Групповая и парная работа на уроках

Автор: Анульева Ирина Геннадьевна,учитель МБОУ СОШ №35, г. Каменск-Уральский. Групповая и парная работа на уроках Цель: познакомиться с наиболее эффективными способами активизации познавательного интереса. Задача: познакомить с одной из форм коллективной учебной деятельности. Для того, чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения необходимо отметить, что заранее продуманное разнообразие методов и приемов обучения внутри темы и курса в целом оказывают влияние на формирование познавательного интереса, позволяют пройти все ступени его формирования: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Рассказ учителя об интересном случае из жизни, истории географических открытий и т.д. способствует формированию ситуативного интереса (любопытство). По мере обогащения запасов конкретных знаний учащихся в процессе учебной деятельности и осознания ими ряда фактов, явлений, законов, происходит все большая объективизация интереса. Любопытство перерастает в любознательность, а это уже установка на познание. Проявление любознательности тесно связано с самим содержанием учебной деятельности, в то время как любопытство направлено на внешние моменты по отношению к содержанию и ограничено тем, что происходит в настоящее время. На стадии любознательности учащиеся спорят, стараются самостоятельно найти ответы на вопросы. Следующая стадия - наличие познавательного интереса - проявляется в стремлении к прочному усвоению знания предмета, которое связано с волевым усилием и напряжением мысли, применением знаний на практике. В процессе обучения географии изменяется объект интереса учащихся. В начале это факты, а затем их глубокое истолкование и раскрытие причинно- следственных связей, которое приводит к пониманию картины мира. Большие возможности в этой связи дает использование групповой и индивидуальной работы с учащимися. Развитие познавательных интересов сопровождается формированием таких важных качеств личности, как пытливость, активность, творчество, что, в конечном итоге, обеспечивает разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса в отдельной предметной области в условиях открытого общения обусловливает становление личности, проявляющей интерес и в других сферах деятельности, в общественной жизни, в отношениях с товарищами и так далее, обеспечивает формирование активной жизненной позиции. Для работы в группах характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые таким образом становятся активными субъектами собственного уче¬ния. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности. При отборе учебного материала следует учитывать тот факт, что не каждая тема позволяет организовать работу в группах. Изучаемый материал должен быть знакомым, небольшим по объёму, проблемным и доступным для самостоятельного изучения и пони-мания. При разработке темы важно учитывать степень самостоятельности учащихся на каждом уроке, продумывать связь ново¬го материала с пройденным. При комплектовании групп необходимо учитывать характер межличностных отношений и уровень коммуникативных склонностей. В каждой группе должен быть ли-ер, который распределяет задания. Таким образом, каждый ученик работает и чувствует свою ответственность, так как его ответ влияет на оценку всей группы. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Это могут быть задания по проверке пройденного материала, по изучению нового, решению экономических и экологических задач и так далее. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по принципу «вертушки» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется группой. После завершения заданий всеми группами организуется либо общее обсуждение работы над этим заданием разными группами (если задание было одинаковое для всех групп), либо рас¬смотрение заданий каждой группой, если задания были разные. После отчёта групп о выполненном задании учитель делает вы¬воды, обращает внимание на типичные ошибки, даёт оценку работе учащихся. При выполнении заданий проверочного характера группой, учителем и самим учеником заполняется оценочная карточка и выставляется итоговая отметка.

Такой подход к отметке не случаен, так как в основе мотивов познавательной деятельности подростков (10-15 лет) лежит создание ситуации успеха, обеспечивающей эмоциональное благополучие, основу которого составляют: - мотив «отметки»; - совпадение оценки и самооценки; - стремление к личностному совершенствованию. Познание своих возможностей происходит под влиянием - общения, которое является сильным побудителем познавательного интереса. При объяснении группой выполненного задания другие учащиеся устанавливают причинно-следственные связи темы, составляют графический конспект или заполняют таблицу. Это зависит от задачи, которую перед ними поставит учитель.
Рисунок 115