Рабочая учебная программа по специальности Бызаанчы

Министерство культуры республики Тыва МБУ ДО Хандагайтинская детская школа искусств им: Тюлюш. И. Д.














Рабочая учебная программа

по специальности бызаанчы

(Тувинский национальный инструмент)















Хандагайты













































Содержание программы



Пояснительная записка .2

Методические рекомендации.3-6

Индивидуальный план...7

Учебные задачи специального класса.8-9

Учет успеваемости10-11

Смычковые штрихи12-14

Репертуарный список..15-25

Список использованной литературы26


























Пояснительная записка


Учебная программа предназначена для учащихся ДШИ по классу бызаанчы с сроком обучения 5 лет.
Данная программа разработана в соответствии требованиями государственного стандарта.
Тувинский национальный инструмент. Предмет «Специальный класс бызаанчы» в ДМШ, ДШИ являются составной частью профециональной подготовки учащихся.
За время обучения учащийся должен научиться самостоятельно работать над художественными произведениями и учебно-воспитательным материалом(гаммы, упражнение, этюды), овладеть навыками чтения с листа, игры в ансамбле.
Изучения по классу бызаанчы связано специальных дисциплин: специальный инструмент, класс ансамбля, чтение нот с листа, сольфеджио, теория музыки, слушание музыки, музыкальная литература.
Целью обучения в данном классе является: обучение юных музыкантов к традициям предков.
В связи с этим ставится задачи: воспитания юных музыкантов лучшим традициям тувинского народа через воспитания музыки, через репертуара композиторов (русских, советских зарубежных).
В данной программе освещается следующие вопросы: метод рекомендации, индивидуальный план по специальности, учет успеваемости, смычковые штрихи, программы, годовые требования по классам и репертуар.
Курс обучения по классу бызаанчы 72 ч.
Завершается экзаменом в 5 классе.




Методические рекомендации

Урок в классе по специальности бызаанчы является основной формой учебной и воспитательной работы в учебном заведении.
В процессе урока следует использовать различные виды работ.
В основу воспитания музыканта должен быть положен принцип единства художественного и технического развития. Работа над овладением музыкально-исполнительским навыками должна неизменно протекать на основе подчинения техники целям музыкальной выразительности, раскрытия идейно-художественного содержания произведения. Необходимо воспитание у учащегося внимательного отношения к прочтению авторского текста.
При составлении индивидуального плана учащегося следует руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустима включение в план произведений, превышающих музыкально исполнительские возможности учащегося. В некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в план учащегося отдельных произведений из репертуара следующего курса.
В репертуаре учащегося должны быть произведения, разнообразные по содержанию, форме стилю и фактуре, способствующие всестороннему формированию его музыкально-исполнительских навыков.
Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые изучает учащийся; развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости и пр.) способствует систематическая работа над этюдами, гаммами упражнениями (рекомендуется различные варианты исполнения –штриховые, динамические, ритмические и т д) Чтобы принять ребенка в ДМШ педагоги определяет музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма. Кроме этого важно обратить внимание на интеллект учащегося и аккуратность.
Работа над качествами звука, интонацией, ритмом, динамикой в равном мере необходимое при изучении как художественного материала, так и учебно-вспомогательного, должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения.
Большое значение для будущей деятельности учащегося имеется систематические занятия по разбору и чтению нот с листа. Необходимо периодически разбирать с учащимся в классе новый текст; кроме того регулярно давать небольшие задании по чтению с листа и систематически проверять их выполнение.
Важную роль играет правильная организация самостоятельных занятий учащегося. В целях наиболее рационального использования времени, преподаватель должен помочь учащемуся составить расписание «рабочего дня» и систематически проверять его выполнение. Расписание следует составлять с учетом времени, необходимого для приготовления заданий по музыкально- теоретическим и общеобразовательным предметом, для участия в общественной жизни школы.
Планирование учебной работы, глубоко продуманный выбор учебного материала являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса, успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных и мастерства учащегося но к началу каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальные планы для каждого учащегося, которые утверждаются на цикловой комиссии.
В конце года преподаватель представляет отчет о выполнении плана к отчету прилагается характеристика учащегося и его работы за год. Планируя работы с учащимися преподаватель в первый очередь должен учитывать их индивидуальные особенности, уровень музыкально-технического развития.
От педагога по специальному инструменту , которой является основным руководителем и воспитателем ученика, требуется профессиональное мастерство, творческое инициатива, умения правильно принимать методы обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей ( музыкальной памяти, воображения, впечатлительности, творческого импульса) учащегося.
Урок в специальном классе является основной формой учебной и воспитательной работы. Но воспитание учащегося, формирование его профессионализма мировоззрения осуществляет не только педагог по специальному инструменту: весь коллектив педагогов должен вырабатывать определенные требования к учащемуся, и добиваться их выполнения. Система знаний навыков на отдельных ступенях педагогического процесса складывается на основе учета возрастных особенностей психики ребенка. Это обусловливает планомерности развертывания учебного процесса. Необходимо не только разрабатывать план работы в классе специального инструмента, но и четко представлять круг вопросов, освещаемых по другим музыкальным инструментам в школе.
Педагог должен проявлять внимание ко всем сторонам учебной и общественной жизни ученика, знать его домашние условии, интересоваться успеваемости по музыкально-теоретическим дисциплинам.
Педагогу следует помочь ученику, составить расписание рабочего дня, чтобы не допустить перегрузки, которые может повлиять на его здоровье, другими словами, необходимо четкий режим домашних заданий.
Педагог специального класса должен чаще обращаться с родителями. Полезно проводить классные концерты для родителей, беседы лекции, разъясняющие роль и значение национальных инструментов.
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитываться на выступлениях, экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых уроках, конкурсах, прослушиваниях. На выполняемых экзаменах выносятся 4 произведения различных жанр и форм. Экзаменационные программы в классах прогрессивной ориентации составляется в соответствии с требованию по специальным дисциплинам, для выступающих в средние специальные, высшие учебные заведения искусств. В течение учебного года учащегося экзаменационных классов выступают на прослушиваниях, обыгрывая произведения выполняемой программы.
В остальных классах учащихся, как правила выступают на академических концертах. За учебный год педагогу желательно подготовить с учеником 3-4
, для публичных выступлений различных по жанру и форме (в том числе ансамблевые).
При подборе репертуара педагог должен руководствовать принципам постепенности и последовательности. Недопустимо включить в индивидуальных планах произведения , превышающие музыкально исполняемые возможности учащегося и не соответствия его возрастным данным. Не допуская неоправданного завышения репертуара учащегося, в отдельных случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включать в и п отдельные произведения из репертуара, следующего класса. Также преподавателю следует заботиться о разнообразии репертуара учащихся, исполняемые произведения
должны отличаться по содержанию классиков, современных, советских, зарубежных композиторов и применяется на народной основе. В отдельных случаях к выбору репертуару можно привлекать и учеников, пробуждая в них желание играть ту или иную пьесу. Это развивает активные отношение к музыке и служит дополнительным стимулом в занятиях.
Гаммы и упражнения следует играть на каждом уроке систематически и регулярно. Рекомендуется в старших классах играть гаммы с их обращениями. Не менее высшим является работа над этюдами.
Этюды нужно играть по нотам и выучить на память лишь отдельные наиболее полезные и характерные. Ученик, таким образом, может выучить большое количество этюдов в течении года, что несомненно, будет способствовать развитию у него навыка чтение нот с листа.





Индивидуальный план

На каждого ученика педагог по специальности составляет индивидуальный план на весь год. План должен содержать в себе краткую характеристику ученика подробный перечень материала литературы, которые должны пройти в течение первого и второго полугодий, и итог выполнение плана. Приступать к составлению индивидуального плана педагог может лишь после ознакомление с учеником, его музыкальными и индивидуальными данными.
Педагог пишет краткую характеристику ученика характеристика определяет, какой учебный материал и в каком количестве можно наметить на полугодие. Ученик со средними данными может пройти материал меньше, способный – больше. Кроме того, существует утвержденная программа – минимум для каждого класса ДМШ, который следует придерживаться.
В этой программе имеются примерные и экзаменационные требования для каждого года обучения, предназначенный для перехода в следующий класс и перечень рекомендуемой учебно-художественной литературы, которого можно использовать педагогами для общего кругозора и музыкальной культуры.
В процессе работы план может быть несколько видоизменен, одни произведения заменены другими, если в этом есть необходимость.








Учебные задачи специального класса бызаанчы.

С первых уроков необходимо приучить ученика внимательно и точно прочитывать и передавать авторский текст, вслушиваться в свое исполнение, повышать требовательность к его качеству.
При разучивании музыкальных произведений необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение.
Работа над выразительности исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, интонацией, ритмом и динамикой должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.
Важнейшей предпосылкой для успешного музыкально-исполнительского развития учащегося является воспитание у него свободной и естественной постановки (освоение целесообразных движений, обусловленных художественно-исполнительскими задачами). Тщательная работа в этом направлении и повседневный контроль как со стороны преподавателя по специальности, так и самого учащегося, обеспечивают устранение излишних мышечных напряжений, нередко перерастающих в тяжелые профессиональные заболевания.
В вопросе правильной постановки немаловажную роль играет подбор размера скрипки и смычка с учетом физических данных учащегося.
В начальном периоде обучения (на протяжении примерно первых2-3 недель) рекомендуется работать над развитием навыков извлечения звука смычком на открытых струнах (начиная со средних струн «ре» и «ля»); параллельно с этим можно подготавливать постановку левой руки, извлекая звук щипком (пиццикато).
Переходы из позиции в позицию являются не только одним из основных элементов техники скрипача, но и важным средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно-точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае, в зависимости от характера исполняемого произведения, их музыкально-выразительное значение.
Необходимыми условиями для достижения успешных результатов в работе над штрихами являются: соответствие музыкально-выразительного значения того или иного штриха характеру исполняемого произведения, качество его звучания, ритмическая точность, координация движений правой и левой рук , целесообразное распределение смычка.
Развитие техники в широком смысле слова должно осуществляться в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями; развитию техники в узком смысле этого слова (пальцевой беглости, четкости и т. д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями.
На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над этим важнейшим разделом музыкально-технического развития учащегося.
В работе над гаммами, арпеджио и упражнениями следует обращать особое внимание на качественную сторону исполнения, добиваясь интонационной точности, ровности звучания, устойчивого ритма, плавности движения смычка при чередовании струн и равномерности его распределения, свободной смены позиций, пальцевой четкости.
Исходя из индивидуальных возможностей учащегося, педагог должен давать четкие задания и систематически проверять их выполнения.
В процессе занятий в классе по специальности бызаанчы рекомендуется изменять последовательность проверки домашних заданий. Желательно прослушать заданный учебный материал, не прерывая исполнения. Сочетание показа на инструменте с объяснением является наилучшей формой классной работы, стимулирующей интерес, внимание и активность учащегося.


Учет успеваемости

В течение учебного года основной формой учета успеваемости учащегося является четвертная оценка, выставляемая педагогом.
В связи с тем, что четвертная оценка определяется педагогом на основании текущих и что эти оценки являются основными, определяющими фактическую успеваемость учащихся, ответственность за их полную объективность, доброжелательность и педагогическую целесообразность чрезвычайно возрастает.
В конце учебного года педагог выставляет годовую оценку на основе четвертных и с учетом оценок, полученных учащимся на зачетных академических концертах в первом полугодии и в конце года.
Не допуская неоправданного завышения оценок, педагог в текущей классной работе должен всячески поощрять усердие детей, что в свою очередь стимулирует их работу.
Следует иметь в виду, что критерий оценок успеваемости и продвижения учащихся в детских музыкальных школах очень условен, например, оценки 4-5 могут быть в равной мере выставлены учащемуся с отличными музыкальными данными и учащемуся с удовлетворительными данными, но сделавшему в пределах своих возможностей большие успехи. Однако, во всех случаях, независимо от степени одаренности детей основным критерием оценки является грамотное и осмысленное исполнение произведения.
В первом полугодии учащиеся исполняют одно произведение крупной формы, либо два произведения кантиленного и технического характера (пьеса технического характера может быть заменена этюдом), в 3 четверти –пьесу кантиленного или технического характера, а в конце учебного года гаммы. Арпеджио или 2-3 произведения соответственно требованиям для перехода в следующий класс, предусмотренным настоящей программой.
Учащиеся хорошо успевающие, могут выступать и больше количество раз. При этом педагогу должна быть предоставлена полная свобода в выборе репертуара для выступлений учащихся с учетом их возможностей и подвинутости. Очень важно, чтобы на протяжении всех лет обучения педагог воспитывал в учащихся чувство ответственности за каждое выступление, критическое и требовательное отношение к себе.
Контроль за успеваемости учащихся и усвоением ими навыков , предусмотренных программой, осуществляется как во время выступлений в течении учебного года, так и на итоговых, академических концертах и выпускных экзаменах.
Все выступления учащихся – характер и качество исполнения, подвижения и успеваемость, индивидуальные особенности учащегося и подбор репертуара – должны тщательно обсуждаться педагогами данного отдела, методические замечание заноситься в индивидуальные планы учащегося и в методическую работу.

















Смычковые штрихи
Штрихи –это наиболее конкретные формы звукоизвлечения обусловленные художественными задачами. Они связывают основные способы звукоизвлечения (т. е. основные приемы) с конкретной смысловой задачей.
Деташе (Detache).
Штрих деташе представляет собой широкое, взятое раздельно на каждую ноту движения смычка с одинаковым нажимом и равномерной скоростью проведения его по струне.
Работа над штрихом деташе в самом элементарном виде начинается с первого года обучения, штрих является основной для звукоизвлечения и всех других штрихов.
Деташе необходимо соблюдать следующие условия; смычок должен идти по одному месту струны посередине между грифом и подставкой и перпендикулярно к струне, т. е. параллельно к подставке.
Качество извлекаемого звука находятся в зависимости от скорости ведения смычка по струне и его нажима на струну.
Штрих деташе усложняется за счет более мелких ритмических длительностей (восьмые, шестнадцатые) с использованием разных частей смычка. Деташе следует изучать с различными нюансами и в разных темпах.
Легато (legato).
Легато означает связное исполнение ряда звуков на один смычок без пауз. Исполнение штриха легато усложняется и совершенствуется. Однако, основные требования, предъявляемые к этому штриху – непрерывность звукоизвлечения, точность, распределение смычка, четкость ритма и плавность смены струн остаются неизменными.
Мартеле (Martele).
Мартеле острый штрих, острый штрих которые исполняется раздельными движениями смычка вниз и вверх с остановками между нотами. Мартеле достигает крепким нажимом на струну головкой смычка, использованы для этого кисть руки. Если кисти не достаточны, то можно добиваться предплечье, но никогда нельзя давить плечо. После крепкого нажима следует быстрое движение смычка как в акценте, но после активного движения следует эстетическое торможение.
Вибрации.
Вибрация является одним из важнейших средств музыкальной выразительности. В случаях легко добиться правильной вибрации, нужно помочь направить колебательные движения в соответствии с индивидуальными качествами руки ученика и неуклонно следить за развитием этого навыка.

Два условия для начала работы с вибрацией:
возникновение эстетической потребности звуковой краски;
отсутствие лишней потребности.
Трель (tr).
Трель – одно из наиболее употребляемых украшений. Способствует развитию беглости и легкости пальцы. Труднее всего трелировать тон; интонация в трель должна быть безукоризненной т. е. очень чистая.
Тремоло.
Термином тремоло обозначается быстрое, равномерное чередование гармонических сочетаний. Техника близка к трелю но надо учитывать особые условия звучания; поскольку более широкие интервалы, а следовательно значительно различна длина звучания отрезков смешанных струн. Необходимо находить приемлемую прикосновение смычка к струне.
Пиццикато (pizz).
Пиццикато правой рукой выполняют тремя способа держания смычка:
а) способ- когда перед и после pizz положить и взять смычка. Угол перехода пальца щипать по возможности ближе к грифу.
б) если паузы нет, повернуть к себе волосом и подставки;
в) аккорды смычок в кулаке, а pizz резким движением острым углом.
Стаккато (staccato)
Стаккато - соединение отдельных штрихов мартле общий штрих , т. е. в одном направлении. Учить надо чередуя навесь смычка и проведения. Наиболее удобно верхнюю половину смычка экономить.
Стоячее стаккато – прыгающий штрих, бросковый рука прсле каждого звука возвращается в исходное положение на кисть.
Летучая стаккато – комбинация двух методов игры плечи на кистью одновременно. После каждой взятой ноты смычка эластичного стаккато. Все прыгающие штрихи требует более высокого уровня правой руки, чем для лежащих штрихов на точные струне.



















Первый класс
Годовые требования
Усвоений названий частей бызаанчы и смычка
Основы постановки обеих рук
Ровность введение смычка
Качество звучания, интонация, ритм
Работа над развитием музыкального слуха
Изучение первой позиции 1-ая октава
Штрихи деташе легато
2-4 этюды
3-6 пьес
Чтение нот с листа
Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов .
Народные песни.
Украинская народная песня «Лисичка»
«Ой, у поли»
«Ой ру-ду»
«Перстень»
Тувинская народная песня «Доге-баары»
«Чайлаг»
«чыраа-бора»
«Ону дилеп чордум дээр мен» обр. А.Курченко
Бадыраа С. И. «ойнаар-кызым»
Бегзи К. С. «кадарар мен»
Бетховен Л. Сурок
Венгерская народная песня «Мамин праздник» обр. Попатенко
Габа К. Считалочка
Гончигсумлаа С. Хургичин
Гайдан И. Песенка
Гайдан И. Менуэт
Дупчур А. «Бора-Хокпеш»
Дунаевский И. Колыбельная
Детская песенка Пешеход
Кабалевский Д. Про Петю
Прогулка
Комитас С. Ой, Назан
Кенденбиль Р. Д. «Зайчик» обр. В. Танова
Леви Н. Пароходик
Левина З. «Неваляшки» обр. С. Шальмана
Люли Ж. Песенка
Моцарт В. А. Майская песня
Моцарт В. А. Аллегретто
Попатенко Т. Частушка
Потоловский Н. Охотник
Русская народная песня «Ходит зайка по саду»
«Как под горькой»
«На зеленом лугу»
«Как пошли наши подружки»
«У ворот, ворот»
«Ах вы сени мои сени»
Словацкая народная песня. Обработка Штертнадского
Танов В. А. «Светлячок»
«Лошадки»
Шуман Р. «мелодия»

Переводные требования

Гамма этюды
Андреева М. Словацкая народная песня
Детская песенка пешеход
Тувинская народная песня «Чыраа-бора»
Украинская народная песенка «Лисичка»
Второй класс
Годовые требования

Работа над звукоизвлечением и ритмом
Распределение смычка переходы со струны на смычка
Ровность введение смычка – качество звука
Изучение штрихов деташе легато
Динамические оттенки
Гамма 3-5 этюды
4-7 пьес
Чтение нот с листа
Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов.
Народные песни.
«Во сыром бору тропина»
«Во поле береза стояла»
«Ой, джигуне, джигуне»

Бакланова Н. Колыбельная

Бакланова Н. Романс
Багиров З. Романс
Брамс И. Петрушка
Базыр-Оол С. «Арыкчыгаш»
Глинка Н. Песня Вани
Гедике А. Заинька
Гречанинов А. Колыбельная
Дварионас Б. Прелюдия
Кабалевский Д. Наш край
Комаровский А. Веселая пляска
Книппер Л. Полюшко
Комитас С. Ручеек
Конгар А Хунне, чайым
Кенеш Б «МАлчыннын ыры»
Пантильон Г Аллегретто
Польская детская песня «Висла»
«Мишка с куклой»
Римский –Корсаков Н Песня из оперы «Майская ночь»
Соколовский Н Песня без слов
Танов В. А. «Ачамга»
«Дождик»
«Сайзанак»
«Ягнята»
Танов А.С. «Песня о родном городе». Обр. В. Танова
Тока В. «Анчынын ыры»
Шостакович Д Хороший день
Шуман Р Веселый крестьянин

Переводные требования
1. Гаммы этюды
Русская народная песня «Во сыром бору тропина»
Танов В. А. «Эреспей»
Польская детская песня «Мишка с куклой»
2. Гаммы Этюды
Базыр-Оол С. «Арыкчыгаш»
Танов В. А. «Ачамга»






Третий класс
Годовые требования
Работа над ритмом темпами
Изучение штрихов легато мартле
Работа над динамикой
Народные песни
Работа над звукоизвлечением
Этюды гаммы на разные виды техники
4-8 пьес
Чтение нот с листа
Разбор текста крупная форма
Пьесы русских, советских зарубежных композиторов.
Народные песни.
Тувинские народные песни «Хандагайты»
«Кожамык»
Белорусская народная песня «Перепелочка»
Богословский Н. «Грустный рассказ»
Бюрбе С. Танец
Вебер К. Хор охотников
Глинка М. Мелодический вальс
Полька
Гречанинов А. Вальс
Кабалевский Д. Вприпрыжку
Комаровскирй А. Тропинка в лесу
Веселая пляска
Кенденбиль Р. Д. «Чашка чая» обр. В. Танова
Кертик-оол В. Почтачы кыс
Лаптан А. «Авай»
Моцарт В. А. Рондо
Моцарт Л Волынка
Прокофьев С. Марш
Танов А. С. «Ховаганнар»
«Шайывыс»
Танов В. А. «По секрету»
Хачатурян А. Андантино
Чайковский П. Старинная французская песня
Шарманщик поет
Шостакович Д. Грустная песенка
Шарманка
Переводные требования
Гаммы этюды и арпеджио
Тувинская народная песня «Хандагайты»
Глинка М. «Полька»
Чайковский. П. старинная французская песенка
Гречанинов А. «Мелодия»
Кенденбиль. Р. Д. «Чашка чая»
Танов. В. А. «Ховаганнар»













Четвертый класс
Годовые требования

работа над штрихами мартле стаккато
Работа над темпами
Работа над техникой
Произведение тувинских композиторов, крупная форма
Работа над качеством исполнения
Чтение нот с листа
Работа с концертмейстером
7-9 этюдов
6-9 пьес
Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов.
Народные песни.
Аксенов А. Звенящая нежность
Бах И. С. Рондо
Бадыраа С. И. «Воспоминания»
Бонончини Дж. Б Рондо
Бетховен Л. Менуэт
Вивальди Концерты
Габриель Мари Ария старинном стиле
Глинка М. Жаворонок
Кайдан С. «Тувинский марш»
«Енисей»
Кабалевский Д. Полька
Клоуны
Кенденбиль Р. Д. «Мои горы»
«Соловей»
Раков Н. Прогулка
Рассказ
Рахманинов С. Полька
Стоянов В. Юмореска
Танов А. В. «Скерцино»
«Дамырак»
«Переменка»
«Игрушки»
Тока В. «Пьеса для бызаанчы и фортепиано»
Тувинская народная песня «Теве-Хая» обр А. Курченко
Фрид Г. Заинька
Хоюгбан А. «Тыва кыстар –дангыналар»
Хуреш-оол Д. Тувинский танец
Чыргал-оол А. Б. «Наездники»
«Покорение Енисея».

Переводные требования
Габриель Мари Ария в старинном стиле
Кенденбиль. Р Д. «Соловей»
Танов. А. С. «Танец олененка»
Раков. Н. «Прогулка»
Кайдан. С. «Енисей»
Тувинская народная песня «Теве-Хая»









Пятый класс
Годовые требования

Работа над штрихами трель пиццикато
Работа над техникой
Качественное исполнение
Произведение тувинских композиторов, крупная форма
Работа с концертмейстером
Чтение нот с листа
8-10 этюдов
8-10 пьес
Пьесы русских, советских и зарубежных композиторов.
Тувинские, народные песни.
Аксенов «Моя любимая»
Ашастин К. К. «Тыва дугайында бодал»
«Азаска дан хаязы»
«Эрги чаа холдун ыянгызы»
Бах И. С. Сицилиана
Бетховен Л. Сонатина до минор
Вивальди А. Концерт соль мажор
Концерт ля минор
Жамьян. Д. «Вечер в степи»
«Соло для бызаанчы и фортепианы»
Моцарт А. В. Сонатина соль мажор
Новотный. В Тема свариациями
Обер. Л. Тамбурин
Раков. Н Вокализ
Римский-Корсаков Н. А. Песня индийского гостя из оперы «Садко»
Рубинштейн Н. Прялка
Ридинг О. Концерты
Серен В. «Найыралдын хемчигежи»
Сухбаатор Ц. Жалан харын явдал
Танов А. С. «Танец олененка»
Танов В. А. «В поход»
«Прогулка»
Урана хомушку Фантазия на тему песен «куулар» и
А. Чыргал-оола «Айдыннын вальзы»
Шананин А. В. Этюд – картинка
Чыргал-оол А. Наездники

Экзаменационные выпускные требования

Бадыраа С. И. «Воспоминание»
Бах И. С. «Сицилиана»
Вивальди А. Концерты
Ридинг О. Концерты
Раков Н. Вокализ
Кайдан С. Енисей
Тока В. Пьеса для бызаанчы и фортепиано
Чыргал-оол А. Б. Наездники










Список использованной литературы

Ашастин К. К. Сборникпьес-Кызыл, 1994
Григорян А. В. Начальная школа игры на скрипке.-М. 1991
Дерохин В. Первые шаги. Пособие для юных скрипачей.-Минск, 1980
Жамьян Д. Сборник пьесы для тувинских народных песен-Кызыл, 1991
Курченко А. А. Хрестоматия для тув. Нац. Инстр. На материале тув. Нар. Песни. Часть1-Кызыл,1995
Специальный класс скрипки. Специальный класс альта.
Программы для ДМШ Москва,-1968
Специальный класс скрипки. Специальный класс альта. Программы для ДМШ Москва,-1976
Тока В. С. Сборник пьес.-Кызыл 1976
Фирсов В. М. Хрестоматия для баяна 1-5 кл ДМШ-Кызыл,1978
Хрестоматия для скрипки. Педагогический репертуар ДМШ 3-4 кл, Музыка, 1989
Нотная папка. Тюлюш. У.



















13PAGE 15


13PAGE 14415




15