Роль демонстрационных, программно-технических средств в повышении качества знаний учащихся


Роль демонстрационных, программно-технических средств
в повышении качества знаний учащихся.
Эффективное изучение физических явлений и строения веществ осуществляется благодаря хорошо оборудованному кабинету физики. В процессе обучения преподаватель знакомит учеников не только с теоретической стороной предмета. Для более продуктивного изучения с целью заинтересовать учащихся учитель использует различные демонстрационные материалы. С их помощью также проводятся лабораторные работы. Поэтому кабинет для обучения учеников физике должен быть хорошо оборудован.
Физика играет большую роль в формировании целостности миропонимания учащихся. Представление учащихся о взаимосвязи физики и окружающего мира достигается сочетанием теоретического и современных прикладных аспектов школьного курса физики. В связи со сложностью предмета подготовка к нему требует больших сил и затрат времени.
При обучении физике в средней школе учитель нередко сталкивается со следующими трудностями:
Учащиеся не могут представить некоторых явлений, таких как явления микромира и мира с астрономическими размерами;
Для изучения явления в школе не может использоваться какое-либо оборудование по причине его дороговизны, громоздкости или небезопасности (например, явления ядерной и квантовой физики);
Явление вообще нельзя наблюдать (например, явление фотоэффекта, или, двухуровневую модель лазера).
В этом случае подобные вещи в школе объясняются «на пальцах», что, безусловно. Сказывается на уровне подготовки учеников. Поэтому в своей работе я часто использую программно-технические средства. Это положительно сказывается на поддержании мотивации познавательной деятельности, позволяет сделать процесс обучения наглядным, интересным, увлекательным.
Учителя физики нередко сталкиваются с незаинтересованностью учащихся, невнимательностью, что приводит к низкой успеваемости учащихся. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.
Я очень часто использую сводные таблицы, схемы, к которым возвращаюсь в течение всего урока. Например, при изучении последовательного и параллельного соединений проводников. Мы заполняем таблицу, в которую записываем формулы для силы тока, напряжения и сопротивления цепи на различных участках цепи. Это позволяет проводить анализ изменения характеристик цепи.
Тот же самый материал можно представить в виде презентации, показать видео, используя обычный проектор.
При проведении лабораторных работ использование обычной веб-камеры позволит показывать крупным планом опыты, которые вы проводите на демонстрационном столе.
Если при изучении нового материала у вас не хватает оборудования, можно наглядна и интересно объяснить новую тему, если использовать диски «Электронные учебники» и «Открытая физика».
На этапе закрепления материала программное обеспечение позволяет создавать тестовые задания. Ученик подходит к доске и выбирает правильный ответ, доска распознает текст и проверяет правильность выполненного задания.
Также на этом этапе урока, и других этапах тоже, можно использовать функцию электронной ширмы. Ширма может скрыть рисунок, схемы, числа, которые потом можно открыть в нужный момент. Например, при написании учащимся формул на доске, за ширмой находятся правильные ответы. Ученик, после выполнения задания, сам откроет ширму и проверит себя.
Но все же в ряде случаев важно отдавать предпочтение традиционным методам обучения, средствам наглядности. Современные компьютерные технологии должны помогать обучению предмету, а не заменять его. (Никакая модель или видеофрагмент о математическом маятнике не заменит реального физического эксперимента.) Целью должно быть не использование программно-технических средств, а её грамотное применение для повышения качества образования.