Статья Парная и групповая работа на уроках и во внеурочной деятельности


Парная и групповая работа на уроках
и во внеклассной деятельности
Обладая опытом работы в образовательной сфере свыше 30 лет, я имела возможность убедиться в том, что на разных этапах профессиональной деятельности эффективными бывают и разные методы работы с детьми. Опытным путём отсеивались менее эффективные формы работы, и по крупицам собиралось и применялось все более плодотворное и результативное, приносящее удовлетворение в работе и мне, и детям.
Ещё много лет назад я стала применять эпизодически парную работу, а затем уже внедряла её и в групповую работу с временными творческими группами. Со временем этот вид работы стал необходимостью, так как давал положительные результаты. Взаимодействие в парах со временем улучшает микроклимат в классе, объединяет пару в поисках наилучшего общего результата, сглаживает шероховатости во взаимоотношениях, если они существовали раньше. В ходе парной работы в форме диалога происходит активное речевое развитие: детям необходимо правильно сформулировать вопрос и выразительно адресовать его своему напарнику, затем поменяться ролями.
Приучая ребят к парной работе, я сначала сама строю вопросы и ответы на них в карточке, разделённой для этого на две части, детям отводится репродуктивная роль.
Такая карточка позволяет проверить детям свои и чужие знания по данной теме.
Более сложной бывает работа на следующем этапе, когда при подведении итогов работы на определённом этапе или маршруте я ставлю перед детьми задачу:
- сформулировать вопрос к первому правилу;
- найти ответ на этот вопрос в тексте правила;
- подобрать пример на данное правило;
- записать данную пару «вопрос-ответ» для парной работы для тех, кому трудно ещё самому подготовить такую пару.
Так рождается этап за этапом цепочка вопросов и ответов. В классе есть пары, которые могут сформулировать только одну такую пару. И всегда находится такая пара, которая способна сделать вывод в вопросно-ответной форме при подведении общего итога урока.
Некоторые пары готовят свою такую карточку, дома тиражируют её, предлагают по ней работать над закреплением изученного. Однозначно, что такая работа требует проверки и контроля со стороны родителей и учителя.
Далее работа усложняется до такой степени, что дифференцированно дети получают домашнее задание: составить карточку с вопросами и ответами по различным темам для повторения изученного самостоятельно. Такие дети становятся соавторами одного из этапов следующего урока. Если карточка составлена верно, то она становится небольшим учебным пособием для тех, кто сможет работать пока что репродуктивно.
Ребёнок, научившийся работать по готовой схеме парной работы, умеющий составлять одни вопросы, умеющий объединять их с ответами и, наконец, умеющий составлять самостоятельно всю карточку с вопросами и ответами по различным темам, может уже выполнять роль консультанта, а иногда и самого учителя.
С помощью парной работы достигается и личностный рост ученика, осознание не только своего успеха, но и успеха того, с кем он связан в парной или групповой работе.
Консультанту доверяется контроль за деятельностью одного или нескольких учеников, предположительное оценивание их деятельности. Сам же консультант контролируется учителем сразу же или при предварительной подготовке ещё задолго до данного урока.
Ученик, который неоднократно достигал уровня консультанта, на уроках, целиком посвящённых групповой работе, входит в аналитический центр, состоящий из наиболее зарекомендовавших себя учеников. Функции ученика в аналитическом центре разнообразны. Это зависит от того, ролевая это игра, исследование или путешествие, урок-спектакль или интеллектуальный марафон. Парная работа на уроках эстетического цикла усиливает результативность деятельности. На данных уроках хорошо заметны дети, которым комфортно работать одним, и дети, которые в тандеме способны проявить себя гораздо шире и глубже.
Замечательно, что ребята, приложившие немало усилий и создавшие в паре аппликацию или иную поделку, никогда не разделяют при анализе общих достижений на своё и чужое.
Они говорят: «Мы это сделали вместе».
На уроках творческого плана консультанты объединяются в жюри. Это тоже немаловажно для личностного роста детей, их успешности.
В парах можно читать, писать словарные диктанты, проверять друг у друга работы на предмет орфографической зоркости и каллиграфии, придумывать условие своей задачи и формулировать несколько вопросов к данному условию, решать задачи и примеры разными способами на скорость, выполнять и составлять тесты, проверять друг у друга знание таблицы умножения и состав чисел.На уроках использую много разных игр в парах: «Найди соответствие», «Магические квадраты», «Математическая мозаика», «Продолжи цепочку». В парах интересно работать над фольклором. Кто больше загадает друг другу загадок, назовёт пословиц.
При изучении крылатых выражений очень интересной бывает игра «Объяснялки».
Если хорошо отрегулировать взаимодействие в парной работе на уроках чтения, окружающего мира, русского языка и т.д., тогда уже можно использовать всё накопленное и в более сложном взаимодействии на уроках, где класс разделён уже на группы. Группы образуются в ходе предварительной жеребьёвки, с учётом пожелания отдельных застенчивых детей. Вот тогда можно проводить в рамках уроков и экологические суды, и эстафеты, и путешествия.