или модифицированный метод. Классификация методов обучения Традиционные (репродуктивные) методынаправлены на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. Их результатом выступают знания-описания и навыки без возможности применения в изменяющихся ситуациях. Активные методы (АМО)направлены преимущественно на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать профессиональные задачи. Активные методы обучения - совокупность педагогических действий и приемов, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому усвоению материала в процессе познавательной деятельности. Основы АМО стали разрабатываться во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов.Большую роль в становлении и развитии АМО послужили работы Бирштейн М.М., Тимофеевского Т.П., Вербицкого А.А. Традиционный подходв обучении Преподаватель ученик ученик Результат образования - ЗУН Компетентностный подходв обучении Преподаватель ученик ученику Результат образования – компетенции АМО АМО: имитационные и неимитационные Имитационныеформы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитациипредметной деятельности (деловые игры, коллективная мыслительная деятельность и т.д.). Неимитационныевсе остальные формы занятий, т.е. все способыактивизации деятельности на лекционных и практическихзанятиях (проблемная лекция, семинары, дискуссии, лабораторные работы, и т.д.). Проблемная лекция Проблемная лекция начинается с вопросов,с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. В условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала диалогического характера. С помощью соответствующих диалогических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, обращение к ученикам за помощью и т.д.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, дискуссии, которая может начаться непосредственно на лекции или на следующем семинаре. Диалогическое общение может строиться как живой диалог преподавателя с учениками по ходу лекции на тех этапах, где это целесообразно, либо как внутренний диалог (самостоятельное мышление). Например, перед изучением темы «Системы линейных уравнений» ученикам ставится задача:Фабрика специализируется по выпуску изделий трех видов: Р1,Р2,Р3; при этом используется сырье трех типов: S1,S2, S3. Нормы расхода каждого из них на единицу изделия и объем расхода сырья на один день заданы таблицей. Найти ежедневный объем выпуска изделий каждого вида. Видсырья Нормы расхода сырья на единицу изделия,усл.ед. Расходсырья на 1 день,усл.ед. P1 P2 P3 S1 5 3 4 2700 S2 2 1 1 800 S3 3 2 2 1600 У учеников достаточно знаний, чтобы увязать известные и искомые величины, прийти к зависимости, т.е. к системе линейных уравнений, но решить задачу они не смогут. Возникает противоречие между пониманием важности проблемы и неумением решить ее без новых знаний. Проблемную ситуацию можно создать во время лекции, если, излагая теоретический материал, сознательно не договаривать чего-то, не использовать каких-то условий, провоцируя студентов на вопросы. Учебная деловая игра Учебная деловая игра – групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку. Педагогическая суть деловой игры- активизировать мышление учеников, повыситьсамостоятельность, внести дух творчества в обучение, подготовить к итоговой аттестации.Игра раскрывает личностный потенциал ученика:каждый участник может продиагностировать своивозможности в одиночку, а также и в совместнойдеятельности с другими участниками. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90% информации. Активность учеников проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными. Общепризнанным автором первой в мире деловой игры (1932г.) является Мария Мироновна Бирштейн. ПримерДвум командам предложены следующие задачи: 1 этапКаждый ученик самостоятельно решает задачу(20 мин) 2 этап«мозговой штурм»(30 мин) 3 этапЗащита работ и обсуждение принятых решений(30 мин) Лабораторный практикум Лабораторный практикум- один из видов самостоятельной практической работы, имеющий целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования. Например, лабораторный практикум по математике формирует умения и навыки использования компьютерных технологий для решения математических задач, а также задач, в которых применимы математические методы. основные определения и формулы;описание соответствующих процедур и функций Excel;решения типовых задач;задачи для самостоятельного решения (здесь включены задачи с экономическим смыслом). Структуру лабораторного практикума по математике для студентов гуманитарных специальностей: Заключение Активные методы обучения активизируют мыслительную деятельность студентов, приучают их к принятию самостоятельных решений, а также способствуют формированию профессиональных умений и навыков Благодарю за внимание !