РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ


«РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СРЕДСТВАМИ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ»
В современном мире с огромной скоростью возрастает роль знаний и информационных технологий, что требует увеличения количества работников, владеющих информационными технологиями. В свою очередь информационные технологии требуют от человека умения аналитически мыслить. В связи с этим перед учителем ставится задача научить детей устанавливать причинно-следственные связи, развить способность анализировать получаемую информацию и применять ее для решения конкретных практических задач.
Поскольку в информационном обществе главным «товаром» является информация, то подрастающему человеку необходимо уметь быстро ее добывать и обрабатывать, а для этого старый педагогический подход, основанный на простом воспроизводстве знаний, не подходит. Необходимо использовать новые методы, позволяющие ребенку максимально быстро находить источники информации и максимально эффективно их использовать, для чего также нужно владеть аналитическим мышлением. Развитие аналитического мышления заложено также в требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего образования в федеральном государственном образовательном стандарте.
На уроках информатики за счет специфики предмета, это умение развивается наиболее естественно. Целью данной работы является представление урока информатики, направленного на развитие аналитического мышления.

Развитие аналитического мышления и требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы среднего образованияСовременная жизнь в информационном обществе требует от человека развитого логического мышления, способности к анализу (пониманию структуры объекта, нахождению взаимосвязей, всестороннему изучению свойств объекта) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей на основе известных). Того же требует от выпускников общеобразовательных учреждений и ФГОС.
В требованиях ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы полного среднего образования говорится об умении устанавливать понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Иначе говоря, логическое мышление не привязано исключительно к предметной области информатики. Но с другой стороны, согласно ФГОС изучение предметной области "Математика и информатика" должно обеспечить:
сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;
сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;
сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе. [1]
То есть на уроках информатики развитие аналитического мышления происходит максимально органично.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает непрерывное развитие и активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: 
готовность к разрешению проблем,
технологическая компетентность,
готовность к самообразованию,
готовность к использованию информационных ресурсов,
готовность к социальному взаимодействию,
коммуникативная компетентность.  
Поэтому на первый план выходит проблема поиска таких технологий обучения, которые позволят учителю организовать учебную деятельность так, чтобы учащиеся могли сами сформулировать проблему, поставить себе задачи, найти необходимую информацию и применить ее на практике, т.е. обеспечит овладение обучающимися всеми ключевыми компетентностями.
Методы и приемы обучения, обеспечивающие развитие аналитического мышления в соответствии с требованиями ФГОССогласно Татарченковой С.С. метод обучения - это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Ю.К. Бабанский предлагает следующую классификацию методов обучения:
Методы стимулирования и мотивации деятельности
Методы формирования сознания (организации и осуществления познавательной деятельности)
Методы контроля эффективности образовательного процесса
Помимо методов, можно выделить также приемы обучения – конкретные способы организации деятельности обучаемых.
Чтобы стимулировать обучающихся к познавательной деятельности нужно обеспечить им положительные эмоции по отношению к учебной деятельности, ее содержанию, способам и методам осуществления. Этого можно добиться путем создания ситуаций успеха в учении, поощрением и порицанием, использованием игровой деятельности, постановкой системы перспектив.
Создание ситуации успеха в обучении – это создание цепочки ситуаций, в которых обучающийся добивается хороших результатов, а значит получает уверенность в своих силах. Уверенность в себе придает учащемуся силы и энергию для дальнейшего обучения. Для учителя этот метод означает, что подбираемые им задания должны быть заданиями с нарастающей сложностью.
Урок можно проводить по традиционной схеме (проверка домашнего задания, объявление и объяснение темы, закрепление темы). Но более интересными для детей являются уроки, проводимые в нетрадиционной форме. К нетрадиционным формам относятся: урок-мастерская, урок-проект, урок аналитической работы с текстами, урок лекция, урок практикум, урок-экскурсия, урок-семинар, урок-конференция, урок-игра.
Урок-игра представляет собой особый интерес. Как говорил В.А. Сухомлинский, игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Педагогическая игра отличается от обычной детской игры своей обучающей целью, и соответствующим ей результатом, который может быть четко выделен и оценен. К играм можно отнести соревнования, конкурсы, дуэли, эстафеты, деловые игры и дидактические игры. Игры выполняют важную стимулирующую роль, позволяют активировать внимание и снимают напряженность процесса обучения, делая его более увлекательным. Игры обеспечивают учащегося положительными эмоциями от процесса познания, а если игра групповая, дают мощные коммуникативные навыки.
Немаловажным является также содержание учебного материала – оно должно быть понятно и близко учащемуся, отражать круг его проблем. В свою очередь, решение проблемы неизбежно ведет к развитию логики.
Развитие аналитического мышления – является также одной из задач технологии развития критического мышления (ТРКМ). Эта технология также позволяет научить ребенка ориентироваться в источниках информации. Китайский мудрец Конфуций очень точно отразил суть этой технологи: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и тогда я постигну». [2]
Технология ТРКМ состоит из трех этапов:
Вызов – активация старых знаний и пробуждение интереса у учащихся к получению новых;
Осмысление – собственно процесс получения новых знаний, работа с источниками информации;
Рефлексия – осмысление полученных знаний, их присвоение, связь с предыдущими знаниями, понимание собственного отношения к полученным знаниям
К этой технологии относится достаточно много методов и приемов: Метод мозгового штурма, Групповая дискуссия, Ключевые термины, Кластер, Инсерт, Чтение с маркировкой, Зигзаг, Синквейн, Эссе, Корзина понятий и другие. Все они направлены на развитие умения анализировать текст, находить в нем понятия и суждения, определять связи между понятиями. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Прием Кластер.
Кластер (автор Гудлэд) – это смысловые единицы текста графически оформленные в виде грозди (слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие). Когда учащийся делает зарисовки для памяти, он интуитивно компонует их по категориям. Составление кластера дает учащемуся свободное представление по поводу темы урока или содержания текста. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Ученик записывает в центре ключевое понятие, а от него рисует лучи в разные стороны, определяя связь этого понятия с другими понятиями из этого же текста. При помощи кластеров можно связывать старые знания с вновь приобретенными. Этот прием может быть использован как в начале урока для актуализации знаний, так в середине – при работе с новым учебным текстом, так и в конце для подведения результатов.
Прием Инсерт.
Инсерт (I – interactive, N – noting, S – system, E – effective, R – reading, T – thinking ) - интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления, авторства Вогана и Эстеса. Довольно простой прием, который позволяет ученику отследить собственное понимание прочитанного текста. Учащихся можно познакомить с несколькими маркировочными знаками и научить их по мере чтения ставить на полях эти знаки, отмечая ими предложения или абзацы. Они обычно отражают известную информацию, ту с которой ученик уже был знаком (знак - V), новую информацию, которую он видит впервые (+), противоречивую информацию, ту, которая идет в разрез с ранее имевшимися знаниями (-), и то, что осталось для ученика непонятным или же вызывающим желание узнать более подробную информацию (?). При необходимости этот список можно дополнить, а маркеры разработать совместно с учащимися. По завершении маркировки текста, можно заполнить таблицу по каждому маркеру или обсудить маркеры в классе или с учителем. Этот прием позволяет также научить детей делать ссылки на источники информации.
Крайне важным в этом приеме как для учителя, так и для ученика является маркер «вопрос», отражающий непонятную для ученика информацию. Этот маркер позволяет детям научиться задавать вопросы самостоятельно и преодолеть страх задавать вопросы, т.к. для ответа на вопрос не всегда требуется помощь учителя. В качестве ответчика может выступить одноклассник, другой источник информации или более внимательное изучение текста. Кроме того, учитель получает возможность быстро отконтролировать самые сложные и непонятные места для всего класса и скорректировать, а ученик понимает, что многие вопросы остаются за пределами школьной программы. Вопросы побуждают искать ответы, а поиск ответов ведет к расширению знаний.
В табличном виде прием инсерт позволяет увидеть динамику знания, то есть выступает в качестве оценки процесса познания.
Прием Обучение сообща.
Этот прием заключается в организации работы учащихся в парах или небольших группах для решения общей проблемы. Учащиеся могут разбить проблему на задачи и назначить ответственных за решение каждой отдельной задачи, чтобы получить решение. В процессе работы над проблемой могут выдвигаться различные идеи, которые обсуждаются коллективно и принимается решение, устраивающее всех членов команды. При применении этого приема отрабатываются также навыки командной работы, выявляются лидеры и исполнители, а если прием применяется в соревновательной среде, приобретается также умение выстраивать стратегию.
Система оценки достижения планируемых результатов ФГОСДля учителя мало обеспечить интересный познавательный процесс, важно еще и суметь оценить результаты, полученные в ходе этого процесса.
Согласно ФГОС подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен быть комплексным, то есть позволяющим вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов. При этом личностное развитие стоит на первом месте.
Чтобы увидеть развитие личности, необходимо проследить динамику индивидуальных достижений учащегося. Динамику развития необходимо просматривать как на отдельно взятом уроке, так и на протяжении всего периода обучения в школе.
Для оценивания существует довольно разнообразное количество форм и методов, которые дополняют друг друга: это тестовые формы, письменные и устные проверки, проектная деятельность (изготовление продукта), практические и творческие работы и так далее. Очень важным способом оценки выступает самоанализ, т.к. только этот способ дает учащемуся возможность реально оценить себя и позволяет максимально эффективно адаптироваться в социальной среде. Кроме того, самоанализ обеспечивает главную цель, преследуемую ФГОС – стремление обучающихся развивать свою личность.
Учителю необходимо помнить, что оценивание – это средство управления и стимулирования улучшения качества достижений обучающихся. В его функции входит:
стимулирование ответственности обучающихся за свои образовательные результаты;
помощь в извлечении опыта из ошибок;
помощь в осмыслении того, что у них получается и в какой степени;
оценка продвижения учащихся относительно самих себя;
мотивация на достижение успеха. [3]
В ходе оценивания учитель должен понимать, какой тип образовательных результатов он хочет получить, и подбирать соответствующий способ оценки. Иначе говоря, пятибальная шкала оценки хорошо подходит для оценивания предметных результатов, но по ней нельзя померить, насколько вырастает учащийся сам над собой. Поэтому каждый вид результатов должен быть оценен по своим собственным критериям. Критерии эти должны быть известны обучающимся и понятны для них, а у учителя не должны занимать много времени
При этом, необходимо учесть, что у обучающихся изначально разные способности к познанию, особенно в условиях реализации концепции инклюзивного образования, но у каждого из них должна быть возможность добиться успеха.
Для мотивации учащихся и преодоления эмоционального напряжения важно при помощи оценки показывать ученику, каких результатов он уже добился и что он мог бы улучшить. В этом отношении отлично работают рефлексивные методы оценивания.
Компьютерная техника и технологии играют немаловажную роль в развитии аналитического и логического мышления. Компьютерное и информационное моделирование непосредственно связаны с определением объектов, их свойств и отношений, что само по себе является основой любого анализа. Алгоритмизация и программирование также нераздельно связаны с аналитическим мышлением – с умением разрабатывать алгоритмы и находить способы и пути решения задач в целом, а также оказывают благотворное влияние на развитие интеллекта ребенка.
Развитие логического мышления происходит также путем решения текстовых задач, особенно по теме «алгебра логики». Целью логических задач является обучение ребенка находить понятия и суждения, выделять взаимосвязи между ними и выполнять умозаключения и делать выводы. Нестандартные логические задачи – лучший инструмент для развития аналитического мышления. Кроме того, для решения этих задач можно задействовать табличный редактор, что позволит обучающимся одновременно повысить свою ИКТ компетентность.
Немаловажным здесь является аналитическая работа с текстом, целью которой выступает развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно; формирования категориального аппарата мышления, характеризующегося:
осознанием учащимся многозначности позиций и точек зрения,
преодолением эгоцентризма мышления,
рефлексией альтернативности принимаемых решений,
умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.
Учеными доказано, что аналитическое мышление – это не врожденное качество человека. Умение мыслить аналитически закладывается в школе, а значит необходимо всесторонне развивать это мышление у обучающихся.
Аналитическое мышление тесно связано с логическим мышлением и необходимо при решении большинства жизненных задач, т.к. практически в любой сфере деятельности человек сталкивается с необходимостью определять понятия, систематизировать и классифицировать их, выявлять связи между различными понятиями. Этим видом мышления можно овладеть только в результате специальной работы по формированию умственной деятельности обучающихся.
Организация материала в графическом виде способствует его лучшему усвоению, позволяет осмысленно его структурировать. Специально подобранные задачи на развитие логического и аналитического мышления автоматически будут повышать умственные способности обучающегося, а их практическая реализация средствами ИКТ позволит овладеть еще и компьютерными технологиями, существенно облегчая умственный труд в дальнейшей жизни. Соревновательные методы и работа в команде позволит выявить не только лидерские способности, но и научит анализировать стратегии игры, а значит выбирать из них лучшую, то есть ведущую к получению максимального результата.
В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое мышление как личностное качество обучаемых наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений. На уроках информатики развитие аналитического мышления просто необходимо, поскольку позволяет ученику стать успешным в современном обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральные государственные стандарты основного общего образования, утв. Приказом Минестерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897
РКМ Информационный банк современного учителя [Электронный ресурс] URL: http://www.kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm (дата обращения 17.06.2016)
Иванов Д.А. Экспертиза в образовании.-М.: «Академия», 2008
Журнал «Информатика. Все для учителя!» №1 (49) январь 2015 с.4-18 Об этапе закрепления полученных знаний. Шпаргалка для учителя. А.Н. Романов
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2ч. Ч.1/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 244 с

Приложение 4. Опросники.Брейн-ринг
Что связывает Аристотеля, Джорджа Буля и Клода Шеннона?
Для какого значения переменной х ложно высказывание не (x < = 5) или (x <=4)?
Какую логическую операцию отражает древнегреческая поговорка «Из истины следует только истина, а из лжи – что угодно»?
Как звучит инвертированное высказывание «Я не знаю китайский язык»?
Как выглядит логическая формула следующего высказывания: «Спортсмен подлежит дисквалификации, если он некорректно ведет себя по отношению к сопернику или судье, и если он принимал «допинг»»?
Является ли выражение A или не А или не В тождественно-истинным?
О чем гласит закон де Моргана?
Какое умозаключение можно сделать из следующих посылок: «Если четырехугольник является квадратом, то его диагонали равны»; «Четырехугольник  ABCD  — квадрат».
Какое умозаключение можно сделать из следующих посылок: «Если число делится на 6, то оно четное»; «Число 18 делится на 6»?
Какие диаграммы используются для иллюстрации объемов понятий?
Рефлексивный опросник
Закончите предложения
На уроке мне было… _______________________________________________________________
Самым сложным я считаю… _______________________________________________________________
У меня получилось… _______________________________________________________________
У меня не получилось… _______________________________________________________________
Своей работой на уроке я… _______________________________________________________________