Групповая и парная форма работы на уроках английского языка


ГРУППОВАЯ И ПАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
"Последовательное и интенсивное применение организованного интеллектуального диалогического общения, будь то в крупном городе или селе, решительно содействует кристаллизации в любом коллективе максимального количества талантов и гениев".
А.Г. Ривин
Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение.
Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование УУД считается ключевой задачей современной системы образования.
В современной школе важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.
Впервые понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Попробуем определить, что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. В-третьих, в деятельности надо учитывать индивидуальные и психолого-возрастные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Значит, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. На современном этапе задача школы - не дать определенный объем знаний, а научить учиться. Мы должны помочь ребенку освоить новые способы действия, дать ему инструментарий, который он сможет применить в жизни, когда выйдет из стен школы.
Главный принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, а учащиеся получают информацию самостоятельно, участвуя в проектной, исследовательской деятельности.
Цель учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Педагог должен так помочь организовать работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, ответы на вопросы, отработали в речи лексические и грамматические структуры.
На уроках английского языка для активизации познавательной и практической деятельности учащихся можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Не случайно использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока.
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную и групповую форму работы
Групповая работа учит школьников самостоятельности. В своей работе я
руководствуюсь учебно-методическим комплексом «Spotlight», в котором авторы
предлагают различные виды групповой работы.
Групповая форма работы на уроке английского языка дает очень многое:
Укрепляет межличностные отношения;
Развивает способность к общению;
Способствует росту мотивации к учению;
Обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися;
Повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе
Также она делает более плодотворной роль учителя – вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия, что немаловажно.
Организация работы в группах и парах:
Учителю следует задать направление. Объяснение должно быть чётким и понятным всей группе в виде записи на доске или раздаточного материала. Памятки и инструкции должны содержать четкие цели и временное ограничение.
Упражнение должно быть посильным и интересным для обучающихся, соответствовать их уровню. Поставленная задача должна побуждать учащихся к совместному действию в группе и принятию общего решения.
Нужно учитывать сложность поставленной задачи при делении класса на группы и пары. Несомненно, более сложные задания нужно поручать группе и когда предусмотрен обмен идеями с остальным классом.
Учитель может распределить роли в группах. Например, кто-то может быть тайм-кипером, кто-то отвечающим, а кто-то будет записывать идеи, возникшие при обсуждении.
Педагог может отвечать на вопросы и направлять учащихся во время обсуждения.
После завершения времени учитель предлагает высказаться каждой группе. Таким образом, происходит обмен мнениями.
Примеры методов групповой работы:
1. Метод “разрезанной информации”. Учитель создает команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.
2. Метод “учимся вместе”. Учащиеся работают над темой или лексикой в разнородных группах. После этого группы сравнивают результаты своей работы.
3. Метод проектов. Школьники ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.
В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:
Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний). Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно. Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения. Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов. Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.
Групповые формы работы способствуют более широким контактам между учащимися чем при традиционной форме классно-урочной системы, привносят новизну в организацию традиционного процесса. В группе очень легко проходит прием рефлексии, то есть умение смотреть на себя, на свою деятельность со стороны.
У всех учащихся разные способности и высокая миссия учителя – помочь им раскрыться. Поэтому на своих уроках я отбираю наиболее эффективные приемы и методы обучения, которые способствуют мыслительной деятельности школьников.
Примеры заданий в младших классах с использованием игровых моментов, соревнований между группами
1. Расположите слова в алфавитном порядке, учитывая вторую и третью буквы:
eyes read shoulder face knee
arm hair neck ears hand nose
toe foot mouth tooth sheep
2. Замените в стихотворении подчеркнутые слова:
The apple is red.
The plum is blue.
The lemon is yellow.
I give them to you.
Слова для использования: ball, sky, moon, rose, violet, cake, lips, eyes, heart
3. Каждая группа получает 12 листочков со словами. Ваша задача – составить из слов 3 предложения. Каждое предложение состоит из 4 частей, листочки одного цвета составляют одно предложение. Дается 3 минуты.
my father is brave
his dog and cat are funny
I am not silly
По команде «Make groups in four» впереди сидящие ученики разворачиваются назад к своим одноклассникам , у которых на парте лежит картинка. Учитель дает задание «Each pupil must say two or three sentences on the picture». На работу дается 5 минут. Консультант, суммируя все сказанное членами группы, показывает картинку классу. Один из группы описывает ее, остальные добавляют несказанное.
В результате групповой работы учащиеся составляют диалоги и воспроизводят их вслух. Даются задания, чтобы составить вопросы и расставить их в логическом порядке:
1. Name, her, is, what?
2. Nice, she, is?
3. Play tennis, does, she ?
4. Have , sister, you, got?
5. Is, how, old, is, she?
6. Birthday, is, her, when?

Итак, работа в группе дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Объем усваиваемого материала возрастает. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность. Характер взаимоотношений между детьми меняется. Класс становится более сплочённым. Дети получают удовольствие от работы.
Парная и групповая форма работы на уроке английского языка дает возможность включать в активную работу практически всех учеников класса, воспитать чувство ответственности друг за друга.
Из всего сказанного следует, что формирование данных Универсальных Учебных Действий является мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Список источников:
Зимняя И.А. «Психология обучения иностранных. языков в школе» М: Просвещение 1991г.
http://festival.1september.ru
3. Китайгородская Г.Л. «Интенсивное обучение иностранным языкам.» -М.: Русский язык 1992г.
4. Копылова В.В. «Методика проектной работы на уроках английского языка»: Методическое пособие.- 2е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.- 96с.