Роль учебного кабинета в повышении качества знаний


Роль учебного кабинета в повышения качества знаний
(доклад на заседании педсовета)
Выполнила Корсукова Л.С.
Н.Новгород, 2014г.
Современный процесс обучения в основном характеризуется своей направленностью на создание и развитие самодостаточной и творческой индивидуальности, способной приспособиться к непрерывно меняющемуся миру и найти в нем свое место.
Подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, умению ее отображать и использовать - вот одна из основных задач деятельности любого учителя (в независимости от предметной направленности) и процесса обучения в целом. Качество и количество усваиваемой учащимся информации напрямую зависит от степени соответствия учебного кабинета современным стандартам и от выполнения ряда эргономических требований, предъявляемых к нему.
Исследователи полагают, что для того чтобы формировать умение учащихся работать с информацией кабинеты должны обладать следующими свойствами;
Предметная направленность.
Функциональность.
Эстетика в оформлении.
Соблюдение зрительного комфорта.
Удобство размещения и хранения материальных средств обучения.
Отсутствие информационной перегрузки (лаконизм).
Рассмотрим некоторые из этих свойств подробнее.
1.Предметная направленность работы кабинета напрямую зависит от tro оснащенности методическими и дидактическими материалами. Методические фонды, обучающие комплекты профессиональной направленности, тематические стенды узловых темпрограммы являются важнейшей частью учебного процесса. При этом учащиеся должныиметь возможность оперативного обращения к данным материалам в ходе каждого занятия. Это стимулирует интерес к дисциплине, активизирует мыслительную деятельность,развивает самостоятельность и творческое мышление студентов.
Разнообразие стендов и плакатов, а также их регулярная смена тоже играют большую роль. Новая, «свежая» информация поддерживает познавательный интерес у учащихся, тогда как не меняющиеся долгое время наглядные материалы только раздражают и отвлекают.
2.Что касается эстетики оформления кабинета, то в нем не должно быть ничеголишнего, отвлекающего внимание учащихся, излишнего украшательства. Необходимо,
чтобы он выглядел строго, но красиво и уютно, чтобы у студентов, занимающихся в нем, создавалось хорошее рабочее настроение. Сущность изучаемой дисциплины должна отражаться соответствующим настенным оформлением и содержанием профессиональной подготовки.
В колористической гамме интерьера кабинета необходимо использовать цвета, наиболее благоприятные для интенсивной интеллектуальной деятельности. По данным психофизиологических исследований, таким цветом является светлый тон текстуры дерева. Оптимальный фон классной доски - темно-зеленый, матовый. Блеск на поверхностях отделочных материалов недопустим. Должно быть выбрано контрастное содержание хроматических и ахроматических, теплых и холодных цветов.
3.При проектировании учебного кабинета нужно стремиться к оптимизации рабочих мест преподавателя и студентов.
На рабочем месте преподавателя целесообразно поместить автоматизированный пульт управления всеми техническими средствами обучения. Такой пульт позволяет использовать на занятиях имеющиеся в кабинете диафильмы, кинофильмы, слайды, обеспечивает быструю смену средств наглядности, позволяет сэкономить учебное время, незаметно переходить от одного метода обучения к другому.
В кабинете все должно иметь свое место. Все учебно-наглядные пособия систематизированы и рационально размещены. Преподаватель должен иметь под рукой все, что необходимо для подготовки очередного занятия: учебные программы, учебники, методические пособия, задачники, стандарты, справочники, журналы, специальную и научную литературу. Таким образом, учебный кабинет должен обеспечить максимальную экономию времени, связанную с затратами на подготовку к занятию.
4.Сегодня в учебную практику широко внедряются информационные технологии, значительно облегчающие процесс познания и передачи информации обучаемому.
Очевидно, что процесс обучения прямо зависит от его технической оснащенности. Современный учебный кабинет должен обладать такими техническими средствами обучения, как компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон и т.д. При выполнении заданий с применением информационно-компьютерных технологий учащиеся получают возможность полнее осуществлять самоконтроль, на уроке создаётся положительный эмоциональный фон, что служит дополнительным стимулом обучения, повышения мотивации учебной деятельности и качества образования. С использованием
ИКТ сокращается время подготовки к практической части урока. Яркие зрительные образы облегчают восприятие материала, улучшают запоминание. Увеличивается скорость овладения учебным материалом, наблюдается положительная динамика у слабых учеников.
В заключении хочется отметить, что информационно-предметная среда учебных кабинетов постепенно приобретает все более важное значение в учебно-воспитательном процессе. Современный кабинет, наиболее полно отвечающий всем отмеченным стандартам, - психологически комфортная среда для управления познавательной деятельностью учащихся и совершенствования качества образования.