Опыт работы Групповая форма работы на уроке иностранного языка


М.И.Калинин в своё время сказал: «Недалеко то время, когда признание человека культурным будет связано с изучением хотя бы одного иностранного языка». Такое время наступило. Если в предыдущие десятилетия круг людей в стране, у которых была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и в опосредованное общение (систему Интернет) довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранного языка. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию стран и народов. Я учитель английского и французского языков. Французский язык входит в число пяти международных языков мира, на нём говорят миллионы людей. Это язык почты, математики, международной моды. Восемнадцать лет я преподавала этот красивый по звучанию и мелодичности язык. В настоящее время в нашей школе изучают английский язык, о роли которого знают все.
Главной целью изучения иностранных языков является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих – языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
За последние годы в современной методике появилось множество технологий преподавания иностранного языка в школе. Это педагогика сотрудничества, разноуровневое обучение, использование мультимедиа на уроках, проектная деятельность. Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Из множества этих технологий каждый учитель выбирает свою систему эффективного обучения иностранному языку. Я беру за основу типовую государственную программу и строю учебный процесс с учётом реальных условий и коммуникативных потребностей учащихся. Мною собран и классифицирован большой дидактический материал для формирования, совершенствования и контроля навыков и умений всех видов речевой деятельности.
Воспитать творческую личность может только учитель-творец. У каждого учителя это проявляется по-разному. У меня это организация групповой формы работы учащихся на уроке или технология коллективной учебной деятельности в группе. Почему я выбрала эту форму работы? Для меня школа – это не просто передача знаний ученикам, но развитие и воспитание личности. Групповая форма работы даёт детям возможность проявить такие замечательные качества, как взаимопомощь, дружеская поддержка, терпение, доброжелательность, уважение мнения товарищей, активность, творческий подход к заданию. Русский дидакт Данилов М.А. писал, что групповая форма работы даёт возможность проявить умения и способности каждого. А это естественный стимул здорового творческого соревнования.
Результаты совместной работы учащихся в группе выше по сравнению с выполнением того же задания учеником индивидуально. Каковы главные признаки групповой формы работы и как её организую я? Во-первых, класс делится на группы для решения конкретных учебных задач. Я делю класс на группы по четыре человека. Каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя. Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого в группе. Состав группы не постоянный, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы. Главное, чтобы в группе не было враждебно настроенных друг к другу учащихся. В ходе работы ребята совместно обсуждают ход и результаты работы, обращаются за советом друг к другу. Только при таких условиях в составе группы школьник на собственном опыте убеждается в пользе совместного планирования и выполнения конкретного задания. При групповой форме работы возникает индивидуальная помощь каждому ученику. Помогающий ученик получает не меньшую пользу, чем слабый, его знания конкретизируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Групповая форма работы складывается из предварительной подготовки, постановки учебных задач, краткого инструктажа учителя, обсуждения и выполнения задания, наблюдения учителя, сообщений по вызову учителя, общей дискуссии в классе под руководством учителя и индивидуальной оценки каждого. Исследования показывают, что групповая форма работы предъявляет высокие требования к учителю. Он должен хорошо владеть дисциплиной, следить за сотрудничеством учеников в разных группах, владеть психологией для создания группы.
Работа в группе подразумевает самообучение и взаимообучение школьников.
Через работу в группе проходят все виды речевой деятельности, но особенно устная речь и чтение. После первичного предъявления нового материала и его отработки дальнейшая активизация проходит в группе. Для этого я использую уплотнённый опрос – сильный ученик отвечает у доски, все его внимательно слушают, потом он работает с группой, а у доски отвечает другой ученик. У ребят появляется возможность послушать правильный ответ. Учитель должен сам называть отвечающего. Но я применяю педагогику сотрудничества. У нас есть карточки – «доверие», «группа», «учитель», «экспедиция» - которые выбирает один из учеников. Во-первых, у детей укрепляется доверие к учителю, во-вторых, это в какой-то степени уменьшает страх, боязнь неправильного ответа. А главное, этот выбор даёт эмоциональную разрядку. За выполненное задание группа получает оценку, которая повышает ответственность каждого за успех группы. Но не обязательно каждый раз ставить отметку, могут быть разные виды поощрения. Улыбка, доброе слово учителя иногда значит больше, чем пятёрка в дневнике, и запомнится оно, может быть, на всю жизнь.
В настоящее время я пытаюсь чаще использовать этот принцип оценки. И в глазах детей вижу радость и улыбку. Он помогает мне создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности. Мои учащиеся принимают активное участие в различных конкурсах и викторинах. Значит, они доверяют мне как учителю и уверены в своих знаниях.
Важнейшей составляющей учебного процесса является контроль полученных знаний, без него невозможно обеспечить эффективность обучения. Я использую этикетные формулы педагогического общения в ходе контроля, так как с их помощью создаётся непринуждённая обстановка сотрудничества, она способствует полному раскрытию учащимися своих коммуникативных возможностей. Мы с детьми придумали свою систему оценок по принципу светофора: красный цвет – «3», жёлтый – «4», зелёный – «5». Каждая оценка, считает Шаталов, должна быть прежде всего стимулом, который обязательно должен вызывать положительную реакцию ученика. Система Амонашвили – это любовь к детям. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, предметом. Поэтому при оценке работы всей группы я тоже не ставлю отрицательные оценки.
Групповая форма работы имеет и свои недостатки. Один из них – это то, что учащиеся в группе не всегда в состоянии самостоятельно выполнить задание. Только в сочетании с другими технологиями групповая форма приносит ожидаемые положительные результаты. Работа в группе – это солнце, вокруг которой радугой отражаются различные формы и методы обучения иностранному языку.
Методик и технологий много, но я всегда помню слова Василия Александровича Сухомлинского: «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания. В наших школах не должно быть несчастных детей - детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».